Управляемость автомобиля

Основным назначением автотранспортных средств является перемещение грузов и пассажиров. При этом траектория движения любого автомобиля при выполнении транспортной работы криволинейна. Для целенаправленной организации процесса движения водитель должен воздействовать на органы управления с целью корректировки направления движения автомобиля.

Общая длина криволинейных участков зависит от категории дороги. Например, для первой категории относительная длина криволинейных участков должна быть не более 1,9 %, а минимальный радиус в плане — не менее 300 м. Для второй категории эти параметры соответственно равны 5,235 % и 100 м. Для третьей и четвертой категорий дорог допускается значение радиуса в плане менее 100 м, а относительная длина криволинейных участков должна быть не более 9,7 и 13,31 %. Движение по грунтовым дорогам характеризуется почти непрерывным воздействием водителя на рулевое колесо.

При криволинейном движении автомобиля обычно выделяют два режима поворотов:

  • с малыми радиусами и невысокими скоростями;
  • с большими радиусами и высокими скоростями движения.

Первый режим характеризует маневренность автомобиля, второй — устойчивость и управляемость.

Криволинейное движение автомобиля как механической системы может определяться траекторией какой-либо ее точки (направляющая точка), углом поворота некоторой прямой, связанной с выбранной системой координат, и перемещениями отдельных элементов системы относительно направляющей точки. Для одиночного автомобиля и качестве направляющей точки обычно берется центр масс (тяжести), а в качестве прямой — продольная ось автомобиля, положение которой определяют курсовым углом у между ее проекцией на плоскость дороги и неподвижной прямой, принадлежащей этой плоскости.

Перемещение центра масс может быть разложено в прямоугольной декартовой системе координат на составляющую х, направленную по продольной оси, и составляющую у, перпендикулярную этой оси. Законы изменения перемещений, скоростей и ускорений по направлению продольной оси характеризуют тягово-скоростные и тормозные свойства автомобиля. Поэтому при изучении управляемости рассматривают законы изменения курсового угла, бокового смещения и их производных по времени. Перемещения отдельных масс автомобиля относительно центра масс в расчетах обычно не рассматривают.

У большинства автомобилей изменение курсовых и боковых параметров движения осуществляется в результате управляющего воздействия (поворота рулевого колеса). Возникающие в результате управляющего воздействия изменения курсовых и боковых параметров являются кинематической реакцией автомобиля на управляющее воздействие. Для поворота рулевого колеса водитель должен создать некоторый момент, значение которого зависит от изменений параметров движения. Сопротивление повороту рулевого колеса при этом называют силовой реакцией автомобиля на управляющее воздействие.

Для различных автомобилей одни и те же управляющие воздействия, осуществляемые в одних и тех же условиях движения, вызывают неодинаковые кинематические и силовые реакции. Характер функциональной зависимости между управляющими воздействиями и реакциями на них может применяться для оценки свойств автомобиля как управляемого объекта. Поэтому управляемостью автомобиля называют совокупность свойств, определяющих характеристики кинематических и силовых реакций на управляющие воздействия, или, другими словами, управляемость автомобиля — это совокупность свойств управляемого водителем автомобиля сохранять в определенных дорожно-климатических условиях заданное направление движения и изменять его в соответствии с воздействием на рулевое управление.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.