Особенности составления графика работ и учета рабочего времени водителей-международников
В организации командировки водителей оформляются приказом о командировании с выдачей командировочного удостоверения и задания на командировку. Водители, осуществляющие международные перевозки, работают в режиме гибкого рабочего времени (оговорено в трудовом договоре), т.е. на период командировки допускается самостоятельное регулирование начала, окончания и общей продолжительности рабочего дня (автомобиль оснащен тахографом, т.е. водитель несет ответственность за соблюдение норм труда и отдыха в командировке). В табеле учета рабочего времени за дни командировки ставится буква «К», отдельно учет рабочего времени по водителям не ведется. В рейс на одном транспортном средстве направляется один водитель.
Рассмотрим следующие вопросы.
- Каков порядок учета рабочего времени в табеле использования рабочего времени?
- Каковы особенности составления графика работ (сменности) водителя?
- Водители работают в выходные и праздничные дни. Как правильно эти дни оплачивать или компенсировать?
- Можно ли компенсировать работу в выходной или праздничный день, например, предусмотрев в контракте выходной день за работу в выходной или праздничный день?
1. Для начала оговорим, что на период служебной командировки режим гибкого рабочего времени не применяется, это прямо указано в ч. 4 ст. 128 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК), при этом учет рабочего времени ведется как при обычном режиме.
По общему правилу на работников, находящихся в служебной командировке, распространяется режим рабочего времени и времени отдыха, установленный по месту служебной командировки.
В отношении водителей автомобилей в ч. 5 п. 19 Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утвержденного постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25.11.2010 N 82 «Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей и признании утратившим силу постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. N 13» (далее — Положение о рабочем времени водителей автомобилей), установлено, что в месте командировки рабочее время водителя автомобиля учитывается на общих основаниях в порядке, установленном по месту его работы. Если в месте командировки организована работа по графику работ (сменности), отличному от графика работ (сменности) в месте постоянной работы, то рабочее время водителя автомобиля учитывается по его фактической продолжительности с предоставлением табеля учета рабочего времени с этого места работы.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 55 ТК наниматель обязан вести учет фактически отработанного работником времени. Данная обязанность детализирована в ст. 133 ТК.
В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК учет явок на работу и ухода с нее ведется в табелях использования рабочего времени, годовых табельных карточках и других документах с указанием фамилии, инициалов работника, календарных дней учетного периода, количества отработанного времени и других необходимых сведений.
В ч. 1 п. 19 Положения о рабочем времени водителей автомобилей указано, что учет рабочего времени водителей автомобилей осуществляется на основании табеля учета использования рабочего времени, путевых листов и других документов (в данном случае учет рабочего времени возможен также на основании данных регистрационного листка, зафиксированных тахографом).
Здесь необходимо отметить, что фактически табель использования рабочего времени и другие аналогичные документы не позволяют вести учет явок на работу и ухода с нее. Они предназначаются для учета количества отработанного и неотработанного времени (в том числе предназначены для бухгалтерии с целью оплаты труда работников (облегчения ее исчисления)). Фактический учет явок работников ведется на основании журналов (книг) учета времени прихода на работу и ухода с нее (ч. 2 ст. 133 ТК), водителей — в том числе на основании путевых листов, данных регистрационного листка и т.п.
Затем на основании документов, фактически учитывающих время явки и ухода с работы работников, а также иных документов, содержащих данные о количестве отработанных часов в течение каждого рабочего дня (смены), о выходных и праздничных днях, днях отпуска, временной нетрудоспособности и др., составляется табель использования рабочего времени, который представляет собой фактически сводный (обобщенный) документ.
Согласно ч. 3 ст. 133 ТК формы документов для учета явок на работу и ухода с нее, а также порядок их заполнения утверждаются нанимателем. То есть порядок учета рабочего времени, а точнее его отражение в табеле, определяется нанимателем самостоятельно. В рассматриваемом случае большую часть рабочего времени водители автомобилей проводят в командировках, которые учитываются отдельно.
Пример отражения отдельного учета дней служебных командировок в табеле использования рабочего времени
ТАБЕЛЬ
использования рабочего времени
автотранспортный участок
общества с ограниченной
ответственностью «Версаль»
за октябрь 2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ООО «Версаль»
подпись И.Г.Федоров
02.11.2015
N п/п | Ф.И.О. | Табельный номер | Отметки о явках и неявках на работу по числам месяца | Дни явок | Всего (в часах) отработано | Из них (в часах) | ||||||||||||||||||
Профессия, должность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | x | Служ. команд., дней | Всего | В праздничные дни | Сверхурочно | В ночное время | |||
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | К | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||||||||||||||
1 | ИвановП.П.,
водитель автомобиля |
009 | Я | Я | В | В | К | К | К | К | К | В | В | К | К | К | К | x | 18 | 22 | ||||
8 | 8 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | x | |||||||||
Я | В | В | Я | К | К | К | К | В | В | К | К | К | К | К | В | |||||||||
8 | — | — | 8 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | |||||||||
2 | и т.д. | x | ||||||||||||||||||||||
x | ||||||||||||||||||||||||
Табель составил:
Начальник участка Подпись И.И.Заморец
Табель проверил:
Главный бухгалтер Подпись В.А.Шабусова
Справочно. 01.07.1970 в г. Женеве было заключено Европейское Соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), и Протокол о подписании (далее — ЕСТР).
Статьей 10 ЕСТР установлено, что стороны ЕСТР предписывают установку и использование на транспортных средствах, зарегистрированных на их территории, контрольных устройств согласно требованиям ЕСТР, включая приложение к ЕСТР и дополнения к нему.
В ст. 11 ЕСТР определяются обязанности предприятия по контролю за управлением транспортным средством. Предприятие должно организовать автомобильные перевозки таким образом, чтобы члены экипажа могли соблюдать положения ЕСТР.
Предприятие должно постоянно контролировать время управления транспортным средством, часы другой работы и время отдыха, используя для этого все находящиеся в его распоряжении документы, такие как личные контрольные книжки. В случае обнаружения нарушений ЕСТР оно должно немедленно устранять их и принимать меры к недопущению их в будущем, например путем изменения графиков работы и маршрутов.
Таким образом, особенность учета рабочего времени водителей, занятых на международных автомобильных перевозках, заключается в том, что он осуществляется на основании данных регистрационных листов, предназначенных для использования в тахографе.
2. В рассматриваемой ситуации речь, скорее всего, идет о графике работ, т.к. график сменности составляется при сменной работе (чего не может быть при режиме гибкого рабочего времени, а также это предполагает работу на автомобиле (в рейсе) не менее двух водителей).
Само по себе оформление графика работ в отношении водителей не имеет особенностей, поэтому главное в данном случае — учет особых требований при планировании их рабочего времени (за учетный период), т.е. требований Положения о рабочем времени водителей автомобилей и (в данном случае учитывая международные перевозки) требований ЕСТР.
Так, в ст. 6 ЕСТР устанавливается продолжительность управления транспортным средством. В частности, продолжительность управления между любыми двумя периодами ежедневного отдыха или между ежедневным периодом отдыха и еженедельным периодом отдыха не должна превышать 9 часов (и может быть увеличена максимум до 10 часов не более двух раз в течение недели).
В ст. 7 ЕСТР регламентируются перерывы. В частности, после управления транспортным средством в течение 4,5 часов водитель должен сделать перерыв по крайней мере на 45 минут, если не наступает период отдыха.
В ст. 8 ЕСТР определяется продолжительность отдыха. По общему правилу в течение каждых 24 часов водитель должен иметь непрерывный ежедневный отдых продолжительностью не менее 11 часов.
3. Согласно ч. 1 ст. 318 ТК особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха в транспортных организациях в пределах норм, установленных ТК, определяются положениями о рабочем времени и времени отдыха для отдельных категорий работников, утверждаемыми Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом (в данном случае Положением о рабочем времени водителей автомобилей).
Так, согласно п. 25 Положения о рабочем времени водителей автомобилей работа в выходной день может компенсироваться по соглашению сторон предоставлением другого дня отдыха или повышенной оплатой в размерах, установленных законодательством о труде, т.е. согласно размерам, указанным в ст. 69 ТК (в данном случае речь идет даже не о повышенной оплате, а о выплате доплаты за работу в выходные дни).
В случае когда водители автомобилей, занятые на международных перевозках, не имеют возможности использовать дни еженедельного отдыха в период поездки, им должны предоставляться другие дни отдыха после возвращения к месту постоянной работы.
Отметим, что исходя из ст. 69 ТК по общему правилу без необходимости получения согласия работника производится выплата доплаты, а предоставление другого дня отдыха осуществляется уже с его согласия.
При этом в данном случае под выходным днем понимаются именно дни, которые согласно правилам внутреннего трудового распорядка и (или) графика работ являются выходными для данного работника (водителя автомобиля).
Справочно. Согласно п. 23 Положения о рабочем времени водителей автомобилей водителям автомобилей при сменной работе и водителям автомобилей, которым установлен суммированный учет рабочего времени, выходные дни могут устанавливаться в различные дни недели согласно графикам работ (сменности). При этом число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных рабочих недель этого месяца. Эти дни выделяются в графике работ (сменности) из общего числа свободных от работы дней.
Компенсация времени работы в государственные праздники, праздничные дни (согласно ст. 147 ТК) в Положении о рабочем времени водителей автомобилей специально не оговорена, что означает, что применяются общие нормы ст. 69 ТК. Это означает, что за работу в такие дни осуществляется доплата, а если она выполнялась сверх месячной нормы рабочего времени, то работнику по его желанию помимо доплаты предоставляется другой неоплачиваемый день отдыха.
Справочно. Согласно ч. 2 п. 26 Положения о рабочем времени водителей автомобилей при суммированном учете рабочего времени работа в государственные праздники и праздничные дни по графику работ (сменности) включается в норму рабочего времени учетного периода.
4. Частью 2 ст. 69 ТК предусмотрена возможность устанавливать в трудовом договоре размер доплаты за работы в государственные праздники, праздничные и выходные дни. Выбор вида компенсации (доплата или другой день отдыха) — это согласие сторон в каждом конкретном случае (в ином случае это может ухудшить положение работника, т.к. он не может знать свою будущую потребность в лучшем варианте компенсации). Кроме того, компенсация в виде предоставления другого дня отдыха за работу в государственные праздники, праздничные дни не предусмотрена (за исключением случая, если такая работа выполнялась сверх месячной нормы рабочего времени).
В такой ситуации оговорка о возможности предоставления исключительно одного вида компенсации не основана на нормах трудового законодательства.
Добавить комментарий