Установка направляющих колес автомобиля
Чтобы увеличить устойчивость автомобиля при движении по прямой и облегчить управление им, шкворни поворотных цапф устанавливаются не вертикально, а с некоторым наклоном в продольной и поперечной плоскостях; колеса автомобиля также устанавливаются с небольшим развалом в вертикальной плоскости и схождением в горизонтальной.
Наклон шкворня в поперечной и продольной плоскостях способствует устойчивости движения автомобиля по прямой. Вследствие наклона шкворней при повороте колес передняя часть автомобиля немного приподнимается и под действием веса автомобиля возвращает колеса в среднее положение.
Рис. Установка шкворня: а — наклон шкворня в поперечной плоскости; б — наклон шкворня в продольной плоскости
Развал колес (рис. а) получается в результате того, что поворотные цапфы устанавливаются с небольшим наклоном их осей вниз. Развал колес дает возможность разгрузить более слабый наружный подшипник колеса, так как возникающая осевая сила прижимает ступицу колеса к внутреннему подшипнику. Вследствие развала облегчается также поворот колес и ослабляются толчки, передаваемые рулевому механизму, так как расстояние между осями шкворней и точками касания дороги колесами уменьшается.
Схождение колес (рис. б) необходимо для того, чтобы колеса под влиянием сил сопротивления качению, возникающих между дорогой и колесами, не могли развернуться навстречу движению вследствие неизбежных зазоров в сопряжениях деталей рулевого управления и переднего моста.
Рис. Установка направляющих колес: а — развал колес; б — схождение колес
Разворот колес привел бы к тому, что направляющие колеса, кроме качения по дороге, частично проскальзывали бы относительно дороги в поперечном направлении. Такое проскальзывание колес вызывает усиленный износ покрышек и повышенный расход горючего. Величина схождения колес определяется разностью расстояний между колесами по краям их ободов или боковин шин (Б — А), замеренных сзади и спереди на одной и той же высоте от дороги, и регулируется изменением длины поперечной рулевой тяги.
Таблица. Величина схождения колес
Марка автомобиля | Схождение колес, мм | Место замера |
ГАЗ-69 и ГАЗ-69А | 1,5—3,0 | По ободам колес |
ГАЗ-63 | 2,0—5,0 | — |
ГАЗ-51А | 1,5—3,0 | По боковинам шин |
3ИЛ-157К, 3ИЛ-157 и ЗИЛ-151 | 2,0—5,0 | По ободам колес |
ЗИЛ-164А, ЗИЛ-164 и ЗИЛ-150 | 8,0—12,0 | — |
КрАЗ-214 и КрАЗ-219 | 3,0—5,0 | — |
Добавить комментарий