Особенности охраны и гигиены труда водителей и обслуживающего персонала при низкой температуре

Особенности охраны и гигиены труда водителей и обслуживающего персонала при низкой температуре

Температура окружающего воздуха, доходящая в северных районах до минус 50—60° С, продолжительные ветры, повышенная физическая нагрузка на организм человека с интенсивной теплоотдачей оказывают значительное влияние на работоспособность и физиологическое состояние водителей и обслуживающего персонала.

Исследованиями установлено, что нормальная работоспособность в условиях низких температур сохраняется у человека, когда теплообразование превышает теплоотдачу, т. е. отсутствует «дефицит» тепла, при котором температура тела понижается.

Одной из причин понижения работоспособности человека в условиях низких температур является постоянное выделение влаги из организма, в результате чего увеличивается процентное содержание влаги в промежуточном слое воздуха, заключенном между телом и одеждой, и в одежде. Потовыделение сопровождается понижением температуры кожи и является результатом не только физической нагрузки, но и нервных факторов, возникающих при управлении автомобилем. Работоспособность организма человека определяется теплообразованием, величина которого зависит от скорости поглощения кислорода, характером и качеством окисления пищи и количеством выделяемого тепла.

Повышение теплоотдачи у людей, работающих в условиях низких температур окружающего воздуха, происходит из-за нарушения циркуляции воздуха в одежде, а также из-за высоких воздухонепроницаемых качеств тканей и материалов, из которых изготовлена одежда. При этом на поверхностях одежды, как наружной, так и нательной, конденсируется влага. В результате увлажнения одежды, особенно внутренней поверхности, ее теплоизоляционная прослойка теряет свои защитные свойства.

Для предупреждения переохлаждения и обмораживания водителям перед выездом необходимо хорошо отдохнуть, проверить исправность одежды, высушить и подогреть ее.

Под воздействием низких температур в организме человека меняется теплообразование. Невосполняемые потери тепла приводят к снижению работоспособности, повышенной чувствительности организма человека к холоду, появлению сонливости и апатии.

Регулятором нормального теплообразования у человека, если не принимать во внимание качества одежды, работу, выполняемую мышцами организма, является калорийность потребляемой пищи.

Средствам теплозащиты рук и ног водителей и обслуживающего персонала должно быть уделено особое внимание.

Большое распространение начинают приобретать тепловые формовые резиновые сапоги Московского завода «Красный богатырь».

Выпускаются такие сапоги семи размеров — с 39 по 45. Практикой и исследованиями установлено, что в условиях холода у человека возрастает потребность в более калорийной пище.

Калорийность пищи водителей и обслуживающего персонала в условиях низких температур должна составлять 3500—5000 кал/сутки в зависимости от температуры воздуха.

Как показала практика, суточный паек целесообразно принимать в три приема: 50% — перед выездом в рейс, 20% в пути и 30% по возвращении из рейса.

Рекомендуется иметь в пути термосы со сладким чаем или кофе, потребление которых в значительной степени повышает работоспособность, особенно при работе ночью.

Комплект одежды, разработанный и успешно применявшийся в автотранспортных предприятиях северо-восточных районов, состоит из просторной ватной стеганой куртки, сшитой из молескина, диагонали или хлопчатобумажного репса, широкого пояса с прокладкой из толстого сукна, ватных стеганых брюк и валяных сапог. Одежду надевают поверх повседневного костюма и подбирают с таким расчетом, чтобы между костюмом и одеждой была бы воздушная прослойка толщиной в 2—3 см.

Такая одежда значительно снизила среди водителей заболеваемость радикулитом.

Для защиты рук от мороза водителям следует иметь шерстяные или кожаные перчатки, а слесарям — меховые рукавицы. В качестве головного убора надо использовать суконную шапку-ущанку с прослойкой ваты в 0,5—1,0 см и нашитым мехом на поднятом козырьке (который должен легко опускаться вниз) и наушниках.

Работа на открытом воздухе из-за метеорологических условий должна регламентироваться.

Перед длительным пребыванием на воздухе в морозные дни лицо, уши, руки смазывать любым несоленым животным жиром. Отечественная промышленность предлагает несколько рабочих костюмов с электрическим подогревом. Один из них — «Север-4» — рассчитан на 12-вольтовое напряжение он способен согревать при температурах, достигающих минус 50° С.

Электроодеяло и электроматрацы создали инженеры филиала Всесоюзного научно-исследовательского института электромеханики. Они обогревают при помощи гибких эластичных токопроводящих лент, которые вшиты между двумя слоями ткани. Миниатюрный терморегулятор поддерживает заданную температуру.

В этом же институте созданы электропалатка для геологов, электрические костюмы для тружеников Крайнего Севера и медицинский электрообогревательный бинт. Палатка и костюм работают от источников питания в 12 в, а бинт — от сети. Эти бытовые изделия долговечны, просты в пользовании и безопасны.

Кроме спецодежды, для обслуживающего персонала имеются специальные арктические палатки типа КАПШ.

Инфракрасные газовые горелки, работающие от баллонов, позволяют в самые сильные морозы отказаться в этих палатках от спального мешка.

Основными причинами обмораживания являются: интенсивный обдув холодным воздухом, попадание топлива в низкозамерзающей охлаждающей жидкости на кожу, пребывание на морозе в одежде или обуви, пропитанной бензином, дизельным топливом, водой или низкозамерзающей жидкостью, соприкосновение с охлажденным металлом и др.

Обмораживание подразделяют на три степени. Первая степень, когда теряется чувствительность, бледнеет кожа. Необходимо растереть поверхность кожи спиртом, осторожно до покраснения и смазать вазелином. Вторая степень, когда на побледневшей коже образуются пузыри с кровянистой мутной жидкостью, кожа принимает багрово-синюю окраску. Необходимо немедленно отвести пострадавшего в теплое помещение, наложить стерильную повязку и отправить в больницу. Третья степень, когда происходит омертвление кожи и глубоких тканей с тромбозом (свертывание крови и образование сгустков в кровеносных сосудах). Необходимо выполнить то же, что и при обморожениях второй степени. При остановке или резком ослаблении дыхания — сделать искусственное дыхание.

Замерзшие части тела растирать снегом не рекомендуется, так как в снегу часто попадаются льдинки и песчинки, которые могут расцарапать замороженную кожу и вызвать нагноение. Растирать замерзшие части тела следует сухими теплыми перчатками или суконками. В отапливаемом помещении можно погрузить обмороженную конечность в таз или ведро с водой обычной комнатной температуры. Эту воду постепенно следует заменять более теплой, доведя до температуры тела.

После того как обмороженное место покраснеет, его следует смазать жиром (маслом, салом, борной мазью) и завязать теплой повязкой (шерстяной, суконной). Обмороженную руку или ногу надо держать после перевязки приподнятой. Это уменьшает боль и предупреждает осложнения.

При контакте незащищенных частей тела с металлическими предметами, охлажденными до температуры ниже минус 30° С, происходит резкое «контактное» обмораживание.

У водителей и ремонтных рабочих это происходит при работе голыми руками, особенно когда ладони рук влажные после рукавиц.

Рекомендуется поверхность инструмента, захватываемую руками, защищать слоистым пластиком или специальным текстилем. На большом морозе, ниже минус 40—50° С, попавшие на кожу бензин или дизельное топливо обжигают и могут вызвать быстрое обмораживание даже второй степени.

При передвижении пешком в большой мороз от минус 30° С и ниже по наледям, если нет резиновых сапог, во избежание промокания валеных сапог можно рекомендовать наращивание на них слоя льда, предохраняющего от намокания. Для этого необходимо, подобрав у края наледи участок с открытой водой, имеющей глубину 10—15 см, погрузить в нее на 1—2 сек ногу, обутую в валенок, после чего погрузить ее в рыхлый снег, тщательно обваливая в снегу смоченное место. Затем ногу с валенком погрузить еще раз в наледь на 5 см глубже и вновь обвалять в снегу. Операцию повторять 7—8 раз до того момента, пока на валенке не образуется прочная без трещин и разрывов сплошная ледяная корка. Незнание этого способа приводило к тяжелым обмораживаниям.

При использовании паяльных ламп, жаровень, малых обогревательных печей, зажигания факелов и костров необходимо учитывать пожаробезопасное расстояние с тем, чтобы пламя или искры, переносимые ветром, не попали на легковоспламеняющиеся предметы, постройки, одежду.

При использовании отопительных и обогревательных устройств необходимо иметь наготове исправный огнетушитель, рыхлый сухой песок и другие средства пожаротушения.

В случае ожогов поверхности кожи необходимо создать защитный покров, покрывая их стерильными бинтами, пропитанными 10-процентным раствором марганцевокислого калия, повторяя это до тех пор, пока не прекратятся боли и обожженная кожа не примет густой коричневый оттенок. Обожженные места не следует смазывать жирами, так как это не способствует заживлению ожога.

В случаях ожога лица и глаз на место ранения надо накладывать холодные примочки из борной кислоты.

При загорании одежды пострадавшего надо быстро уложить на землю и накрыть одеялом, пальто и т. п., закрыв тем самым доступ воздуха к очагу огня.

В закрытых помещениях запрещается пользоваться предпусковыми подогревателями во избежание отравления обслуживающего персонала продуктами сгорания.

В отработавших газах автомобильных двигателей из-за неполного сгорания топлива содержится большое количество окиси углерода. Вдыхание воздуха, в 1 л которого содержится 0,24 мг окиси углерода, может вызвать отравление. Поэтому зимой при прогреве двигателей автомобилей на открытых стоянках и особенно в закрытых невентилируемых помещениях могут быть и бывают случаи отравления людей окисью углерода. Головная боль, сонливость, обморочное состояние и покраснение кожи являются признаками отравления.

Нельзя допускать работу двигателя в закрытых невентилируемых помещениях свыше 5 мин во избежание отравления.

При загрязнении воздуха в помещениях отработавшими газами все работы следует прекратить, удалить из них людей, затем тщательно проветрить помещения.

Если нарушены прокладки выпускного трубопровода двигателя и неисправность устранить в пути невозможно, для предупреждения отравления необходимо продолжать движение с открытыми окнами в кабине.

На стоянках автомобили следует располагать так, чтобы при прогреве двигателей отработавшие газы нё задувались ветром и не попадали в кузов или кабину.

Заправляя двигатели -низкозамерзающей жидкостью марки 45 или 65, необходимо помнить, что этиленгликоль, являющийся основой этих жидкостей — яд и при незначительном попадании внутрь организма вызывает быстрое отравление, часто со смертельным исходом.

Для предупреждения отравления необходимо строго учитывать расход низкозамерзающей жидкости с тем, чтобы исключить возможность использования ее не по назначению. На автомобилях, двигатели которых заправлены низкозамерзающей жидкостью, при стоянке на открытых площадках или ремонтных пунктах надо вывешивать таблички, «Заправлен антифризом». Водители и обслуживающий персонал должны быть ознакомлены с правилами обращения и основными свойствами низкозамерзающих жидкостей. Применять этилированный бензин для работы автомобилей на зимних дорогах запрещается.

Оставляя автомобили на открытых площадках с подогревом, необходимо соблюдать правила безопасности. Допуск на площадку посторонних лиц во время стоянки на ней автомобилей строго запрещен. Во время стоянки автомобилей под электроподогревом, запрещается их заправлять топливом, маслом, обтирать и ремонтировать. Водитель допускается на площадку к своему автомобилю только с ведома дежурного по площадке и дежурного электромонтера. При поражении током спасение пострадавшего зависит от того, как быстро с учетом всех мер предосторожности он будет освобожден от тока, и от того, как быстро при отсутствии признаков жизни (дыхания, сердцебиения, пульса) ему будет сделано искусственное дыхание.

Хранение автомобилей с подогревом двигателей на открытых площадках должно соответствовать правилам противопожарной профилактики, установленным для автотранспортных предприятий.

Автомобили и автомобили-цистерны для перевозки жидкого топлива должны храниться на отдельных открытых площадках или в изолированных гаражах.

При перевозке людей в кузовах-фургонах и в автобусах, оборудованных жидкостными отопителями типа ОВ-30, ОВ-65 и другими, необходимо следить за тем, чтобы в кузова вместе с нагретым воздухом не попадали продукты неполного сгорания топлива.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *