Административная ответственность за совершение правонарушений, связанных с нарушением автомобильного контроля

Административная ответственность за совершение правонарушений, связанных с нарушением автомобильного контроля

В связи с вступлением Республики Беларусь в Таможенный союз изменились и некоторые формы контрольных функций на внешней границе государств — членов Таможенного союза. Такие изменения коснулись и контроля международных автомобильных перевозок.

Двусторонние соглашения о международном автомобильном сообщении между Республикой Беларусь и иностранными государствами подписаны в настоящий момент с 43 государствами Европы и Азии, и такими как: Австрия, Азербайджан, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Германия, Грузия, Дания, Иордания, Иран, Италия, Казахстан, Кипр, Кыргызстан, Латвия, Ливан, Литва, Македония, Молдова, Монголия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Россия, Румыния, Сербия, Сирия, Словакия, Словения, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.

Вышеуказанные соглашения определяют порядок обмена разрешениями на осуществление международных автомобильных перевозок грузов.

Кроме вышеуказанных государств Министерством транспорта Республики Беларусь обмен разрешениями на международные автомобильные перевозки грузов на паритетной основе осуществляется с Великобританией, Грецией, Ирландией, Испанией, Португалией и Черногорией, несмотря на отсутствие двухсторонних соглашений.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 14.08.2007 N 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» международные автомобильные перевозки — автомобильные перевозки, выполняемые за пределы (за пределами) территории Республики Беларусь, из-за ее пределов, а также транзитные автомобильные перевозки, выполняемые через территорию Республики Беларусь между двумя пунктами пересечения Государственной границы Республики Беларусь в местах, установленных законодательством.

Автомобильный контроль на Государственной границе Республики Беларусь, на территории Республики Беларусь, контроль за проездом тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств (ТКТС) по автомобильным дорогам общего пользования, включая контроль за соблюдением допустимых параметров тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств и контроль за наличием у владельцев (пользователей) тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств специальных разрешений на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования, а также за соблюдением ими установленных маршрутов и условий дорожного движения, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, в том числе формирующими договорно-правовую базу Союзного государства и Таможенного союза.

В соответствии с Положением о порядке осуществления контроля за выполнением международных автомобильных перевозок по территории Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2008 N 776, целями осуществления автомобильного контроля являются:

  • соблюдение законодательства в области международных автомобильных перевозок;
  • предупреждение и пресечение административных правонарушений, совершаемых при выполнении международных автомобильных перевозок по территории Республики Беларусь.

Автомобильный контроль осуществляется на всей территории Республики Беларусь, в том числе в автодорожных пунктах пропуска. В настоящее время автомобильный контроль в данных пунктах передается таможенным органам.

В автодорожных пунктах пропуска осуществляется контроль наличия разрешений на проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по территории Республики Беларусь. Вышеуказанные разрешения выдаются в соответствии с международными договорами Республики Беларусь о международном автомобильном сообщении.

Исходя из изложенного в Республике Беларусь установлен порядок осуществления международных автомобильных перевозок пассажиров или грузов (товаров) по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь, а также контроль за проездом тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования. За нарушение указанного порядка законодательством Республики Беларусь установлена административная ответственность, предусмотренная статьями 18.42 и 18.43 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

В целях правильной квалификации данных правонарушений рассмотрим их состав.

Статьей 18.42 КоАП предусматривается административная ответственность за осуществление международной автомобильной перевозки без разрешения или международного сертификата технического осмотра.

Объектом данного административного правонарушения (АП) являются общественные отношения в области безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Родовым объектом является установленный порядок осуществления международных автомобильных перевозок пассажиров или грузов (товаров) по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь.

Объективной стороной данного административного правонарушения является осуществление водителем транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, международной автомобильной перевозки пассажиров или грузов по территории Республики Беларусь без разрешения на осуществление таких перевозок или без наличия действующего международного сертификата технического осмотра транспортного средства, если такие разрешение или сертификат в соответствии с законодательством обязательны.

В данном случае АП состоит из двух самостоятельных противоправных деяний, таких как:

  • осуществление международной автомобильной перевозки пассажиров или грузов по территории Республики Беларусь без оригинала разрешения на осуществление таких перевозок;
  • осуществление международной автомобильной перевозки пассажиров или грузов по территории Республики Беларусь без наличия действующего международного сертификата технического осмотра транспортного средства.

При этом необходимо иметь в виду, что в отдельных случаях наличие таких разрешений или сертификатов не требуется. Объективную сторону АП охватывают только случаи, когда наличие у водителя таких разрешений или сертификатов установлено законодательно.

Так, в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении государств — участников Содружества Независимых Государств (приложение к Конвенции о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа (заключена в г. Бишкеке 09.10.1997) (далее — Конвенция о международных автомобильных перевозках)) водитель автобуса, выполняющий международные перевозки пассажиров, обязан предъявлять для проверки при пересечении границы при регулярных перевозках кроме других документов в том числе и оригинал разрешения на осуществление международной автомобильной перевозки.

Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров», установлено, что водитель, выполняющий автомобильные перевозки пассажиров, при выполнении международных автомобильных перевозок пассажиров дополнительно к основным документам должен иметь:

  • международный сертификат технического осмотра;
  • схему маршрута, расписание движения, график работы водителей и билетно-учетный лист — при выполнении перевозки пассажиров в регулярном сообщении;
  • разрешение на выполнение международных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении или на проезд по территории иностранных государств (при необходимости).

Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 970, установлено, что водитель, выполняющий международные автомобильные перевозки грузов, дополнительно к основным документам должен иметь:

  • разрешение на проезд по территории иностранных государств (при выполнении автомобильных перевозок в государства, в которых предъявляются соответствующие требования);
  • книжку МДП и в установленном порядке оформленное свидетельство о допуске грузового транспортного средства к международной автомобильной перевозке грузов под таможенными печатями и пломбами (при выполнении автомобильных перевозок в соответствии с требованиями Таможенной конвенции Организации Объединенных Наций «О международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.)» (заключена в г. Женеве 14.11.1975));
  • международный сертификат технического осмотра (при выполнении автомобильных перевозок в государства, в которых предъявляются соответствующие требования);
  • международный сертификат взвешивания грузового транспортного средства на территории Содружества Независимых Государств (при выполнении автомобильных перевозок в государства, в которых предъявляются соответствующие требования);
  • ветеринарный сертификат (при автомобильной перевозке животных, продуктов животного происхождения, сырья животного происхождения, корма для животных, ветеринарных препаратов и других грузов, подлежащих ветеринарному надзору);
  • карантинный сертификат (при автомобильной перевозке подкарантинных материалов);
  • фитосанитарный сертификат (при автомобильной перевозке соответствующих грузов);
  • специальное разрешение на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь (при автомобильной перевозке соответствующих грузов);
  • товарно-транспортную накладную «CMR».

Правилами дорожного движения, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 N 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения», водителю запрещается двигаться на тяжеловесном и (или) крупногабаритном транспортном средстве без специального разрешения, выдаваемого в порядке, установленном законодательством, или с нарушением условий, определенных в таком разрешении, а также отклоняться от маршрута, указанного в этом разрешении.

Субъектом данного правонарушения является физическое вменяемое лицо, которое является водителем (специальный субъект) транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику.

В соответствии с Конвенцией о международных автомобильных перевозках перевозчик — юридическое или физическое лицо, осуществляющее международные перевозки пассажиров и багажа и зарегистрированное как субъект предпринимательской деятельности согласно законодательству государства местонахождения.

С субъективной стороны АП характеризуется виной в форме как умысла, так и неосторожности.

Данное правонарушение сконструировано законодателем в качестве административного правонарушения с формальным составом. Оно считается оконченным с момента фактического незаконного начала осуществления международной автомобильной перевозки пассажиров или грузов по территории Республики Беларусь без разрешения на осуществление таких перевозок или без наличия действующего международного сертификата технического осмотра транспортного средства и не является длящимся, т.к. нарушен запрет на движение без разрешения или сертификата.

Статьей 18.43 КоАП предусматривается административная ответственность за нарушение правил проезда тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств.

Международным и национальным законодательством установлен особый порядок проезда тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования.

Соглашением об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза (заключено в г. Москве 22.06.2011) установлено, что орган транспортного (автомобильного) контроля, через государственную границу которого осуществляется въезд на единую таможенную территорию Таможенного союза (территория Таможенного союза), в контрольных пунктах помимо действий по транспортному контролю, предусмотренных законодательством указанного государства, осуществляет:

  1. проверку соответствия весовых и габаритных параметров транспортного средства нормам, аналогичным установленным законодательством других государств, по территориям которых осуществляется проезд, а также данным, указанным в специальных разрешениях на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза либо на проезд крупногабаритного и (или) тяжеловесного транспортного средства по территориям других государств;
  2. проверку наличия у перевозчика разрешений на проезд по территориям других государств, по которым осуществляется проезд, их соответствия виду выполняемой перевозки и соответствия характеристик транспортного средства требованиям, предусмотренным такими разрешениями;
  3. проверку наличия у перевозчика специальных разрешений на перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов, на проезд крупногабаритного и (или) тяжеловесного транспортного средства, а также специальных разрешений на перевозку опасных грузов по территориям других государств, по которым осуществляется перевозка или проезд;
  4. проверку наличия у перевозчика разрешений (специальных разрешений) на перевозку в третьи страны (из третьих стран) на территории других государств, по которым осуществляется перевозка;
  5. выдачу перевозчику учетного талона по форме, согласованной органами транспортного (автомобильного) контроля, в случае, если в соответствии с законодательством других государств осуществление перевозки допускается без разрешения на проезд по территориям других государств, а также в случае, если перевозка осуществляется в соответствии с многосторонним разрешением.

Органы транспортного (автомобильного) контроля при выезде транспортного средства через внешнюю границу Таможенного союза помимо вышеуказанных действий в контрольных пунктах осуществляют проверку:

  1. наличия у перевозчика квитанции об уплате сборов за проезд транспортного средства по автомобильным дорогам государств, по территориям которых осуществлялся проезд, если уплата такого сбора обязательна в соответствии с законодательством государств;
  2. наличия у перевозчика (водителя) квитанции, подтверждающей оплату штрафа за нарушение порядка выполнения международных автомобильных перевозок на территории государства или решения судебных органов об удовлетворении жалобы на постановление о наложении на перевозчика (водителя) соответствующего административного взыскания в случае, если в разрешении на проезд по территории государства или в учетном талоне имеется отметка органа транспортного (автомобильного) контроля о наложении на перевозчика (водителя) такого штрафа;
  3. наличия допуска транспортных средств перевозчиков к международным автомобильным перевозкам;
  4. наличия у перевозчика необходимых документов в случае получения уведомления от органа транспортного (автомобильного) контроля.

Разрешения (специальные разрешения) являются недействительными в случае, если:

  1. они оформлены или используются в нарушение законодательства государства, компетентные органы которого выдали указанные разрешения;
  2. весовые и (или) габаритные параметры транспортного средства, указанные в специальном разрешении, не соответствуют результатам взвешивания и замера габаритов транспортного средства;
  3. характеристики транспортного средства не соответствуют характеристикам транспортного средства, предусмотренным разрешением на проезд по территориям государств.

Аналогичные требования установлены Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Союзного государства (заключено в г. Минске 05.10.2010).

Тяжеловесное и (или) крупногабаритное транспортное средство — транспортное средство, максимальные весовые и (или) габаритные размеры которого превышают допустимые параметры, установленные для проезда по автомобильным дорогам, для его движения по автомобильным дорогам Республики Беларусь необходимо специальное разрешение.

Указом Президента Республики Беларусь от 26.11.2010 N 613 «О проезде тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования» установлено, что специальное разрешение — разрешение на проезд транспортного средства, максимальные весовые и (или) габаритные размеры которого превышают допустимые параметры, установленные для проезда по автомобильным дорогам общего пользования.

Инструкцией о порядке участия в дорожном движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25.08.2011 N 50, установлен основной порядок участия в дорожном движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств.

Так, специальное разрешение на проезд ТКТС по автомобильным дорогам (далее — специальное разрешение) — разрешение на проезд транспортного средства, максимальные весовые и (или) габаритные размеры которого превышают допустимые параметры, установленные для проезда по автомобильным дорогам.

Специальное разрешение выдается уполномоченной организацией владельцу (пользователю) ТКТС по установленной форме.

Специальное разрешение выдается, как правило, на одну перевозку с указанием установленного законодательством об административных процедурах срока его действия.

При перевозках однотипных грузов по установившемуся маршруту допускается выдача специального разрешения на определенное количество поездок. При каждом выезде в специальном разрешении производится отметка (дата выезда, подпись ответственного лица и печать (штамп) организации). Без такой отметки специальное разрешение считается недействительным.

Многоразовое специальное разрешение выдается по установленной форме только в случае необходимости перевозки бестарным способом (навалом, насыпью) сыпучих грузов и бетонных смесей автомобилями-самосвалами, древесной щепы автомобилями-щеповозами, древесины (круглый лес) автомобилями-сортиментовозами и лесовозами.

При перевозке автомобилями-самосвалами, автомобилями-щеповозами, автомобилями-сортиментовозами и лесовозами иных видов грузов выдача многоразовых специальных разрешений не осуществляется, а при их перевозке выданное многоразовое специальное разрешение считается недействительным.

При эксплуатации автомобиля-самосвала в составе автопоезда многоразовое специальное разрешение выдается только в отношении специализированных самосвальных прицепов и полуприцепов.

Многоразовое специальное разрешение выдается с указанием срока его действия.

Допускается оформление многоразового специального разрешения для транспортных средств определенной марки и модели без указания регистрационного знака автомобиля (прицепа, полуприцепа). При этом должны быть определены организация или индивидуальный предприниматель, которым выдается многоразовое специальное разрешение.

При невозможности указания всех маршрутов движения ТКТС к бланку оформленного многоразового специального разрешения дополнительно прилагается перечень маршрутов движения ТКТС по установленной форме, который является неотъемлемой частью многоразового специального разрешения. Копия перечня маршрутов движения ТКТС хранится в уполномоченной организации, выдавшей многоразовое специальное разрешение.

В перечень маршрутов движения ТКТС уполномоченной организацией, выдавшей многоразовое специальное разрешение, могут вноситься дополнительные маршруты.

ТКТС считается движущимся без специального разрешения в случаях, если при осуществлении контрольных мероприятий, проводимых в соответствии с законодательством, установлено, что:

  • общая масса ТКТС, движущегося по специальному разрешению (в том числе по многоразовому специальному разрешению), превышает более чем на 5% включительно общую массу, указанную в специальном разрешении;
  • габаритные параметры не соответствуют параметрам, указанным в специальном разрешении (при заявленной длине — разница более 1 м, при заявленной высоте — разница более 20 см, при заявленной ширине — разница более 20 см, при заявленной длине выступа груза — разница более 1 м);
  • технические параметры ТКТС не соответствуют параметрам, указанным в специальном разрешении. К техническим параметрам относятся: вид транспортного средства и количество его осей, межосевое расстояние, тип подвески, скатность колес;
  • вид груза не соответствует указанному в многоразовом специальном разрешении;
  • отсутствует отметка о выезде ТКТС в специальном разрешении при перевозках однотипных грузов по установившемуся маршруту;
  • отсутствует оригинал специального разрешения для внутриреспубликанских перевозок или копия специального разрешения, заверенная уполномоченной организацией;
  • при отклонении от маршрута движения ТКТС, указанного в специальном разрешении;
  • не соблюдены особые условия движения и (или) вид сопровождения, указанные в специальном разрешении;
  • имеются изменения и (или) дополнения в специальном разрешении, не заверенные печатью уполномоченной организации, выдавшей специальное разрешение.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в области безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Родовым объектом является установленный порядок проезда тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь.

Объективной стороной данного административного правонарушения является управление тяжеловесным и (или) крупногабаритным транспортным средством без специального разрешения, или с нарушением условий, определенных в таком разрешении, или отклонение от маршрута, указанного в этом разрешении.

В данном случае АП состоит из трех самостоятельных противоправных деяний, таких как:

  • управление тяжеловесным и (или) крупногабаритным транспортным средством без специального разрешения;
  • управление тяжеловесным и (или) крупногабаритным транспортным средством с нарушением условий, определенных в специальном разрешении;
  • управление тяжеловесным и (или) крупногабаритным транспортным средством с отклонением от маршрута, указанного в специальном разрешении.

Субъектом данного правонарушения является физическое вменяемое лицо, которое является водителем (специальный субъект) тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства.

С субъективной стороны АП характеризуется виной в форме как умысла, так и неосторожности.

Данное правонарушение сконструировано законодателем в качестве административного правонарушения с формальным составом. Оно считается оконченным с момента фактического незаконного начала движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь без специального разрешения, с нарушением условий, определенных в специальном разрешении, либо с отклонением от маршрута, указанного в специальном разрешении, и не является длящимся, т.к. нарушен запрет на движение без специального разрешения или отклонения от маршрута, указанного в разрешении.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *