Колеса и шины автомобиля. Их устройство и маркировка

Колеса и шины автомобиля. Их устройство и маркировка

Что такое колеса?

Колесо — это вращающийся и передающий элемент ходовой части, расположенный между шиной и ступицей.

Колеса транспортных средств подразделяются на одинарные и сдвоенные. Одинарное колесо устанавливается на одной ступице и несет одну шину, а сдвоенное имеет два обода, смонтированных на одной ступице и несущих две шины.

На автомобилях применяются следующие виды колес:

  • дисковые колеса
  • колеса с разборным ободом
  • составные колеса

Дисковое колесо — это неразборный узел, состоящий из обода колесного диска. Дисковое колесо грузового автомобиля может иметь составной обод, один из бортов которого состоит из съемного разрезного замочно-посадочного кольца и съемного бортового кольца, которые в сборе образуют обод. Варианты исполнения дисковых колес представлены на рисунке:

Исполнения дисковых колес

Рис. Исполнения дисковых колес:
а — колесо с цельным неразборным ободом (1 — посадочная полка; 2 — монтажный ручей; 3 — диск колеса); б — колесо со вставным ободом (1 — бортовое кольцо; 2 — замочно-посадочное кольцо; 3 — диск колеса)

Колесо с разборным ободом — это колесо, в котором один или два разборных обода крепятся непосредственно на ступице, развитой до размера обода. Такие колеса широко применяются на тяжелых автомобилях и автобусах.

Составное колесо состоит из двух элементов, каждый из которых включает часть обода. После сборки элементы образуют обод с двумя закраинами. Такие колеса применяются для крупногабаритных широкопрофильных шин и шин с регулируемым давлением.

Типоразмер колесного диска может быть обозначен следующим образом:

5,5 J x 15 H2 ET30

Здесь: 5,5 — указание ширины обода в дюймах. Данное значение выбирается из стандартного ряда: 3,5; 4,0; 4,5; 5,0; 5,5; 6,0; 6,5; 7,0 дюймов (размер а на рисунке);

J — тип конструкции боковых закраин обода диска (может быть J, JJ, JK, К или L);

15 — монтажный диаметр обода в дюймах. Стандартный ряд для легковых автомобилей — 10; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; l9 дюймов, для грузовых автомобилей и прицепов — 16; 20; 22,5; 24 дюйма (размер dM на рис. 4.25);

H2 — тип конструкции кольцевых выступов на посадочных полках обода, служащих для надежного удержания бескамерной шины на диске (например, Н, Н2, FH, АН и др.);

ET30 — вылет колеса в миллиметрах. Вылет — это расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и привалочной плоскостью ступицы колеса.

Колесо с разборным ободом

Рис. Колесо с разборным ободом: 1 — обод, 2 — прижим; 3 — ступица

Соединение колеса со ступицей обеспечивает передачу крутящего момента и центрирование колеса на ступице. Крепление штампованных дисковых колес легковых автомобилей производится, как правило, с помощью болтов или гаек, имеющих коническую центрирующую поверхность. Центрирование литых дисков колес осуществляется по посадочному пояску ступицы. Узел крепления включает шпильки и унифицированные гайки, снабженные свободно вращающимися шайбами, которые исключают возможность повреждения диска. Вместо шпилек и гаек могут использоваться болты.

Соединение дискового колеса со ступицей грузовых автомобилей осуществляется с помощью шпилек и гаек со сферической опорной поверхностью или шпилек и унифицированных гаек со свободно вращающимися шайбами.

Крепление колес с разборным ободом производится специальными крепежными элементами (прижимами), которые прижимают коническую посадочную поверхность обода к соответствующей поверхности ступицы, имеющей угол наклона 28°.

Пневматическая шина — это упругая оболочка, предназначенная для установки на ободе колеса и заполняемая воздухом под давлением. Основным элементом шины является покрышка, непосредственно воспринимающая нагрузки на шину со стороны дороги. Она состоит из каркаса, протектора, брекера, бортов и боковин.

Каркас — это силовая часть покрышки, состоящая из одного или нескольких слоев корда, закрепленных на боковых кольцах.

Протектор — наружная резиновая часть покрышки с рельефным рисунком, обеспечивающая сцепление шины с дорогой предохраняющая каркас от повреждений.

Брекер — часть покрышки, состоящая из слоев корда или резины и способствующая более равномерному распределению по поверхности колеса действующих на него нагрузок.

Борта — это жесткие части покрышки, служащие для крепления шины на ободе.

Боковины — резиновый слой, покрывающий боковые стенки каркаса и предохраняющий его от механических повреждений и проникновения влаги.

По конструкции каркаса и брекера различают диагональные и радиальные шины. По способу герметизации внутренней полости (при сборке с ободом) шины бывают камерные и бескамерные.

Типы рисунков протектора шин

 

Рис. Типы рисунков протектора шин

По типу рисунка протектора различают шины:

  • с дорожным рисунком в виде шашек или ребер, разделенных канавками; предназначены для эксплуатации преимущественно на дорогах с усовершенствованным капитальным покрытием
  • с универсальным рисунком в виде шашек и ребер в центральной зоне беговой дорожки и грунтозацепами по ее краям; предназначены для эксплуатации на дорогах с усовершенствованным и облегченным покрытием
  • с рисунком повышенной проходимости, в котором имеются высокие грунтозацепы, разделенные выемками; предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья и на мягких грунтах
  • с зимним рисунком, имеющим острые кромки выступов; предназначены для эксплуатации на заснеженных и обледенелых дорогах и могут оснащаться шипами противоскольжения
  • с направленным рисунком, не симметричным относительно радиальной плоскости колеса
  • с всесезонным рисунком

Маркировка автомобильных шин

При изготовлении шины легкового автомобиля на ее борт может наноситься следующая маркировка:

175 / 70 R 13 82 Т

Здесь: 175 — ширина профиля шины в миллиметрах;

70 — высота профиля шины, выраженная как процентное отношение к ширине. В указанном случае высота составляет 70 % от ширины (175 мм), т.е. 122,5 мм. Часто высоту профиля называют серией. Иногда в обозначениях шины номер серии отсутствует. Эти шины называют полнопрофильными. Отношение высоты к ширине такой шины составляет 80…82 %;

R — буквенный индекс радиальной шины (R). В диагональных шинах буквенный индекс отсутствует;

13 — обозначение посадочного диаметра шины, соответствующее монтажному диаметру обода в дюймах;

82 — индекс или коэффициент нагрузки. Это условный показатель, указывающий на допустимую нагрузку на шину. Иногда нагрузка указывается на самой шине. Например, за надписью Max Load
следуют два числа: первое — в килограммах, второе — в фунтах;

T — индекс скорости. Данный показатель указывает на максимально допустимую скорость, при которой производитель гарантирует сохранение заложенных эксплуатационных характеристик шины. Соответствие скоростей и индексов приведено на рисунке.

Соответствие индексов предельно допустимой скорости шины

Рис. Соответствие индексов предельно допустимой скорости шины

Помимо типоразмера на боковине покрышки обязательно указываются товарный знак, наименование фирмы-производителя и название модели шины.

Кроме перечисленных на шину могут быть нанесены другие обозначения:

  • TUBE TYPE — камерная конструкция шины
  • TUBELESS — бескамерная конструкция шины
  • Е — знак официального утверждения типа с номером страны, выдавшей такое утверждение в соответствии с требованиями Правил ЕЭК ООН № 30 и № 54
  • DOT — соответствие шины стандартам США
  • MAX LOAD — максимальная нагрузка, кг (фунты)
  • MAX PRESSURE — максимальное внутреннее давление в шине, кПа
  • ROTATION > — направление вращения (иногда указывается в виде стрелки)
  • LEFT — шина устанавливается на левую сторону автомобиля
  • RIGHT — шина устанавливается на правую сторону автомобиля
  • OUTSIDE (Side Facing Out) — внешняя сторона установки
  • INSIDE (Side Facing Inwards) — внутренняя сторона установки
  • TWI — указатель расположения индикатора износа протектора
  • REGROOVABLE — шина допускает углубление рисунка протектора нарезкой
  • M+S, M*S, WINTER — обозначение шины с зимним типом рисунка протектора
  • ALL SEASONS — обозначение шины со всесезонным типом рисунка протектора
  • TEMPERATURE — температурный режим, характеризующий способность шины противостоять температурным воздействиям. Подразделяется на три категории: А, В и С

Шины грузовых автомобилей и автобусов могут обозначаться следующим образом:

10,00 R 20 146/143 J

Здесь: 10,00 — ширина профиля шины в дюймах
R — буквенный индекс радиальной шины
20 — обозначение посадочного диаметра обода колеса
146/143 — индексы несущей способности шины для одинарных и сдвоенных колес
j — индекс скорости

Широкопрофильные шины с регулируемым давлением могут иметь следующую маркировку:

1300 X 530 — 533

Здесь: 1300 — условный наружный диаметр шины, мм
530 — условная ширина профиля шины, мм
533 — условный диаметр обода, мм

На восстановленных покрышках и бескамерных шинах должна быть сохранена или восстановлена первоначальная маркировка.

На боковине должны быть дополнительно обозначены:

  • наименование или товарный знак предприятия, проводившего восстановление
  • класс восстановления
  • дата восстановления (месяц и год)
  • штамп ОТК
  • заводской номер шины
  • балансировочная метка (для шин, проходивших балансировку)

Вопросы по теме

Фильтр:ВсеОткрытРешеноЗакрытЖдет ответа
Какие диски выбрать на ВАЗ 2107?
ОтвеченоСемёнов Виктор отвечен 4 года ago • 
104 просм.1 ответ.0 голос.
Подойдут ли шины 225/50 R18 на Hyundai Sonata VII?
ОтвеченоСемёнов Виктор отвечен 4 года ago • 
99 просм.1 ответ.0 голос.
Какой срок эксплуатации шин?
ОтвеченоСемёнов Виктор отвечен 4 года ago • 
94 просм.1 ответ.0 голос.
Почему не работает индикатор давления в шинах?
ОтвеченоСемёнов Виктор отвечен 4 года ago • 
102 просм.1 ответ.0 голос.
Какие параметры дисков ВАЗ 2106?
ОтвеченоСемёнов Виктор отвечен 4 года ago • 
111 просм.1 ответ.0 голос.
Какой размер дисков на Volkswagen Passat?
ОтвеченоСемёнов Виктор отвечен 4 года ago • 
101 просм.1 ответ.0 голос.
Подскажите размеры дисков для Nissan Qashqai?
ОтвеченоСемёнов Виктор отвечен 4 года ago • 
98 просм.1 ответ.0 голос.
Подскажите размер колесных дисков на Jeep Liberty?
ОтвеченоСемёнов Виктор отвечен 4 года ago • 
108 просм.1 ответ.0 голос.

Поделиться

Comments (8)

  • Саша Reply

    Интересная статья. Рекомендую к прочтению!

    13.02.2016 at
  • Сергей Reply

    Чем отличается хранение автомобильных шин в сборе с дисками и без дисков?

    20.05.2017 at
    • p0zitiv Reply

      Хранить шины вместе с дисками можно как на ровной горизонтальной поверхности, так и в подвешенном состоянии, закрепив трос за диск. Давление в шинах при этом следует снизить до 1,5 атмосфер.

      Хранить шины без дисков следует строго в вертикальном положении. При этом желательно переворачивать один раз в квартал для изменения точки опоры.

      Краткая инструкция по хранению шин с дисками и без

      20.05.2017 at
  • andrey11 Reply

    Что означает маркировка на шинах I 009 (007), (003)? Нигде не могу найти ответ. Такая маркировка есть не на всех шинах. К примеру, на MICHELIN Pilot SX стоит I 003, на Йокогаме V 103 — I 007, на KUMHO KU 31 — I 009. Ни в одном справочнике найти не могу, что это означает.

    Фотография боковины Bridgestone Potenza Re 050 225/50 R17. Маркировка отчетливо видна.

    Маркировка шин - фото

    02.05.2021 at
    • mh Reply

      Это знак сертификации шин в Бразилии по системе «Inmetro». Типа нашего ГОСТ Р или 30-тых Правил…

      Маркировка шин - рисунок схема

      02.05.2021 at
  • Terenik Reply

    В маркировке колес присутствует дополнительный идентификатор, ссылающийся на производителей авто. Звездочки, буковки и прочие значочки о том, что данные шины рекомендованы для использования на автомобилях BMW/Mercedes/и прочих Поршах.

    Я встал перед выбором: одна и та же модель резины (например, Pirelli Cinturato P7), но на одной звездочка (рекомендовано для BMW) стоит, а на другой нет. Со звездочкой дороже. Но, например, Michelin PHP со значком MO дешевле, чем без значка.

    Сам Вопрос: О чем говорит данная маркировка в разрезе качества резины? Лучше, хуже, или то же самое? Или зависит от марки авто? Или это тайна, покрытая мраком и никто и никогда не узнает зачем приделали этот значок? Переплачивать за звездочку для BMW или брать универсальную?

    02.05.2021 at
    • nbv Reply

      Речь в данном случае идет об омологации шин, проще говоря речь идет о том что автопроизводитель рекомендует устанавливать данные шины на ваш авто, чтобы он работал безопасно и на максимуме своих возможностей типа «оригинальной запчасти»… данные шины имеют конструктивные особенности по сравнению с серийными шинами и могут отличатся по индексу скорости, нагрузки и даже рисунку протектора…

      Протоектор шин

      Некоторые автопроизводители не рекомендуют устанавливать шины без омологации… как пример на Пошрш Кайен не рекомендуется устанавливать шины без омологации, на Туарег допускается…

      02.05.2021 at
  • Роман Reply

    Чем отличается двухскатное колесо от спаренных шин. Где можно найти официальное определение данных терминов?

    21.08.2023 at

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *