Покройте моторным маслом поверхности отверстий цилиндров.
Все шатуны в сборе разложите по номерам цилиндров. Приливы на нижней головке шатуна и его крышке, а также стрелки на донышках поршней должны быть направлены в сторону ременного шкива коленвала.
Замки колец расположите равномерно по периметру, через 120 градусов.
Установите на поршневые кольца приспособление — хомут и утопите кольца полностью в канавки поршня.
На болты шатуна наденьте отрезки резиновых или пластмассовых трубок, чтобы не повредить при установке поверхность гильзы цилиндра.
Поверните коленвал так, чтобы два его колена находились в ВМТ.
Положите двигатель набок. В этом положении удобнее соединять нижнюю головку шатуна и шатунную шейку.
Вставьте шатун в цилиндр. Полувкладыш шатуна должен уже находиться в отверстии нижней головки шатуна.
Вставьте поршень в цилиндр так, чтобы кольца по очереди вошли в цилиндр, а нижняя головка шатуна села на шатунную шейку.
Обязательно проследите, чтобы оба прилива, показанные на рисунке находились рядом. Рис. Приливы на шатуне и его крышке — со стороны ременного шкива коленвала
Затягивайте гайки шатунных болтов поэтапно и по очереди моментом 30 Нм, а затем из этого положения доверните еще на 90 градусов (на 1/4 оборота).
После установки шатуна несколько раз поверните коленвал, чтобы проверить качество и правильность сборки. При появлении заметного сопротивления необходимо найти и устранить его причину. Возможны следующие случаи:
грязь под вкладышем или на нем
установка крышек на несоответствующие им шатуны
проворот вкладыша с валом
заклинивание поршневых колец
Проверьте щупом зазор между боковой поверхностью нижней головки шатуна и опорной поверхностью шатунной шейки коленвала, так как это показано на рисунке. Это осевой зазор шатуна, он не должен превышать 0,37 мм. Рис. Измерение зазора шатуна на шатунной шейке