Подготовка электрооборудования автомобиля к зиме

Подготовка электрооборудования автомобиля к зиме

При подготовке электрооборудования автомобиля к работе в зимних условиях следует, в первую очередь, проверить исправность всей электропроводки. Нарушение изоляции, неплотные контакты в местах соединений, вызывающие утечку тока, должны быть устранены.

Одновременно с электропроводкой проверяют и при необходимости заменяют предохранители, подбирая и устанавливая их в гнезда в строгом соответствии с указаниями инструкции завода по эксплуатации автомобиля.

Правильность установки зажигания необходимо проверять на прогретом до 80—90° С двигателе при движении автомобиля. Для обеспечения необходимой величины электроэнергии, вырабатываемой генератором, необходимо проверить чистоту коллектора и исправность щеток генератора.

После чистки и подготовки генератор устанавливают на специальный стенд или на двигатель и проверяют его исправность. При установке на двигатель к нему присоединяют провода, надевают на шкив приводной ремень и регулируют его натяжение. Для проверки необходимо снять стартер с двигателя, очистить от масла и загрязнений, проверить состояние (коллектора и щеток. При наличии на контактах включателя следов подгорания зачистить их стеклянной шкуркой № 46—220 или надфилем и проверить правильность прилегания контактов включателя и исправность работы стартера на стенде под нагрузкой.

После установки стартера на двигатель тщательно зачищают выводные контакты и наконечники проводов и надежно закрепляют их гайками.

Проверка и регулировка приборов электрооборудования автомобилей может быть произведена как непосредственно на автомобилях универсальным переносным прибором НИИАТ Э-5, так и со снятием и проверкой их на стенде модели СПЗ-6.

Приборы системы зажигания, снятые с автомобиля, могут быть проверены при помощи стенда модели СГ13-6 при номинальном напряжении 6 и 12 в. Стенд предназначен для углубленной проверки и регулировки указанных приборов на режимах, приближающихся к эксплуатационным.

При проверке приборов экранированного электрооборудования во избежаниё короткого замыкания необходимо заблаговременно отсоединить один из проводов от выводного зажима аккумуляторной батареи.

Для компенсации повышенного расхода электроэнергии, отдаваемой аккумуляторными батареями в зимний период (продолжительный пуск двигателя, работа приборов наружного освещения и отопительных приборов), необходимо обеспечить исправную работу генератора и реле-регулятора.

Проверка и регулировка реле-регулятора могут быть произведены как на автомобиле, так и на стендах. Перед каждым вскрытием реле-регулятора для регулировки на автомобиле необходимо предварительно убедиться в том, что генератор, электропроводка и амперметр исправны. При отсутствии указанных приборов и стендов проверить реле-регулятор можно при помощи комплекта ЧК-1 (чемодан контрольный первый), состоящего из вольтметра и вольтамперметра М-45 с пределами измерений 3—7, 5—15—30 в и 15—30 а, нагрузочного реостата и соединительных проводов.

При отсутствии указанных приборов могут быть использованы отдельные вольтметры и амперметры типа М-45 или малогабаритные вольтметры и амперметры типа МП-70 с теми же пределами измерений.

После сборки схемы пустить двигатель, прогреть его до температуры охлаждающей жидкости 75—85° С, довести обороты коленчатого вала до 1600—1900 об/мин и с помощью нагрузочного реостата установить силу тока в 10 а для РР24; 18,0 а — для РР8, РР51; 8 а — для РР107 и 5 а — для РР106, проверив одновременно показания вольтметра, которые в соответствии с климатической зоной предполагаемого использования автомобилей зимой должны соответствовать таблице:

Параметры работы реле-регулятора Эксплуатация аккумуляторных батарей
в центральных районах страны с температурой до минус 30° С в течение всего года в северных районах страны с резким континентальным климатом при температуре ниже минус 40° С в течение зимы
Напряжение в системе электрооборудования автомобиля, в 12 6 12 6
Напряжение, регулируемое реле-регулятором при установке аккумуляторной батареи, в:
наружной 14,2 7,1 15 7,5
подкапотной 13,7 6,9 14,5 7,3
Напряжение включения реле обратного тока при установке аккумуляторной батареи, в:
наружной 12-12,5 6-6,3 12,5-13 6,3-6,5
подкапотной 12-12,2 6-6,1 12,5-13 6,3-6,5

Изменение регулировки регулятора напряжений производится в случае отклонения от указанных в таблице значений более чем ± 0 , 5 в для автомобилей с 12-вольтавьгм оборудованием. При систематическом недозаряде аккумуляторной батареи напряжение увеличивают изменением регулировки регулятора напряжения на 0,5 в выше указанного в таблице:

Параметры электролита Полностью заряженная батарея Батарея, разряженная на 25%
Плотность электролита, приведенная к + 15° С 1,31 1,29 1,28 1,27 1,25 1,24 1,27 1,25 1,24 1,23 1,21 1,20
Температура замерзания электролита, °С -67 -74 -68 -58 -50 -42 -58 -50 -42 -40 -28 -25

По окончании проверки и регулировки регулятора напряжения необходимо проверить и отрегулировать величину напряжения включения реле обратного тока, которая также должна находиться в пределах, указанных в таблице.

Для этого необходимо, соблюдая полярность, соединить вольтметр с зажимами Я и М реле-регулятора. Затем пустить двигатель и, плавно увеличивая обороты коленчатого вала, наблюдать за показаниями стрелки вольтметра. По мере увеличения оборотов напряжение должно увеличиваться. Момент включения реле обратного тока определяется резким отклонением стрелки вольтметра в сторону уменьшения напряжения.

При проверке ограничителя тока схема включения нагрузочного реостата вольтметра и амперметра остается той же, что и при проверке регулятора напряжения. Ограничитель проверяют на работающем двигателе при 2000 об/мин, замеряемых стробоскопическим тахометром. Постепенно увеличивая нагрузку генератора за счет ввода сопротивления нагрузочного реостата, наблюдают за показаниями амперметра до того момента, когда, несмотря на снижение сопротивления реостата, стрелку амперметра зафиксируют в определенном положении. В процессе работы напряжение в схеме должно быть номинальным, т. е. для системы с напряжением в 12 в не ниже 12,5 в.

Наибольшее значение силы тока, согласно показаниям амперметра, должно находиться в пределах: для РР25, РР24-Э—17—19 а; для РР8 — 33—37 а; для РР51—33—35 а; для РР106 —9—И а; для РР107—15—17 а.

Если при проверке реле-регулятора указанным способом на автомобиле не удастся произвести требуемой регулировки, его снимают с автомобиля и направляют в мастерскую.

Для сохранения работоспособности аккумуляторных батарей зимой и предупреждения уменьшения емкости, саморазряда и замерзания электролита необходимо при подготовке автомобиля к зимней эксплуатации снять их с автомобиля, проверить и полностью зарядить.

Эксплуатировать зимой аккумуляторные батареи, разряженные более чем на 25%, запрещается. Разряженность аккумуляторной батареи проверяют путем замера напряжения — нагрузочной вилкой, плотности электролита — ареометром.

Степень заряженности аккумуляторной батареи в зависимости от плотности электролита в батарее при его минимальной емкости, а также температуры замерзания электролита приведены в таблице.

При понижении плотности электролита на 0,01 соответственно увеличивается степень разряженности аккумуляторной батареи на 5-6%.

Зимой не всегда возможно определять плотность электролита при температуре, равной +15° С. При отклонениях температуры электролита от указанной необходимо вносить соответствующие поправки:

Температура электролита,  °С +45 +30 +15 0 -15 -30 -45
Поправки к показаниям

ареометра

+0,02 +0,01 0 -0,01 -0,02 -0,03 -0,04

При температуре электролита в элементах батареи выше +15° С указанную поправку необходимо прибавить к полученным показаниям ареометра, при температуре ниже +15° С поправку следует вычесть.

Регулировка фар

При проверке исправности фар необходимо предупредить попадание внутрь оптических элементов влаги, вызывающей разрушение рефлекторов и других деталей. Для проверки правильности установки и регулировки фар при отсутствии прибора НИИАТа ненагруженный автомобиль с нормальным давлением воздуха в шинах необходимо установить на подготовленной площадке перед экраном, после чего произвести регулировку фар и направленность световых лучей поворотом оптического элемента.

При движении автомобилей в густом тумане, в пургу или при сильном снегопаде обычные фары не обеспечивают требуемой видимости. При отсутствии противотуманных фар для улучшения видимости производят специальную регулировку фар. Противотуманная регулировка фар производится так, чтобы оси светового пучка дальнего света пересекались с полотном дороги в 25—35 м от автомобиля в зависимости от плотности тумана. Чем больше плотность тумана, тем ближе должны пересекаться пучки света. Для улучшения видимости обочин дороги и предметов, находящихся на них, фары нужно повернуть несколько в сторону обочин под углом 3-5° к осевой линии автомобиля в зависимости от расстояния между фарами.

Регулировку фар можно произвести непосредственно на дороге. Для этого необходимо выбрать ровный участок дороги шириной 6—8 м. Отмерить необходимое расстояние 25—30 м, свизировать осевую линию автомобиля и отметить на этой линии точку Ц. В каждую сторону от точки Ц отмерить по 2—3 м и обозначить крайние точки Л и Я для удобства регулировки хорошо заметными предметами (камни, куски дерева и т. п.). Затем, поворачивая фары, направить в боковые точки Л и П центры световых пучков дальнего света фар. Освещение дороги и ее обочин отрегулированными фарами будет сравнительно равномерным и достаточно сильным.

При вождении автомобилей в обычных условиях (без тумана) необходимо восстановить нормальную регулировку фар.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *