Факторы, определяющие ресурс шин

Факторы, определяющие ресурс шин

Предельная остаточная высота рисунка протектора для шин грузовых автомобилей равна 1 мм, легковых — 1,6 мм, автобусов — 2 мм. Шина считается непригодной к эксплуатации, если при равномерном износе протектора «оголился» один, а при неравномерном изнашивании — два индикатора износа протектора (в разных сечениях шины). При отсутствии индикаторов износа шина снимается из эксплуатации, если площадь изношенной поверхности протектора больше произведения половины ширины беговой дорожки на 1/6 ее длины при равномерном износе, а при неравномерном износе — по такому же значению суммарной площади всех предельно изношенных участков.

Интенсивный неравномерный износ протектора или другие виды повреждений, приводящие к недоиспользованию ресурса шин, связывают либо с недостаточным качеством изготовления (причины производственного характера), либо с неправильной эксплуатацией (повреждения эксплуатационного характера).

При надлежащем качестве изготовления ресурс шин определяется правильной их комплектацией (в зависимости от условий эксплуатации), техническим состоянием элементов автомобиля, мастерством вождения, организацией ухода за шинами.

Факторы, вызывающие преждевременное изнашивание и разрушение шин эксплуатационного характера, по отношению к возможности воздействия на них со стороны технической службы АТП (управляемые и неуправляемые) представлены в таблице.

Таблица. Факторы, определяющие ресурс шин

  Управляемые технической службой предприятия

Неуправляемые факторы

Условия движения

Техническое состояние элементов автомобиля
Колесный узел

Углы установки колес

Шасси

Рулевое управление

Состояние покрытия дорожного полотна

Качество вождения Давление в шине Схождение колес Перекос мостов Зазоры в сочле­нениях рулевых тяг и рулевого
Интенсивность транс­портного потока Скорость движения Дисбаланс Развал Смещение осей мостов (ход как у «таксы») механизма
Климатические условия (температура, давление, влажность) Нагрузка на шины Деформации диска (торце­вое биение)

Соотношение углов поворота

Состояние рессор и амортизато­ров  
Качество изготовле­ния (восстановления) шин Соответствие рисунка про­тектора шины покрытию дорог Комплекто­вание и пере­становка шин Продольный на­клон шкворня Поперечный на­клон шкворня    
  Условия хра­нения    

Любые отклонения технического состояния элементов ходовой части автомобиля от нормативных значений вызывают возрастание нормальных сил и возникновение касательных усилий в пятне контакта шины с дорогой, что приводит к увеличению интенсивности их изнашивания. Знание взаимосвязи неисправностей автомобиля с конкретным видом неравномерного износа протектора шин позволяет своевременно устранить причину интенсивного их износа.

Наиболее значимыми факторами, влияющими на износ протектора, являются изменения нормативных значений внутреннего давления воздуха в шине и угла схождения колес. Особенно нежелательно пониженное давление (рис. з). Из-за прогиба центральной беговой дорожки интенсивному износу подвергаются края протектора. Уменьшение давления воздуха на 25…30% от нормативного настолько снижает напряженность нитей каркаса шины, что увеличивает ее деформацию и нагрев, а следовательно, усталостные напряжения, которые сопровождаются разрывом нитей корда каркаса и брекера.

Виды и причины неравномерного износа протектора шины

Рис. Виды и причины неравномерного износа протектора шины: а — нормальный равномерный износ протектора; б, в — пилообразный износ соответственно внешних и внутренних дорожек протектора из-за увеличенного и недостаточного (отрицательного) углов схождения колес; г — гладкий износ внутренних дорожек протектора из-за отрицательного угла развала колес; д — гладкий износ внутренних дорожек протектора задних колес из-за прогиба задней балки; е — пятнистый износ протектора из-за дисбаланса колеса, осевого биения (деформация) обода, наличия люфта в подшипниках ступицы, сочленениях рулевого управления и передней подвески, неисправности амортизатора; ж — интенсивный износ крайних дорожек протектора из-за пониженного давления воздуха в шине; з — интенсивный износ средней части дорожки протектора из-за повышенного давления воздуха в шине

По этой причине контроль давления воздуха в шинах необходимо проводить не реже одного раза в неделю; резиновые камеры и бескамерные шины не являются идеально герметичными. Диффузионное проникновение воздуха через резину идет непрерывно и достаточно заметно (0,01 …0,03 МПа за месяц).

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *