Источники света в автомобиле. Виды автомобильных ламп
Лампы накаливания
Самые известные и распространенные источники светового потока автомобильных фар – лампы накаливания. В лампах накаливания источником света является вольфрамовая нить, которая под воздействием проходящего через него электрического тока нагревается и начинает испускать свет. Вольфрам используется в качестве исходного материала для нити накаливания вследствие высокой температуры плавления 3410°С (для сравнения железо плавится при температуре 1535°С), в то время как рабочая температура нити накаливания составляет около 2500°С.
Самый большой недостаток ламп накаливания – их неэффективность. Эти лампы слишком затратные, так как более 90 процентов всей энергии уходит в тепло и менее 10% непосредственно в свет.
Галогенные лампы
Галогенные лампы также являются лампами накаливания, но в них используется еще один наполнитель – галогенид (йод или бром), который и связывает испарившийся вольфрам, не давая ему осесть на стенки колбы. Соединение вольфрам-галогенид при попадании на горячую спираль разделяется. Таким образом, вольфрам возвращается на нить накаливания, а галогенид – в газовый наполнитель колбы. При этом происходит своеобразное восстановление нити лампы, называемое галогенным циклом. Этот процесс требует температуры порядка 200°С.
Рис. Принципиальная схема галогенной лампы:
1 – нить дальнего света; 2 – нить ближнего света; 3 – колба
Обычно они имеют двойной корпус, что несколько снижает внешнюю температуру лампы и одновременно повышает эффективность галогенного цикла. Простые лампы имеют цветовую температуру (характеристика излучаемого светового спектра, измеряемая в Кельвинах) порядка 2700К, а галогенные – 3000К.
Галогенные лампы хотя и более сложны и дороги, но и более эффективны. Они на 25…30% более яркие, чем обычные лампы накаливания. Даже в конце своей «жизни» галогенная лампа выдает до 95% своей изначальной яркости (простые лампы — около 75%).
У ламп накаливания есть и еще один недостаток – тонкая спираль, состоящей из довольно хрупкого вольфрама, которая чувствительна к вибрациям в автомобиле.
Несмотря на появление новых, более качественных и надежных источников света, лампы накаливания, будучи более дешевыми, не сдают своих позиций и появляются и новые их типы. Основная работа в этом направлении ведется по снижению скорости испарения вольфрама с нити накаливания. В дешевых лампах колбу наполняют смесью азота и аргона. В более дорогих вместо аргона используют криптон, имеющий более низкую теплопроводность, может использоваться также ксенон, у которого этот показатель еще ниже. Использование этих газов позволяет повысить яркость лампы на 10% (криптон) или почти в 2 раза (ксенон).
Ксеноновые лампы
Существуют ксеноновые газоразрядные и ксенон-наполненные лампы. Последние – это классический представитель ламп накаливания. Эти лампы отличаются от галогенных только наполнителем колбы.
Ксенон (xenon, Xe) – бесцветный благородный газ, не имеющий запаха. Имея атом большего размера (больше, чем у криптона и, тем более, аргона), ксенон лучше замедляет испарение вольфрама. Тем самым можно повысить температуру нити накаливания, что сделает лампу более яркой.
У ксеноновой газоразрядной лампы (HID High Intensity Discharge — разряд высокой интенсивности) нет нити накаливания.
Рис. Газоразрядная лампа
Два электрода, между которыми происходит дуговой разряд, который и горит в ксеноновом наполнителе колбы. Эти лампы относятся к классу электроразрядных, или, как иногда их еще называют, газоразрядных, ламп. В капсуле в среде пара из инертных газов, ртути и галогенидов (в данном случае ксенона) между двух электродов пропускается электрическая дуга и образуется световое излучение.
HID-лампа обязательно комплектуется балластом — пускорегулирующим устройством. Балласт – это самая дорогая и ответственная часть ксенонового комплекта. Он должен генерировать напряжение до 25000 В для розжига дуги разряда и затем поддерживать ее горение уже примерно при 85 В.
Для автомобиля ксеноновые лампы выгодны в силу ряда факторов. В сравнении с галогенными лампами, ксеноновые HID-лампы значительно ярче и потребляют при этом значительно меньше энергии (табл.). Свет ксеноновой фары более точно сфокусирован, не слепит так, как свет галогенных ламп и освещает большее пространство. Кроме того применение ксеноновых HID-ламп облегчит передвижение автомобиля в дождливую погоду, поскольку световой пучок не рассеивается в дождевых каплях.
Таблица. Сравнение галогенового и ксенонового освещения
ПАРАМЕТРЫ |
ГАЛОГЕН |
КСЕНОН |
Потребляемая мощность |
12 В, 55 Вт |
12 В (24 B), 35 Вт |
Сила света |
67500 кд |
202500 кд |
Световой поток * |
1550 лм |
3200 лм |
Цветовая температура |
3200 К |
4500 — 8000 К |
Световая отдача ** |
28 лм/Вт |
91 лм/Вт |
* Световой поток – мощность видимого излучения, оцениваемого по световому ощущению, которое оно производит на нормальный человеческий глаз.
** Световая отдача – показывает, с каким КПД полученная электрическая мощность преобразуется в свет (лм/Вт). Для галогена 1550/55=28, для ксенона 3200/35=91.
Классический цвет газоразрядных ксеноновых HID-ламп – иссиня-белый, но, несмотря на кажущуюся видимость, синего в нем не так много. Основной оттенок чисто белый, близкий к солнечному. В таком свете все видно яснее и четче, нежели в другом. Белый свет, излучаемый ксеноновой лампой по спектру очень близок к дневному. Результаты исследований показали, что свет ксеноновых ламп отражает разметку на дороге, дорожные знаки и обстановку на дороге лучше, чем традиционное освещение. Водитель при этом оценивает дорожную обстановку быстрее и предпринимает необходимые действия раньше, чем при освещении дороги обычными лампами в случае внезапного возникновения препятствий. На рисунке показана одна и та же дорожная ситуация при разных системах освещения.
Рис. Освещение дороги обычными (а) и ксеноновыми (б) лампами:
L – остановочный путь
Светодиодные лампы
Такой тип электроразрядных люминесцентных ламп LED (Light Emitting Diodes — светоизлучающий диод) необходимо выделить в отдельный класс. Принцип действия этого источника света основан на способности полупроводниковых кристаллов к люминесценции при прохождении через них электрического тока. Твердое тело идет на смену газовому разряду.
Внутри пластикового кокона находится диод, представляющий из себя две полупроводниковые пластины, одна с положительным, а другая с отрицательным зарядом. Между пластинами находится нейтральная зона. Подсоединив к диоду источник электрического тока аналогично простым диодам через светодиод поток электронов проходит лишь в одну сторону.
Накапливаясь на каждой пластине, положительные и отрицательные частицы («дырки» и электроны) устремляются друг к другу через «зону покоя» и, соединяясь, начинают выделять энергию в виде особых частиц – фотонов, что и составляет свет. Одна из полупроводниковых пластин имеет форму отражателя, направляя поток фотонов в нужное направление. Чем выше ток, тем ярче свет, но лишь до определенных пределов, потому что светодиод просто сгорит, как и обычная лампочка.
Рис. Принцип действия светодиодной лампы
Цвет свечения светодиода зависит от свойств вещества, из которого состоят пластины полупроводников. Комбинируя разные материалы и легирующие вещества, удается получать различные цвета. Первые LED-лампы излучали лишь почти монохромный красный, зеленый или желтый свет, что способствовало постепенной монополизации ими рынка индикаторов. В середине 1990-х годов появились белые и синие светодиоды, и лишь тогда впервые зашла речь о светодиодных лампах как вероятной альтернативе существующим источникам света.
Преимущества светодиодных ламп в том, что они практически не выделяют посторонних излучений несветового характера и тепла (хотя теплоотвод самому полупроводниковому элементу все же требуется). Благодаря этому их светоотдача очень высока. Для получения аналогичного по яркости света светодиод затрачивает на 80 с лишним процентов меньше мощности, что снижает нагрузку на генератор. Теоретически, поскольку в светодиоде электрический ток преобразуется в световое излучение напрямую, светодиод может иметь почти 100%-ный КПД, а светоотдачу (отношение яркости к затраченной мощности) – до 300 люмен/Вт.
Немаловажно, что светодиоды способны достигать большой температуры светоизлучения, сравнимой с характеристиками газоразрядных ксеноновых HID-ламп, что делает их потенциальными источниками света и для головной оптики автомобилей.
Светодиоды не имеют спиралей, электродов и других изнашиваемых элементов. Они влаго- и пыленепроницаемые, не подвержены вибрации. Все это делает их весьма долговечными до 100 тыс. часов, что сравнимо с жизненным циклом автомобиля. В отличие от электроразрядных источников света, светодиоды не требуют для своей работы никаких дополнительных пусковых устройств, что облегчает работу с ними. Однако для устойчивой работы светодиодов ток необходимо стабилизировать. Для этого применяют конверторы или драйверы. Но эти устройства значительно проще балластов электроразрядных ламп.
У светодиодов есть один, но весьма существенный минус – цена. Пока стоимость одного его люмена (единица измерения светового потока ламп) значительно выше, чем у галогенной лампы. Но это задача технического прогресса и уже сегодня фирма «Хелла» создала прототип лампы нового поколения для «Фольксвагена-Гольф» на основе светодиодов, общий вид которой показан на.
В режиме ближнего света поток формируют четыре светодиода, расположенные за шестиугольными линзами-коллекторами. В режиме дальнего света дополнительно подключаются еще три светодиода. Электронный блок управления обрабатывает данные о скорости, погодных условиях, угле поворота рулевого колеса и определяет необходимую освещенность дороги.
Рис. Общий вид светодиодной лампы