Датчик оксидов азота или двухкамерный датчик
Рис. Принцип работы двухкамерного датчика:
- Барьер 1
- Барьер 2
- Твердый электролит
- Подача напряжения для удаления О2
- Токпропорциональный NОx
Двухкамерные датчики служат для того, чтобы распознавать концентрацию оксидов азота в выхлопе и передавать измеренные значения для восстановления катализаторов оксидов азота. Различные изготовители используют накопительные катализаторы, удерживающие NOx до тех пор, пока не заполнится накопитель. Когда накопитель «заполняется», система управления двигателем обогащает топливовоздушную смесь. Более высокая доля топлива приводит к увеличению концентрации СН, СО и Н2 в выхлопе. Газы обеспечивают преобразование оксидов азота в накопительном катализаторе в безопасные N2, Н2O и СO2.
Для этого требуется два датчика:
- традиционный лямбда-зонд для определения концентрации кислорода в выхлопе перед накопительным катализатором
- двухкамерный датчик после катализатора для измерения значения Л и концентрации оксидов азота
Сильное повышение концентрации оксида азота в выхлопе указывает на то, что накопительный катализатор заполнен и больше не может принимать оксиды азота.
Содержащаяся в ОГ смесь из NOx и O2 после катализатора проходит систему из двух камер. Поскольку кислород отрицательно сказывается на измерении концентрации NOx, нужно сначала удалить кислород. Это достигается путем подачи напряжения на первую камеру. Напряжение разлагает молекулы кислорода на ионы, которые вытесняют полупроводниковый электролит из оксида циркония. Во второй камере остающийся оксид азота электрически расщепляется на N2 и O2. При этом протекает ток, пропорциональный концентрации NOx в выхлопе. Точность измерения составляет порядка 100 промилле. Поскольку накапливающая способность катализатора известна, то можно определить момент, при котором необходимо начать восстановление катализатора.
Добавить комментарий