Организация ТО и ТР легковых автомобилей на предприятиях автосервиса
В связи со значительным увеличением автомобильного парка в короткие сроки существенно изменилась система технического обслуживания (ТО) и ремонта легковых автомобилей. Наряду с крупными и средними предприятиями автосервиса (ПА) появилось много мелких, принадлежащих индивидуальным предпринимателям. Кроме того, в систему входят предприятия, производящие гаражное оборудование, инструмент и другие принадлежности, базы, склады материального и технического снабжения, гаражи и стоянки автомобилей.
Система автотехобслуживания базируется на планово-предупредителъной системе ТО и ремонта, основы которой изложены в «Положении о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, принадлежащих гражданам». Эта система включает предпродажную подготовку автомобилей, гарантийное обслуживание и обслуживание в послегарантийный период.
На предприятиях автосервиса выполняются следующие виды работ:
- предпродажная подготовка новых и старых автомобилей и их продажа
- продажа эксплуатационных материалов и запасных частей
- ТО и ремонт в гарантийный и межгарантийный период
- уборочно-моечные работы
- диагностирование
- капитальный ремонт агрегатов
- окрасочно-кузовные работы
- антикоррозионная обработка кузова
- ремонт и обслуживание электрооборудования
- шиномонтаж и балансировка колес
- организация рабочих мест для самообслуживания
- организация работы рынка с целью продажи запасных частей
- оказание технической помощи на дорогах
- организация платной стоянки автомобилей
- подготовка автомобилей к техосмотру
- и др.
Задача предпродажной подготовки — выявление и устранение неисправностей, возникающих в процессе транспортировки новых автомобилей с завода или эксплуатации, хранения подержанных автомобилей, а также установка комплектующих изделий (зеркала, приемник, прикуриватель, колпаки на колеса и т.д.) согласно описи завода-изготовителя. На автомобили российского производства разработан и используется ОСТ 37.001.082-82 «Подготовка предпродажная легковых автомобилей», где приводится весь перечень проводимых работ.
Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие автомобиля и его агрегатов требованиям технических условий в течение гарантийного периода, установленного заводом, по времени или пробегу. Сроки гарантии указываются в документации, прилагаемой к автомобилям, и зависят от марки автомобиля и его стоимости. В период гарантийного пробега производится гарантийное обслуживание автомобиля на ПА, заключивших договор на гарантийное обслуживание с заводом-изготовителем. Согласно «Положению…» срок хранения автомобиля на складе — не более шести месяцев.
В послегарантийный период владелец автомобиля должен проводить техническое обслуживание (ТО) в соответствии с сервисной книжкой на ПА или самостоятельно. При эксплуатации и проведении ТО необходимо строго соблюдать требования, указанные в инструкции к автомобилю. Особенно это касается использования топлив и смазочных материалов. Ремонт агрегатов желательно производить на ПА, где работают квалифицированные специалисты.
Современные ПА являются многофункциональными предприятиями, которые классифицируются по месторасположению, назначению, характеру основной деятельности, производственной мощности и специализации:
В зависимости от месторасположения и назначения ПА делятся:
- на городские (обслуживают в основном районы крупных городов или некрупные города)
- дорожные, или придорожные (обычно служат для оказания технической помощи автомобилям, находящимся в пути)
В зависимости от характера основной деятельности городские ПА делятся:
- на комплексные (выполняют все виды работ по ТО и ремонту)
- специализированные (выполняют работы по конкретным моделям или конкретным видам работ; например, только шиномонтаж и шиноремонт, ремонт и регулировка тормозов и т.д.)
По производственной мощности ПА делятся:
- на малые (от 1 до 10 постов)
- средние (от 11 до 30 постов)
- большие (от 31 до 50 постов)
- крупные станции (более 50 постов)
Организация производственного процесса для средних, больших и крупных ПА осуществляется по схеме, приведенной на рисунке:
Рис. Функциональная схема работы ПА
При продаже автомобилей на ПА они направляются в зону предпродажной подготовки, затем в зону хранения или магазин. Автомобили, поступающие на ПА для проведения ТО и ремонта, первоначально проходят мойку, далее поступают на участок приемки. На участке приемки определяется объем работ, заполняется акт приемки-выдачи, после чего автомобили поступают в зону ожидания или на соответствующий производственный участок. В зоне мойки проводятся уборочные и моечные работы с использованием пылесосов, струйно-щеточных моечных машин, сушильных машин и других агрегатов. В зоне ежедневного обслуживания может производиться полировка кузова.
Участок приемки и выдачи автомобиля предназначен для визуального осмотра, определения комплектности автомобиля (для этого заполняется акт приемки-выдачи), осмотра с помощью диагностических средств, определения ориентировочного объема работ, а также для контроля выполненных работ, комплектности автомобиля и сдачи автомобиля владельцу. В качестве оборудования применяются канавы, подъемники и диагностические средства. При выдаче автомобиля владельцу комплектность автомобиля сверяется с актом приемки-выдачи.
На мелких ПА, насчитывающих один пост приемки, работы выполняет один человек. При наличии двух — пяти постов приемку и выдачу осуществляет бригадир или мастер.
Техническое обслуживание и ремонт производят в зонах ТО и TP, а также на участках ивотделениях. Участок может состоять из определенной части зоны и отделения. Например, в зоне TP на специализированном участке снимают двигатель, ремонт которого производят в отделении (цехе). Снятые с автомобиля узлы и агрегаты могут направляться на специализированные производственные участки (отделения). К таким участкам относятся агрегатно-механические, топливной аппаратуры, аккумуляторный, участок ремонта электрооборудования, шиномонтажный и шиноремонтный, окраски и антикоррозионного покрытия, ремонта двигателей и обойный.
На крупных или специализированных ПА может производиться капитальный ремонт таких агрегатов, как задний и передний мосты, двигатель, кузов. В зонах ТО и TP используются двух- или четырехстоечные электромеханические подъемники, осмотровые канавы, которые могут обеспечиваться канавными подъемниками. Кроме того, могут использоваться опрокидыватели, удобные для антикоррозионной обработки днища кузовов, и оборудование для заправки двигателей, коробок передач и мостов смазывающими материалами. Используются приспособления для снятия мостов, двигателей и тележки для их транспортировки, верстаки, ключи и т.д.
На специализированных участках (отделениях) в зависимости от суточной программы работ может использоваться различное оборудование. На участке по ремонту двигателей используются сверлильные и фрезерные станки, гидравлические прессы, приспособления для притирки клапанов, расточки коленчатых валов, расточки цилиндров и их хонингования, используются стенды для обкатки двигателей, различные приспособления и инструмент. На других специализированных участках применяется специализированное оборудование согласно табелю.
Общие технические требования к автомобилям, выпускаемым из ТО и ремонта, предъявляются в пределах объема работ, выполняемых на основании наряда-заказа, а также в соответствии с нормативами «Положения о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, принадлежащих гражданам». Согласно этим документам автомобиль, выпускаемый с предприятия, должен быть чистым, все соединения и крепления должны быть надежно закреплены, уровни масел, жидкостей должны соответствовать нормативам, негерметичность соединений и уплотнений не допускается, узлы и детали должны быть смазаны в соответствии с требованиями предприятия-изготовителя. Содержание вредных веществ в отработанных газах не должно превышать установленных норм.
Добавить комментарий