Общее устройство транспортных средств

Общее устройство транспортных средств

Транспортное средство — это устройство для перевозки грузов или людей.

Автомобиль — самоходная машина с энергетической установкой, имеющая не менее трех колес, перевозящая груз на себе и предназначенная в основном для движения по дорогам.

На рисунке представлен общий вид колесного тягача. Это полноприводная колесная машина, имеющая привод ко всем колесам и обладающая большой силой тяги и высокой проходимостью — способностью двигаться в различных условиях.

Общий вид колесного тягача

Рис. Общий вид колесного тягача

Быстроходнее гусеничные машины в отличие от гусеничных тракторов развивают скорость 35 …70 км/ч и более.

Транспортное средство в составе тягача и буксируемых им прицепов или полуприцепов образует автомобильный поезд, причем вертикальные усилия от прицепа и перевозимого на нем груза не передаются на тягач, а от полуприцепа и перевозимого на нем груза передаются не полностью через специальное (седельное) устройство.

Основными частями транспортного средства являются:

  • двигатель, включающий в себя кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы, смазочную систему, системы охлаждения, питания, зажигания (у карбюраторных двигателей) и пуска;
  • трансмиссия — сцепление (главный фрикцион), коробка передач, раздаточная коробка, карданная и главная передачи, дифференциал (у колесных машин) и полуоси (у колесных машин);
  • ходовая часть — рама (корпус), подвеска и движитель (колесный, гусеничный);
  • механизмы управления — рулевое управление (механизмы поворота) и тормозная система;
  • кузов — кабина для экипажа, капот и оперение;
  • вспомогательное оборудование — электро- и пневмооборудование, лебедка, коробка отбора мощности и сцепные устройства.

Двигатель преобразует тепловую энергию сгорающего топлива в механическую, в результате чего вращается коленчатый вал двигателя и через ряд механизмов приводятся во вращение ведущие колеса ТС.

Трансмиссия служит для передачи мощности двигателя на ведущие колеса и распределения при изменении величины и направления вращающего момента и частоты вращения ведущих колес.

Ходовая часть предназначена для установки всех механизмов ТС, восприятия сил, действующих на него, и обеспечения поступательного движения ТС.

Механизмы управления служат для удержания ТС на месте, изменения направления и скорости его движения.

Трансмиссию, ходовую часть и механизмы управления часто объединяют под общим названием — шасси.

Кузов предназначен для размещения экипажа и груза.

Транспортные средства характеризуют следующими основными параметрами:

  • тип ТС (колесный, гусеничный и др.);
  • масса ТС, кг, — собственная (без груза и технических жидкостей), снаряженная (без груза, но с топливом, смазкой и водой) и полная (с техническими жидкостями, грузом и экипажем);
  • грузоподъемность, кг;
  • максимальная скорость движения, км/ч;
  • максимальная мощность двигателя, кВт (л. с.);
  • максимальный вращающий момент двигателя, Н*м;
  • размеры (длина, ширина, высота), мм;
  • колея (расстояние между средними линиями правых и левых следов движителя), мм;
  • база (расстояние между осями), мм;
  • геометрические параметры проходимости и др.

Схемы быстроходных гусеничных машин представлены на рисунках.

Схема гусеничного тягача

Рис. Схема гусеничного тягача

Схема двухзвенного тягача

Рис. Схема двухзвенного тягача

Основные особенности устройства быстроходных гусеничных машин:

  • трансмиссия и ведущие колеса гусеничного движителя расположены в передней (носовой), а двигатель — в средней части машины, что позволяет лучше использовать (приспосабливать, видоизменять) ее кормовую (заднюю) часть, свободную от агрегатов, согласно назначению той или иной модификации;
  • трансмиссия и механизм поворота представляют собой практически единый компактный агрегат, благодаря чему высвобождается больше места для грузовой платформы и облегчается доступ к основным агрегатам для проведения регулировок и технического обслуживания;
  • гусеничный движитель, как правило, не содержит поддерживающих катков (для верхней ветви гусеничной цепи), а имеет опорные катки большого диаметра, одновременно выполняющие роль поддерживающих, что позволяет уменьшить динамические нагрузки на корпус машины при колебаниях верхних ветвей обвода и степень ослабления обвода при перемещениях опорных катков.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *