Условия эксплуатации катализаторов
- Только неэтилированное топливо! При использовании этилированного топлива на каталитически активном материале откладываются свинцовые остатки и сульфаты свинца. В результате вредные вещества не могут вступать в реакции с благородными металлами. Катализатор становится неработоспособным (отравленным).
- Катализатор должен очень быстро нагреваться до рабочей температуры 600-800°С. Ниже 250°С (холодный пуск) катализатор не действует, и выбросы вредных веществ очень высоки. С вводом нормы Евро-3 была упразднена 40-секундная работа на холостых оборотах при прохождении типового испытания. С вводом нормы Евро-4 испытание стало начинаться при -7°С. Катализатор в этой фазе должен быстро преобразовывать СО и углеводороды, возникающие из-за необходимого обогащения смеси. Меры по быстрому достижению рабочей температуры:
- термическое изолирование выпускного коллектора с помощью воздуха или керамики и использование новых материалов для коллектора — например, листовой стали;
- подача в коллектор добавочного воздуха для реализации химического дожига с дополнительным кислородом, что повышает степень нейтрализации, особенно в фазе прогрева;
- использование специального окислительного катализатора в качестве пускового;
- использование обогреваемых катализаторов (проблема: большой потребляемый ток);
- смещение угла зажигания в направлении более раннего.
- Длительное поддержание температуры выше 800°С ведет к быстрому старению катализатора из-за процессов спекания и роста кристаллов в промежуточном слое и в материале катализатора. При температурах выше 1000°С начинается тепловое разрушение катализатора. Керамика плавится при 1400°С. При 1200°С начинает отслаиваться покрытие, и могут возникать «прожиги». Металлические катализаторы в крайних случаях могут подвергаться воздействию температуры до 1600°С, при этом также имеет место быстрое старение.
- Никаких пропусков зажигания! Несгоревшее топливо остается в катализаторе и при высоких температурах может воспламениться в нем и термически разрушить катализатор.
- Запрещается буксировка автомобилей с неисправностями в системе зажигания или системе впрыска. Несгоревшее топливо может попасть в катализатор и воспламениться при пуске двигателя (кроме случаев, когда разряжен аккумулятор).
- Необходимо точно соблюдение предписанного уровня масла. Содержащиеся в масле присадки могут попасть в катализатор и также привести к его термическому разрушению.
- Срок службы катализатора с достаточной степенью нейтрализации составляет около 150000 км пробега. При этом решающую роль играют условия эксплуатации. У автомобилей, используемых для поездок на короткие расстояния, катализаторы могут приходить в негодность и при меньшем пробеге, а у автомобилей, преодолевающих в основном дальние расстояния — при большем.
- Ни в коем случае не ставьте автомобили с катализаторами над легковоспламеняющимся материалом — например, над сухой травой. Из за высокой температуры катализатора материал может загореться.
Comments (1)
Полная шляпа, мой кат при езде на короткие расстояния (по городу) на светофорах успевает остыть до 650 градусов, а в пробках тем более. Только по трассе, когда скорость от 120 км/ч он нагревается до 900 — 950 градусов