Ремонт шин мотоцикла
Ремонт мотоциклетных шин осуществляется в стационарных условиях и в пути. В стационарных условиях ремонт шин производится в специализированных мотохозяйствах, в которых имеется значительный парк мотоциклов. В основном это спецмотобазы, в которых мотоциклы применяются для перевозки небольших грузов (до 200 кг) и мотобазы Государственной автомобильной инспекции. В обоих случаях используются мотоциклы с колясками производства Ирбитского и Киевского мотозаводов.
В каждом крупном мотохозяйстве имеется шиноремонтный участок, оборудованный приспособлениями для горячей вулканизации и другого ремонта шин.
В дорожных условиях шины ремонтирует водитель мотоцикла.
Наиболее часто встречающееся повреждение мотоциклетных шин — это прокол или другое повреждение камеры. Водителю мотоцикла прежде всего необходимо своевременно обнаружить повреждение. Как правило, при проколе камеры давление воздуха в ней падает постепенно. Мотоцикл при уменьшении давления в шине хуже управляется, его начинает «водить», и опытный водитель почувствует это даже при небольшом падении давления. Следует плавно остановить мотоцикл, не прибегая к торможению колеса, шина которого имеет прокол. Торможение колеса с поврежденной шиной вызывает проворот шины относительно обода, и вентиль может быть вырван из камеры. В этом случае, а также когда водитель не сумеет вовремя обнаружить прокол и будет некоторое время ехать на шине с очень низким давлением, часто происходит разрушение покрышки — ее боковины. Причем даже незначительное повреждение боковины — оголение и незначительное разлахмачивание нитей корда — в дальнейшем явится причиной преждевременного выхода камеры из строя из-за перетирания ее стенок.
После остановки мотоцикла необходимо:
- снять колесо;
- размонтировать покрышку, пользуясь специальными монтажными лопатками, прилагаемыми в комплект инструмента;
- вытащить поврежденную камеру.
При наличии запасной камеры (или запасного колеса) поврежденную камеру рекомендуется ремонтировать при возвращении в гараж. Если поврежденную камеру необходимо отремонтировать на месте, надо проделать следующие операции:
- внимательно осмотреть покрышку (со стороны протектора и изнутри) и удалить предмет, вызвавший повреждение камеры;
- убедиться, что не повреждено место крепления вентиля к камере;
- при помощи насоса подкачать камеру, определить место прокола и обозначить его.
Часто оказывается, что падение давления в шине произошло в результате утечки воздуха в месте крепления металлического вентиля (из-за слабой затяжки гайки) или через неплотно завинченный, а возможно поврежденный золотник. В этом случае гайку (или золотник) нужно затянуть. Поврежденный золотник заменить.
- подготовить для ремонта имеющийся в мотоаптечке ремкомплект для заклеивания камеры — резиновые заплатки, резиновый клей, наждачную бумагу (или терку). Резиновые заплатки должны быть проложены целлофаном для предохранения от загрязнения и замасливания;
- аккуратно вырезать заплатку необходимого размера;
- протереть ремонтируемый участок камеры чистым бензином;
- наждачной бумагой или теркой тщательно зачистить участок камеры в месте повреждения;
- вторично протереть зачищенный участок камеры чистым бензином и смазать тонким слоем резинового клея;
- предварительно сняв целлофан с одной стороны заплатки, также зачистить ее, протереть бензином и смазать клеем;
- дать клею просохнуть в течение 10—15 мин и вторично нанести слой клея;
- после вторичной сушки аккуратно наложить заплатку, тщательно прижать ее и выдержать в таком состоянии в течение 15—20 мин.
После этого отремонтированную камеру можно монтировать.
Если при осмотре камеры окажется, что вентиль вырван полностью или произошло частичное разрушение резины в месте его крепления, ремонт следует производить в следующем порядке (в дорожных условиях можно ремонтировать только камеры, снабженные металлическими вентилями типов УК и МК):
- отвернуть гайку, закрепляющую вентиль в камере, снять шайбу (случай частичного вырыва вентиля);
- аккуратно, стараясь не увеличить повреждение камеры, вытащить вентиль из камеры;
- заклеить заплаткой вентильное отверстие и поврежденный участок камеры (порядок тот же, что и при ремонте проколов);
- на расстоянии не меньше 20 см от отремонтированного места вырезать по центру бандажной части камеры отверстие диаметром 4—6 мм;
- аккуратно, не разорвав отверстия, завести пятку вентиля внутрь камеры;
- надеть шайбу (обязательно вогнутой стороной к камере) и тщательно завинтить гайку.
Такой, так называемый «холодный», ремонт камер — крайняя и временная мера, так как заплатка может отклеиться от нагрева и деформации шины при качении.
Поэтому рекомендуется иметь с собой в пути, особенно при дальних поездках, дорожный вулканизатор и пользоваться им в соответствии с прилагаемой к нему инструкцией.
Покрышки с кольцевым разрушением боковины по всей окружности вследствие езды при пониженном давлении ремонту не подлежат. При незначительном местном разлохмачивании или разрушении нитей корда как временная мера (только при необходимости доехать до гаража) допускается применение резиновых или чеферных (прорезиненная ткань, прикладывается в мотоаптечку) манжет. Манжету нужно вырезать в соответствии с размером ремонтируемого участка покрышки и наклеить в той же последовательности, что и заплатку на камеру.
При помощи манжет допускается только временный дорожный ремонт покрышек, имеющих небольшие, длиной не более 1—2 см, сквозные механические повреждения.
Категорически запрещается отремонтированные при помощи манжет покрышки устанавливать на переднее колесо, так как это может привести к аварии.
Во всех случаях после ремонта покрышек при помощи временных манжет скорость движения на них должна быть значительно снижена, особенно в жаркую погоду. Эта мера вызвана следующими причинами: во время движения мотоцикла шина нагревается и подвергается динамическим нагрузкам. Отремонтированный при помощи манжет участок покрышки ослаблен и под действием нагрузок на шину и температуры во время движения возможно более обширное разрушение каркаса покрышки, сопровождающееся разрывом камеры. При мгновенном падении давления и движении на большой скорости мотоцикл теряет устойчивость, что может привести к аварии.
По этой же причине категорически запрещается ремонтировать и устанавливать на мотоцикл покрышки, имеющие сквозные повреждения больших, чем указано выше, размеров.
Покрышки даже с незначительными разрушениями каркаса, особенно сквозными, к дальнейшей эксплуатации не пригодны и в мотохозяйствах подлежат списанию и сдаче в утиль.
При неумелом монтаже шин на обод происходит частичный или полный разрыв проволок бортового кольца. Эксплуатация таких покрышек также недопустима, так как в этом случае при движении мотоцикла произойдет разбортовка покрышки, что может привести к аварии.
Добавить комментарий