Сцепление шины с дорогой

Сцепление шины с дорогой

Устойчивость и управляемость автомобиля, его тяговые свойства и тормозные характеристики в значительной степени определяются сцеплением шины с дорогой.

Величина сцепления шин оценивается коэффициентом v, равным отношению максимальной величины реакции X, действующей на колесо в контакте шины с дорогой, при которой происходит буксование колеса, к радиальной нагрузке на шину Q:

v = X/Q

Коэффициент сцепления шины с дорогой оценивается в продольном (в плоскости вращения колеса) и боковом (поперечном) направлениях.

В продольном направлении коэффициент сцепления шин с дорогой оценивается отношением максимальной тяговой (или тормозной) силы Рт, при которой наступает буксование (юз) колеса, к радиальной нагрузке на шину Q:

vб = Рб/Q

Величина коэффициента сцепления шин с дорогой в основном определяется конструкцией шины и типом рисунка протектора, составом протекторных резин, а также характером, качеством и состоянием дорожного покрытия.

Сцепление шины с дорогой

Влияние типа рисунка протектора на величину коэффициента сцепления на дорогах с сухим твердым покрытием (асфальт, бетон) менее значительно, чем с влажным. На влажном же покрытии характер рисунка протектора имеет большое значение. Это объясняется тем, что при движении мотоцикла по твердой мокрой дороге между элементами рисунка протектора и дорогой появляется пленка воды. Если элементы рисунка протектора имеют сравнительно небольшие размеры и рассечены щелевидными (дренажными) прорезями, то даже при высокой скорости качения вода выдавливается из-под выступов протектора в стороны и дренажные щели. Благодаря этому коэффициент сцепления повышается. В том случае, когда вода не успевает выдавливаться из-под шашек протектора, между элементами рисунка и полотном дороги остается тонкая пленка воды, которая резко снижает коэффициент сцепления. При этом значительно ухудшается управляемость и устойчивость автомобиля, появляется опасность заноса.

Существенно снижается коэффициент сцепления при качении шин по дорогам, покрытым тонким слоем грязи, а также на заснеженных дорогах и в гололед.

В таблице приведены значения коэффициентов сцепления шин с различными дорожными покрытиями.

Таблица. Средние значения коэффициента сцепления шин с различными дорожными покрытиями

Дорожное покрытие

Состояние дорожного покрытия

сухое

мокрое

Асфальт, бетон 0,7—0,8 0,45—0,55
Песчаная дорога 0,7-0,8 0,6-0,65
Щебеночное покрытие 0,6-0,7 0,4-0,5
Грунтовая дорога 0,5-0,6 04,-0,5
Булыжник и брусчатка 0,5—0,55

Дорога, покрытая снегом

0,2—0,4

Снежная укатанная дорога

0,2-0,25

Гололед

0,2-0,25

Поделиться

Comments (1)

  • Артём Reply

    А с поперечным направлением что?

    07.06.2022 at

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *