Пожарная безопасность при эксплуатации и обслуживании автомобилей

Пожарная безопасность при эксплуатации и обслуживании автомобилей

Территории автотранспортных предприятий должны быть ограждены сплошным прочным забором, в котором устроены специальные пожарные проезды и выезды (ворота).

Для каждой стоянки автомобилей должен быть разработан и утвержден руководством плац расстановки и эвакуации автомобилей в случае пожара с описанием порядка и очередности эвакуации, В этом плане должно быть предусмотрено дежурство водителей в меж­сменное время, в выходные дни, а также определен порядок хранения ключей зажигания.

Противопожарная безопасность

На площадках открытого хранения автомобилей при количестве их более 200 в одной группе противопожарный разрыв между группами автомобилей должен быть не менее 20 м. Разрывы до производствен­ных зданий принимаются равными от 15 до 20 м в зависимости от степени огнестойкости зданий, а до зданий, где проводят техническое обслуживание автомобилей, – не менее 10 м. Между автомобилями и забором должен оставаться разрыв не менее 2 м. Если стоянка автомобилей организована в закрытом помещении, то оно должно быть оборудовано в соответствии с противопожарными нормами.

Заливные горловины топливных баков автомобилей должны быть закрыты. При наличии течи в топливном баке ставить автомобиль на стоянку до слива топлива не разрешается.

На открытых стоянках автомобили необходимо размещать так, чтобы между ними оставались разрывы, обеспечивающие их сохранность в случае пожара. Неисправные автомобили и прицепы, ожидающие ремонта или списания, хранят отдельно, изолированно от исправных автомобилей. Автомобили-цистерны, перевозящие легко­воспламеняющиеся вещества, хранят только отдельно от других автомобилей (в отдельном наземном здании).

Территорию стоянки нельзя загромождать предметами, которые могут помешать рассредоточению автомобилей в случае пожара. Против запасных ворот должны стоять только исправные автомобили, готовые к немедленному выезду.

На стоянках автомобилей во избежание пожара не разрешается курить, работать с открытым огнем и хранить горючие и легковоспла­меняющиеся материалы. Нельзя разогревать холодные двигатели, картеры коробок передач и редукторы мостов, топливные баки дизельных двигателей и другие узлы автомобилей открытым огнем, оставлять в автомобиле промасленные обтирочные концы и спецодежду по окончании работы, а также оставлять автомобиль с включенным зажиганием.

В помещениях для хранения автомобилей нельзя курить, пользо­ваться открытым огнем, переносными кузнечными горнами, паяль­ными лампами, сварочными аппаратами, хранить бензин, дизельное топливо, баллоны с газом (за исключением топлива в баках и газа в баллонах, смонтированных на автомобилях), хранить тару из-под легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Нельзя оставлять на местах стоянки груженые автомобили.

Заправлять автомобили топливом можно только на специально оборудованных заправочных пунктах. При организации временных стоянок автомобилей в полевых и лесных условиях во избежание пожаров рекомендуется очищать площадки стоянок от сухой травы, стерни и валежника, вспахивать вокруг полосу шириной в 1 м и располагать стоянки не ближе 100 м от построек, стогов соломы, токов, хлеба на корню, лесоразработок. Места стоянки автомобилей должны быть обеспечены буксирными тросами и штангами из расчета один трос (штанга) на 10 автомобилей.

Топливо и смазочные материалы для автомобилей необходимо хранить на очищенных от растительности земляных площадках на расстоянии не менее 100 м от лесоразработок, мест уборки и обмолота хлебов, стогов сена и соломы, хлеба на корню, стоянок, автомобилей и тракторов и не менее 50 м от трудносгораемых и сгораемых построек. Площадки следует опахивать полосой шириной не менее 1 м.

Противопожарная безопасность требует создания на производстве специальных мест для курения. Их рекомендуют делать на видных местах, оборудуют урной для окурков, средствами пожаротушения. В таких местах должно быть объявление «Место для курения» или «Курить только здесь». Во всех других помещениях должны быть повешены объявления типа «Не курить!»

Для создания повышенной пожаробезопасности ванны с легко воспламенящимися веществами для мойки деталей желательно располагать в отдельном помещении с индивидуальной вентиляцией. На время перерывов ванны следует закрывать плотными крышками, а после окончания работы запирать. Детали после мойки легко воспламенящимися веществами следует просушивать и протирать на столах, обитых железом, или в сушильных шкафах. Частой причиной пожара в производственном помещении является неправильное и не по назначению применение бензина и керосина, например, стирка спецодеж­ды в бензине. Спецодежду следует очищать только в специальных химчистках или прачечных.

Нельзя применять жидкое топливо и керосин для отмывания полов и стен помещений и канав, так как при этом образуется большое количество легковоспламеняющихся паров.

Аккумуляторные батареи автомобилей, находящихся, в ТО-2, а также в длительном (более одной рабочей смены) ремонте, следует отключить.

Промасленные обтирочные материалы и промасленная грязная спецодежда способны при определенных условиях самовозгораться. Поэтому эти материалы собирают в стальные ящики с плотными крыш­ками, а в конце смены выносят из помещения и либо уничтожают вместе с другими отходами, либо вывозят на специальные свалки и сжигают. Спецодежда между сменами должна храниться в расправ­ленном виде, а главное, ее надо своевременно очищать.

Одной из наиболее частых причин возникновения пожара является неправильное устройство и эксплуатация электропотребителей.

Необходимо следить за тем, чтобы отдельным группам кабелей не было произвольно (т. е. без проекта) присоединено больше электро­потребителей, чем позволяют эти кабели. В противном случае в элек­трических щитах произойдет перегрев и разрушение изоляции, возникнет короткое замыкание и как следствий его – пожар.

У телефонов на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номеров телефонов пожарных команд.

Цистерны и баки для хранения жидкого топлива должны быть оборудованы огневыми предохранителями и заземлены.

Меры безопасности при заливке топлива в резервуары из автоцистерны

  • выключить двигатель автомобиля
  • заземлить цистерну или бак цепочкой через автомобиль
  • проверить плотность соединения сливного шланга с цистерной и с приемным патрубком
  • если на станции есть гравийный предохранитель, то следует открыть краник предохранителя на его перепускной трубе
  • все подтекания немедленно устранить, а пролитое топливо засыпать песком и удалить

Для хранения каждого вида жидкостей в металлической таре массой более 30 т выделяют помещение с несгораемыми глухими стенами. Меньшее количество жидкостей можно хранить в общих помещениях. Тару следует хранить отдельно.

Крышки люков на резервуарах снабжают прокладками, исключаю­щими образование искр. Для сообщения с атмосферой устанавливают дыхательные клапаны.

Нельзя закрывать отверстия металлических бочек деревянными пробками или тряпками, вынимать или отвинчивать пробки металли­ческими предметами, перекатывать бочки при помощи стальных ломов, от которых могут возникнуть искры.

На складах легковоспламеняющихся к горючих жидкостей, на площадках хранения порожней тары и в радиусе не менее 20 м от них воспрещается выполнять работы, связанные с применением открытого огня.

Все наливные, спускные, вентиляционные отверстия баков и цистерн для перевозки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должны быть снабжены взрывобезопасными сетками. Цистерны должны иметь устройства для заземления во время наполнения и слива.

Автомобили, перевозящие эти грузы, снабжают двумя огнетуши­телями ОП-5, песком и лопатой.

Легковоспламеняющиеся материалы должны выдаваться со складов в производство в количествах, удовлетворяющих суточную по­требность в них. На местах потребления их хранят в специально обо­рудованных запирающихся емкостях. Разлитые легковоспламеняю­щиеся жидкости следует немедленно посыпать песком и убирать из помещения.

Для предотвращения возникновения пожара на автомобиле не допускается:

  • подавать при неисправной топливной системе бензин в карбюратор непосредственно из емкости шлангом или другими способами
  • применять для мойки двигателя бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости
  • оставлять в кабине и на двигателе загрязненные маслом и топливом использованные обтирочные материалы (ветошь и тому подобное)
  • скопление на двигателе и его картере грязи и масла
  • курить в непосредственной близости от приборов системы питания двигателя (в частности, от топливных баков)
  • пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей механизмов

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *