Сцепление шины с дорогой
Устойчивость и управляемость автомобиля, его тяговые свойства и тормозные характеристики в значительной степени определяются сцеплением шины с дорогой.
Величина сцепления шин оценивается коэффициентом v, равным отношению максимальной величины реакции X, действующей на колесо в контакте шины с дорогой, при которой происходит буксование колеса, к радиальной нагрузке на шину Q:
v = X/Q
Коэффициент сцепления шины с дорогой оценивается в продольном (в плоскости вращения колеса) и боковом (поперечном) направлениях.
В продольном направлении коэффициент сцепления шин с дорогой оценивается отношением максимальной тяговой (или тормозной) силы Рт, при которой наступает буксование (юз) колеса, к радиальной нагрузке на шину Q:
vб = Рб/Q
Величина коэффициента сцепления шин с дорогой в основном определяется конструкцией шины и типом рисунка протектора, составом протекторных резин, а также характером, качеством и состоянием дорожного покрытия.
Влияние типа рисунка протектора на величину коэффициента сцепления на дорогах с сухим твердым покрытием (асфальт, бетон) менее значительно, чем с влажным. На влажном же покрытии характер рисунка протектора имеет большое значение. Это объясняется тем, что при движении мотоцикла по твердой мокрой дороге между элементами рисунка протектора и дорогой появляется пленка воды. Если элементы рисунка протектора имеют сравнительно небольшие размеры и рассечены щелевидными (дренажными) прорезями, то даже при высокой скорости качения вода выдавливается из-под выступов протектора в стороны и дренажные щели. Благодаря этому коэффициент сцепления повышается. В том случае, когда вода не успевает выдавливаться из-под шашек протектора, между элементами рисунка и полотном дороги остается тонкая пленка воды, которая резко снижает коэффициент сцепления. При этом значительно ухудшается управляемость и устойчивость автомобиля, появляется опасность заноса.
Существенно снижается коэффициент сцепления при качении шин по дорогам, покрытым тонким слоем грязи, а также на заснеженных дорогах и в гололед.
В таблице приведены значения коэффициентов сцепления шин с различными дорожными покрытиями.
Таблица. Средние значения коэффициента сцепления шин с различными дорожными покрытиями
Дорожное покрытие |
Состояние дорожного покрытия |
|
сухое |
мокрое |
|
Асфальт, бетон | 0,7—0,8 | 0,45—0,55 |
Песчаная дорога | 0,7-0,8 | 0,6-0,65 |
Щебеночное покрытие | 0,6-0,7 | 0,4-0,5 |
Грунтовая дорога | 0,5-0,6 | 04,-0,5 |
Булыжник и брусчатка | 0,5—0,55 |
— |
Дорога, покрытая снегом |
0,2—0,4 |
|
Снежная укатанная дорога |
0,2-0,25 |
|
Гололед |
0,2-0,25 |
Comments (1)
А с поперечным направлением что?