Колеса и шины автомобиля. Их устройство и маркировка
Что такое колеса?
Колесо — это вращающийся и передающий элемент ходовой части, расположенный между шиной и ступицей.
Колеса транспортных средств подразделяются на одинарные и сдвоенные. Одинарное колесо устанавливается на одной ступице и несет одну шину, а сдвоенное имеет два обода, смонтированных на одной ступице и несущих две шины.
На автомобилях применяются следующие виды колес:
- дисковые колеса
- колеса с разборным ободом
- составные колеса
Дисковое колесо — это неразборный узел, состоящий из обода колесного диска. Дисковое колесо грузового автомобиля может иметь составной обод, один из бортов которого состоит из съемного разрезного замочно-посадочного кольца и съемного бортового кольца, которые в сборе образуют обод. Варианты исполнения дисковых колес представлены на рисунке:
Рис. Исполнения дисковых колес:
а — колесо с цельным неразборным ободом (1 — посадочная полка; 2 — монтажный ручей; 3 — диск колеса); б — колесо со вставным ободом (1 — бортовое кольцо; 2 — замочно-посадочное кольцо; 3 — диск колеса)
Колесо с разборным ободом — это колесо, в котором один или два разборных обода крепятся непосредственно на ступице, развитой до размера обода. Такие колеса широко применяются на тяжелых автомобилях и автобусах.
Составное колесо состоит из двух элементов, каждый из которых включает часть обода. После сборки элементы образуют обод с двумя закраинами. Такие колеса применяются для крупногабаритных широкопрофильных шин и шин с регулируемым давлением.
Типоразмер колесного диска может быть обозначен следующим образом:
5,5 J x 15 H2 ET30
Здесь: 5,5 — указание ширины обода в дюймах. Данное значение выбирается из стандартного ряда: 3,5; 4,0; 4,5; 5,0; 5,5; 6,0; 6,5; 7,0 дюймов (размер а на рисунке);
J — тип конструкции боковых закраин обода диска (может быть J, JJ, JK, К или L);
15 — монтажный диаметр обода в дюймах. Стандартный ряд для легковых автомобилей — 10; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; l9 дюймов, для грузовых автомобилей и прицепов — 16; 20; 22,5; 24 дюйма (размер dM на рис. 4.25);
H2 — тип конструкции кольцевых выступов на посадочных полках обода, служащих для надежного удержания бескамерной шины на диске (например, Н, Н2, FH, АН и др.);
ET30 — вылет колеса в миллиметрах. Вылет — это расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и привалочной плоскостью ступицы колеса.
Рис. Колесо с разборным ободом: 1 — обод, 2 — прижим; 3 — ступица
Соединение колеса со ступицей обеспечивает передачу крутящего момента и центрирование колеса на ступице. Крепление штампованных дисковых колес легковых автомобилей производится, как правило, с помощью болтов или гаек, имеющих коническую центрирующую поверхность. Центрирование литых дисков колес осуществляется по посадочному пояску ступицы. Узел крепления включает шпильки и унифицированные гайки, снабженные свободно вращающимися шайбами, которые исключают возможность повреждения диска. Вместо шпилек и гаек могут использоваться болты.
Соединение дискового колеса со ступицей грузовых автомобилей осуществляется с помощью шпилек и гаек со сферической опорной поверхностью или шпилек и унифицированных гаек со свободно вращающимися шайбами.
Крепление колес с разборным ободом производится специальными крепежными элементами (прижимами), которые прижимают коническую посадочную поверхность обода к соответствующей поверхности ступицы, имеющей угол наклона 28°.
Пневматическая шина — это упругая оболочка, предназначенная для установки на ободе колеса и заполняемая воздухом под давлением. Основным элементом шины является покрышка, непосредственно воспринимающая нагрузки на шину со стороны дороги. Она состоит из каркаса, протектора, брекера, бортов и боковин.
Каркас — это силовая часть покрышки, состоящая из одного или нескольких слоев корда, закрепленных на боковых кольцах.
Протектор — наружная резиновая часть покрышки с рельефным рисунком, обеспечивающая сцепление шины с дорогой предохраняющая каркас от повреждений.
Брекер — часть покрышки, состоящая из слоев корда или резины и способствующая более равномерному распределению по поверхности колеса действующих на него нагрузок.
Борта — это жесткие части покрышки, служащие для крепления шины на ободе.
Боковины — резиновый слой, покрывающий боковые стенки каркаса и предохраняющий его от механических повреждений и проникновения влаги.
По конструкции каркаса и брекера различают диагональные и радиальные шины. По способу герметизации внутренней полости (при сборке с ободом) шины бывают камерные и бескамерные.
Рис. Типы рисунков протектора шин
По типу рисунка протектора различают шины:
- с дорожным рисунком в виде шашек или ребер, разделенных канавками; предназначены для эксплуатации преимущественно на дорогах с усовершенствованным капитальным покрытием
- с универсальным рисунком в виде шашек и ребер в центральной зоне беговой дорожки и грунтозацепами по ее краям; предназначены для эксплуатации на дорогах с усовершенствованным и облегченным покрытием
- с рисунком повышенной проходимости, в котором имеются высокие грунтозацепы, разделенные выемками; предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья и на мягких грунтах
- с зимним рисунком, имеющим острые кромки выступов; предназначены для эксплуатации на заснеженных и обледенелых дорогах и могут оснащаться шипами противоскольжения
- с направленным рисунком, не симметричным относительно радиальной плоскости колеса
- с всесезонным рисунком
Маркировка автомобильных шин
При изготовлении шины легкового автомобиля на ее борт может наноситься следующая маркировка:
175 / 70 R 13 82 Т
Здесь: 175 — ширина профиля шины в миллиметрах;
70 — высота профиля шины, выраженная как процентное отношение к ширине. В указанном случае высота составляет 70 % от ширины (175 мм), т.е. 122,5 мм. Часто высоту профиля называют серией. Иногда в обозначениях шины номер серии отсутствует. Эти шины называют полнопрофильными. Отношение высоты к ширине такой шины составляет 80…82 %;
R — буквенный индекс радиальной шины (R). В диагональных шинах буквенный индекс отсутствует;
13 — обозначение посадочного диаметра шины, соответствующее монтажному диаметру обода в дюймах;
82 — индекс или коэффициент нагрузки. Это условный показатель, указывающий на допустимую нагрузку на шину. Иногда нагрузка указывается на самой шине. Например, за надписью Max Load
следуют два числа: первое — в килограммах, второе — в фунтах;T — индекс скорости. Данный показатель указывает на максимально допустимую скорость, при которой производитель гарантирует сохранение заложенных эксплуатационных характеристик шины. Соответствие скоростей и индексов приведено на рисунке.
Рис. Соответствие индексов предельно допустимой скорости шины
Помимо типоразмера на боковине покрышки обязательно указываются товарный знак, наименование фирмы-производителя и название модели шины.
Кроме перечисленных на шину могут быть нанесены другие обозначения:
- TUBE TYPE — камерная конструкция шины
- TUBELESS — бескамерная конструкция шины
- Е — знак официального утверждения типа с номером страны, выдавшей такое утверждение в соответствии с требованиями Правил ЕЭК ООН № 30 и № 54
- DOT — соответствие шины стандартам США
- MAX LOAD — максимальная нагрузка, кг (фунты)
- MAX PRESSURE — максимальное внутреннее давление в шине, кПа
- ROTATION > — направление вращения (иногда указывается в виде стрелки)
- LEFT — шина устанавливается на левую сторону автомобиля
- RIGHT — шина устанавливается на правую сторону автомобиля
- OUTSIDE (Side Facing Out) — внешняя сторона установки
- INSIDE (Side Facing Inwards) — внутренняя сторона установки
- TWI — указатель расположения индикатора износа протектора
- REGROOVABLE — шина допускает углубление рисунка протектора нарезкой
- M+S, M*S, WINTER — обозначение шины с зимним типом рисунка протектора
- ALL SEASONS — обозначение шины со всесезонным типом рисунка протектора
- TEMPERATURE — температурный режим, характеризующий способность шины противостоять температурным воздействиям. Подразделяется на три категории: А, В и С
Шины грузовых автомобилей и автобусов могут обозначаться следующим образом:
10,00 R 20 146/143 J
Здесь: 10,00 — ширина профиля шины в дюймах
R — буквенный индекс радиальной шины
20 — обозначение посадочного диаметра обода колеса
146/143 — индексы несущей способности шины для одинарных и сдвоенных колес
j — индекс скорости
Широкопрофильные шины с регулируемым давлением могут иметь следующую маркировку:
1300 X 530 — 533
Здесь: 1300 — условный наружный диаметр шины, мм
530 — условная ширина профиля шины, мм
533 — условный диаметр обода, мм
На восстановленных покрышках и бескамерных шинах должна быть сохранена или восстановлена первоначальная маркировка.
На боковине должны быть дополнительно обозначены:
- наименование или товарный знак предприятия, проводившего восстановление
- класс восстановления
- дата восстановления (месяц и год)
- штамп ОТК
- заводской номер шины
- балансировочная метка (для шин, проходивших балансировку)
Comments (8)
Интересная статья. Рекомендую к прочтению!
Чем отличается хранение автомобильных шин в сборе с дисками и без дисков?
Хранить шины вместе с дисками можно как на ровной горизонтальной поверхности, так и в подвешенном состоянии, закрепив трос за диск. Давление в шинах при этом следует снизить до 1,5 атмосфер.
Хранить шины без дисков следует строго в вертикальном положении. При этом желательно переворачивать один раз в квартал для изменения точки опоры.
Что означает маркировка на шинах I 009 (007), (003)? Нигде не могу найти ответ. Такая маркировка есть не на всех шинах. К примеру, на MICHELIN Pilot SX стоит I 003, на Йокогаме V 103 — I 007, на KUMHO KU 31 — I 009. Ни в одном справочнике найти не могу, что это означает.
Фотография боковины Bridgestone Potenza Re 050 225/50 R17. Маркировка отчетливо видна.
Это знак сертификации шин в Бразилии по системе «Inmetro». Типа нашего ГОСТ Р или 30-тых Правил…
В маркировке колес присутствует дополнительный идентификатор, ссылающийся на производителей авто. Звездочки, буковки и прочие значочки о том, что данные шины рекомендованы для использования на автомобилях BMW/Mercedes/и прочих Поршах.
Я встал перед выбором: одна и та же модель резины (например, Pirelli Cinturato P7), но на одной звездочка (рекомендовано для BMW) стоит, а на другой нет. Со звездочкой дороже. Но, например, Michelin PHP со значком MO дешевле, чем без значка.
Сам Вопрос: О чем говорит данная маркировка в разрезе качества резины? Лучше, хуже, или то же самое? Или зависит от марки авто? Или это тайна, покрытая мраком и никто и никогда не узнает зачем приделали этот значок? Переплачивать за звездочку для BMW или брать универсальную?
Речь в данном случае идет об омологации шин, проще говоря речь идет о том что автопроизводитель рекомендует устанавливать данные шины на ваш авто, чтобы он работал безопасно и на максимуме своих возможностей типа «оригинальной запчасти»… данные шины имеют конструктивные особенности по сравнению с серийными шинами и могут отличатся по индексу скорости, нагрузки и даже рисунку протектора…
Некоторые автопроизводители не рекомендуют устанавливать шины без омологации… как пример на Пошрш Кайен не рекомендуется устанавливать шины без омологации, на Туарег допускается…
Чем отличается двухскатное колесо от спаренных шин. Где можно найти официальное определение данных терминов?