Монтаж и демонтаж шин +Видео
При демонтаже шины грузового автомобиля, имеющего плоский разборный обод, вначале выпускают из камеры воздух, для чего отвертывают колпак и выворачивают золотник вентиля.
После этого проталкивают вентиль внутрь покрышки и снимают запорное кольцо и съемную закраину (реборду) обода на стенде для демонтажа шин. Затем стягивают покрышку с обода и вынимают из нее камеру и ободную ленту (флеп). При монтаже шины удаляют из нее пыль и песок и тщательно очищают, а ободную ленту и камеру припудривают тальком. Затем камеру вкладывают внутрь покрышки, слегка накачивают воздухом, расправляют и вставляют ободную ленту между камерой и бортами покрышки. После этого покрышку с камерой надевают на обод диска колеса и пропускают вентиль камеры в отверстие обода.
Для облегчения трудоемкого процесса монтажа и демонтажа шин применяют различные стенды или приспособления. По способу привода эти стенды подразделяются на механические, гидравлические и пневматические.
Рис. Стенд для демонтажа и монтажа шин грузовых автомобилей: 1 — упоры; 2 — съемник; 3— винты; 4 — лапы; 5—пневматический патрон; 6 — рама; 7— гидравлический подъемник; 8 — шестерня; 9 — редуктор; 10 — гидравлический привод; 11 — гидравлический цилиндр; 12 — бачок; 13 — обечайка
На рисунке показан стенд ГАРО (модель 2467) с гидравлическим приводом для демонтажа и монтажа шин грузовых автомобилей. Стенд состоит из металлической рамы 6, с левой стороны которой располагают гидравлический цилиндр 11 и насос с электродвигателем, с правой — шесть упорных лап 4, положение которых можно регулировать. В нижней части рамы стенда имеется гидравлический подъемннк 7 для подъема устанавливаемого па него колеса и центрирования его относительно пневматического патрона 5, закрепленного на штоке гидравлического цилиндра 11. На раме стенда (слева) располагается механизм для снятия и установки замочного кольца. Механизм состоит из профильного кольца, в котором вращается шестерня 8, приводимая во вращение от электродвигателя через червячный редуктор 9. На шестерне закрепляется съемник 2. Для отжима бортового кольца предусмотрены упоры 1. Бачок 12 служит для питания гидравлической системы маслом.
В начале операции демонтажа шины снимают запорное кольцо. Для этого устанавливают и закрепляют диск колеса на пневматическом патроне и краном управления гидравлического цилиндра перемещает его шток влево до соприкосновения бортового кольца с упорами 1, которыми бортовое кольцо несколько отжимается, освобождая замочное кольцо. При этой операции съемник 2 должен войти в зазор стыка замка. После этого включают электродвигатель привода шестерни 8. При вращении съемника 2 (вместе с шестерней 8) замочное кольцо шины выходит из канавки диска. Для снятия покрышки с обода диска колеса шток гидравлического цилиндра перемещают вправо.
В этом случае лапы 4 своими концами входят между отбортовкой колеса и шиной, и при дальнейшем перемещении диска колеса вправо снимают покрышку. При монтаже шины вставляют на упор 1 запорное кольцо, затем вручную надевают покрышку с камерой и ободным кольцом на обод диска и устанавливают подготовленное таким образом колесо на пневматический патрон стенда. Вместо съемника 2 закрепляют специальный ролик. При подаче штока гидравлического цилиндра влево отжимают упором 1 ободное кольцо, вставляют замковое кольцо в освободившуюся канавку диска и включают привод, вращающий кольцо 13 вместе с роликом. При вращении ролика замковое кольцо будет закатываться в канавку диска. Наибольшее усилие, развиваемое на штоке гидравлического цилиндра при снятии шин, 20 т. Мощность электродвигателя 1 квт.
Стенд ГАРО (модель 1102) для монтажа и демонтажа шин легковых автомобилей показан на рисунке. Электродвигатель привода стенда размещен вместе с червячным редуктором внутри стола стенда. При демонтаже (или монтаже) покрышки диск колеса устанавливают на сменную ступицу 9 с пятью штырями 8 и закрепляют гайкой 7. Освободив фиксаторы 11 на рычагах 4, выдвигают ролики 10 и устанавливают их в положение, при котором они прижимаются к закраине диска колеса. После этого включают электродвигатель, который через редуктор и вертикальный вал передает вращение ступице вместе с колесом со скоростью 10 об/мин. Далее, вращая маховичок 2 по часовой стрелке, сближают нажимные ролики 10, которые обкатываются по борту покрышки, отрывают его от закраин обода диска и сбрасывают с полок в углубление обода за 1 — 1,5 оборота. Затем выключают электродвигатель и вращением маховичка против часовой стрелки отводят ролики в сторону. Под верхний борт покрышки вводят специальную лопатку, выворачивают его над закраиной диска и укрепляют лопатку на штыре 3 стойки 1. После этого включают электродвигатель и за один оборот колеса демонтируют верхний борт покрышки. Выключив станок, извлекают камеру, вводят лопатку под нижний борт и таким же приемом выворачивают его за верхнюю закраину обода, полностью демонтируя покрышку.
При монтаже покрышки предварительно в нее вставляют слегка накачанную камеру и устанавливают на диск колеса. После этого нижний ролик отводят в сторону, а верхний нажимной ролик вращением маховичка 2 подводят до упора в закраину диска колеса и включают электродвигатель. Вертикальный цилиндрический ролик 6, укрепленный на рычаге 5, при этом обкатывается по внутренней стороне борта покрышки. За один оборот колеса забортовываются одновременно оба борта покрышки. На данном станке монтируют и демонтируют также бескамерные шины тем же способом, что и камерные, но более осторожно, без резких усилий, чтобы избежать повреждений бортов шин. Перед монтажом бескамерной шины необходимо протереть чистой мокрой тряпкой борта шин, а также полки и закраины обода.
При монтаже бескамерных шин вручную применяют монтажные лопатки, которые должны быть гладкими и чистыми без зазубрин. Для создания герметичности между бортами шины и закраинами обода колеса перед накачиванием шииы ее обжимают по окружности протектора при помощи стяжной ленты на приспособлениях с пневматическим или механическим приводом. После посадки бортов на место стяжное приспособление снимают и обжатую шину накачивают сжатым воздухом при вывернутом золотнике вентиля до давления, в 1,5—2 раза превышающего нормальное внутреннее давление (с целью плотной посадки бортов на обод), после чего, вывернув золотник, уменьшают давление до нормы.
Рис. Стенд для монтажа и демонтажа шин легковых автомобилей
Рис. Приспособление для обжатия бескамерной шины легкового автомобиля
Для проверки герметичности заливают воду (лучше мыльную) между закраинами обода и бортами шины горизонтально лежащего колеса и следят за появлением в слое воды пузырьков воздуха.
Comments (18)
В минувшие выходные жене колеса переобувал. В шинке, конечно. Три колеса забортировали хорошо, а вот последнее минут 40 насиловали — ну вот не бортировалось оно, хоть тресни! Прижимали руками вчетвером :o И это не смотря на то, что у них был ресивер, а колесо всего лишь 175/70-13. Я был в шоке. Предложил им уже забортировать бензином — и тут оно, испугавшись, наверное, забортировалось ;D
Такая же хрень была, в январе переобувался на новую 29-ю резину, две покрышки встали на ура, две бортироваться с первого захода не хотели. Вопрос решили путем установки камеры, потом накачали около 3-х атмосфер и дали постоять, потом отжали покрышку по одному краю, вынули камеру и забортировали.
Последнее время обуваюсь компрессором. Бензином тоже хорошо, но потом всё равно качать… С бензином стоит выворачивать золотник на всякий случай, вентили нередко улетают.
По вопросу самостоятельного шиномонтажа (и демонтажа), ремонта — вожу с собой минимально необходимый запас инструмента: 3 монтажки, «уголок» для разбортирования, большой молоток, шнуры для ремонтов проколов + «игла» для них, компрессор, лента с трещеткой для крепления груза… ни чего больше не нужно. Практика за 15 лет — вождения ни разу не был в «шинке».
Кстати, с точки зрения разбортирования важная тема — ширина дисков. Мнения очень разнятся. Кто-то говорит, что чем Уже диски, тем лучше, а кто-то считает, что диски должны быть рекомендованной ширины, чтобы резина всей предназначенной для этого плоскостью прилегала к диску. Где правда — хз =)
Встречал информацию, что умудрились на 16-й диск одеть 15-ю резину. По идее, ЭТО разбортировать нереально =)).
ну и еще один пункт — клей. С этим все понятно.
Для каждой резины есть вилка размеров (ширины) диска — мин и макс. Может быть даже более 2″. Думаю, при мин значении шанс разбортировки, соответственно, минимален.
А с клеем все так однозначно?
Ну а чего с ним? Даже если с клеем разбортировался, зачистил место щеткой и бортируй обратно. А вот вероятность разбортироваться — ниже. И говно всякое между диском и резиной меньше забивается.
Придерживаюсь варианта рекомендованного соответствия. Когда резина плотно прилегает всей своей кривой поверхностью специального профиля к такой же кривой поверхности диска то стащить ее с этого насиженного места гораздо сложнее, чем когда диск намного уже, но контакт по узкой площадке, причем резина уже начала выворачиваться наизнанку от внутреннего давления. И достаточно ей немножко помочь любым камешком или пеньком и… можете заняться бортировкой.
Народ а как правильно подобрать ширину диска, К примеру, 265х75х16 какой минимум ширины? Авто подбор диска на калькуляторах выдаёт 10, а у меня всего 7! Как быть, может поделитесь мыслями или отправьте куда почитать? ;)
Смотря для чего. Для города на широких дисках устойчивее будет. Для говен — чем уже тем меньше шанса разбортироваться
Интересует мнение по следующему вопросу. Влияет ли на покрышку частая ее установка/снятие с диска?
Другими словами, если по весне и по осени летнюю и зимнюю резину менять на одних и тех же дисках, скажется ли это на ресурсе резины и самих дисков?
Вообще-то в шиномонтаже не рекомендуют часто снимать одевать резину, плохого конечно за её короткий жизненный цикл ничего не случится, просто удобнее перекинуть колёса на дисках и дешевле, не надо каждый раз балансировать.
Два года так делаю, вродь ничего плохо с покрышками не случилось, только не очень удобно. Когда зимнею брал, взял на литых дисках, стальные продал, теперь круглый год на литых, резину тока меняю.
Я думаю, это больше вредит диску, чем покрышке. Диск корябается мантажным станком, грузики при повторных балансировках снимаются-одеваются. Да и при нормальной эксплуатации покрышка живет меньше диска.
Лично мне гораздо удобнее иметь два полноценных комплекта колёс: не надо стоять в очереди на шиномонтаж в межсезонье, я ни от кого не завишу + экономия — за две «переобувки» в год.
Тоже предпочитаю иметь два комплекта дисков, не зависеть от шиномонтажа, да и не очень дорого штамповка стоит
Есть знакомые шиномонтажники — однозначно не рекомендуют «бить» резину и диски переобуванием. Кстати — посчитаем стоимость шиномонтажа за полный сезон и прикинем стоимость дисков… Что получилось? Через сколько окупятся два комплекта резины на дисках? А сколько времени сэкономили стоя в очереди? Моё ИМХО — два полных комплекта резины и домкрат 2-х тонник :-)