Алгоритм юридических действий по заключению договоров внутриреспубликанской и международной автомобильной перевозки грузов

Алгоритм юридических действий по заключению договоров внутриреспубликанской и международной автомобильной перевозки грузов

В данной статье последовательно изложены действия по составлению и подписанию договоров внутриреспубликанской и международной автомобильной перевозки грузов, указаны нормативные правовые акты, которыми необходимо руководствоваться при заключении и исполнении таких договоров.

Предлагаемый алгоритм юридических действий может применяться и при заключении других гражданско-правовых договоров.

Стадия I. Подготовка к составлению проекта договора

Как известно, договор должен соответствовать законодательству. На данной стадии осуществляются поиск, отбор и анализ положений нормативных правовых актов, регулирующих условия и порядок осуществления автомобильной перевозки грузов, на основе которых будет составляться договор

1. Подбор положений нормативных правовых актов, регулирующих общие условия и порядок осуществления автомобильной перевозки грузов

К таким нормативным правовым актам относятся:

  • Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее — ГК);
  • Закон Республики Беларусь от 05.05.1998 N 140-З «Об основах транспортной деятельности»;
  • Закон Республики Беларусь от 14.08.2007 N 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее — Закон об автомобильных перевозках);
  • Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 970 (далее — Правила автомобильных перевозок грузов).

Основополагающим нормативным правовым актом для составления договора являются Правила автомобильных перевозок грузов

2. Подбор положений нормативных правовых актов, регулирующих условия и порядок осуществления международной автомобильной перевозки грузов

К такого рода актам, в частности, относятся:

  • Конвенция Организации Объединенных Наций «О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)», заключенная в г. Женеве 19.05.1956 (далее — КДПГ);
  • Таможенная конвенция Организации Объединенных Наций «О международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.)», заключенная в г. Женеве 14.11.1975;
  • Правила автомобильных перевозок грузов (в части норм, регулирующих международную автомобильную перевозку грузов);
  • Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 N 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ N 178).

Основополагающими нормативными правовыми актами для составления договора являются КДПГ и Правила автомобильных перевозок грузов. Положения Правил автомобильных перевозок грузов, касающиеся международной автомобильной перевозки грузов, по сути, дублируют многие положения КДПГ.

При составлении договора, а также при его исполнении стороны обязаны руководствоваться также актами национального законодательства (прежде всего, в части, не урегулированной международными договорами)

3. Подбор положений нормативных правовых актов, регулирующих условия и порядок осуществления автомобильной перевозки грузов специфического характера

К такого рода актам, в частности, относятся:

  • при перевозке опасных грузов: Закон Республики Беларусь от 06.06.2001 N 32-З «О перевозке опасных грузов», Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 08.12.2010 N 61;
  • при международной автомобильной перевозке скоропортящихся грузов и грузов, требующих соблюдения специального санитарного режима: Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС), принятое в г. Женеве 01.09.1970

Стадия II. Составление проекта договора

На данной стадии происходит разбивка найденных правовых норм по частям договора (пунктам, подпунктам), их переработка и редактирование с целью создания единообразного по стилю и содержащего все необходимые положения и сведения договора

1. Решение вопроса о составлении разового или долгосрочного договора

В текст договора разового характера включаются все необходимые положения, касающиеся перевозки конкретного груза.

Если договор будет носить долгосрочный (многоразовый) характер, то составляется договор рамочного (общего) характера, в качестве приложения к которому утверждается примерная форма разового заказа (спецификация). В этом случае в текст договора включаются положения, относящиеся ко всем перевозкам грузов по нему, а в текст разового заказа — только те, которые относятся к конкретной перевозке. В разовом заказе допускается изменение отдельных положений договора применительно к одной перевозке; в этом случае в договоре должно быть закреплено условие о том, что при возникновении противоречий между положениями договора и разового заказа действуют положения разового заказа.

Примерная форма разового заказа установлена в приложении 3 к Правилам автомобильных перевозок грузов. В разовом заказе должны быть отражены все необходимые сведения о перевозке, грузе, грузоперевозчике, грузоотправителе, грузополучателе и др.

2. Определение структуры договора и содержания каждой из структурных частей (на примере долгосрочного договора)

Договор не должен носить декларативный, формальный характер. Предлагаемая ниже структура договора позволяет отразить в тексте договора положения и сведения, необходимые для его нормального исполнения сторонами, исключающего необходимость частого обращения к нормативным правовым актам

Название структурной части договора Комментарий к структурной части договора

(положения используемых нормативных правовых актов и иных документов, пояснения к тексту)

Наименование договора, место и дата его составления ГК (глава 27 «Понятие и условия договора», глава 28 «Заключение договора»)

Полное наименование сторон, сведения о лицах, уполномоченных на подписание договора, указание на документ, содержащий сведения об их полномочиях Эта часть договора заполняется на основании учредительного документа (устава, учредительного договора, свидетельства, положения), документа, содержащего сведения о полномочиях представителя стороны по подписанию договора

Пункт 1. Предмет договора ГК (ст. 739), Закон об автомобильных перевозках (ст. 37)

Пункт 2. Условия и порядок осуществления перевозки

Пункт 3. Права и обязанности сторон Правила автомобильных перевозок (раздел II «Общие условия выполнения автомобильных перевозок грузов», раздел VII «Права, обязанности и ответственность автомобильного перевозчика и заказчика автомобильной перевозки»), Закон об автомобильных перевозках (глава 5 «Автомобильные перевозки грузов»), ГК (глава 40 «Перевозка грузов»).

При составлении договора международной автомобильной перевозки груза: КДПГ (глава III «Заключение и выполнение договора перевозки»).

Содержание этих пунктов во многом зависит от того, в каком качестве выступает заказчик перевозки (грузоотправитель, грузополучатель, экспедитор, основной перевозчик либо заказчик, не выступающий ни в одном из этих качеств).

В пункте 3 договора обычно указываются те права и обязанности заказчика и перевозчика, которые не вошли в пункт 2 и другие пункты договора

Пункт 4. Провозная плата и порядок расчетов Правила автомобильных перевозок (глава 8 «Порядок оплаты автомобильной перевозки груза»), ГК (статья 744 «Провозная плата»).

При составлении договора международной автомобильной перевозки груза: Указ N 178, Правила проведения валютных операций, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 N 72, ГК (ст. 298 «Валюта денежных обязательств»).

Как показывает практика, процедуру проведения расчетов необходимо расписывать как можно более четко и подробно, предусматривая сроки платежей, комплект необходимых для уплаты провозной платы документов и т.д.

Пункт 5. Ответственность сторон Правила автомобильных перевозок грузов (глава 45 «Ответственность автомобильного перевозчика и заказчика автомобильной перевозки при выполнении внутриреспубликанских автомобильных перевозок грузов»), Закон об автомобильных перевозках (глава 6 «Гражданско-правовая ответственность за нарушение договорных обязательств по автомобильной перевозке»), ГК (ст. 748 «Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств», ст. 750 «Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа»).

При составлении договора международной автомобильной перевозки груза: Правила автомобильных перевозок грузов (глава 46 «Ответственность автомобильного перевозчика и заказчика автомобильной перевозки при выполнении международных автомобильных перевозок грузов»), КДПГ (глава IV «Ответственность транспортера»)

Пункт 6. Порядок разрешения споров Правила автомобильных перевозок грузов (глава 9 «Порядок составления актов, предъявления и рассмотрения претензий и исков»), Закон об автомобильных перевозках (глава 7 «Претензии и иски, предъявляемые при автомобильных перевозках»), ГК (ст. 751 «Претензии и иски по перевозкам грузов»).

При составлении договора международной автомобильной перевозки груза: Правила автомобильных перевозок грузов (глава 10 «Особенности предъявления претензий и исков при международной автомобильной перевозке грузов»), КДПГ (глава V «Претензии и иски»)

Пункт 7. Срок действия договора, порядок его изменения и расторжения ГК (глава 29 «Изменение и расторжение договора»)

Пункт 8. Заключительные положения В этом пункте могут отражаться положения о коммерческой тайне (конфиденциальной информации), порядок ведения сторонами переписки, иные формальные договоренности, не вошедшие в другие пункты.

В договор международной автомобильной перевозки груза можно включить также положения ГК (параграф 5 главы 75 «Договорные обязательства») и КДПГ (глава VII «Недействительность условий договора, противоречащих настоящей Конвенции»)

Пункт 9. Реквизиты и подписи сторон В качестве реквизитов стороны, как правило, указывают: место своего нахождения согласно учредительному документу, почтовый адрес, расчетный счет, учетный номер плательщика, сведения о способах быстрой связи (телефон / факс, электронный адрес и др.)

Приложения к договору В качестве приложений к договору могут выступать:

  • копии правоустанавливающих документов (свидетельства о государственной регистрации, лицензии (разрешения) и т.п.);
  • подлинники или копии документов (их части) о полномочиях лиц, подписывающих договор (доверенность, протокол, трудовой договор (контракт));
  • формы необходимых документов (например, разового заказа, акта о разногласиях между перевозчиком и заказчиком, акта о несохранности груза при автомобильной перевозке, акта сдачи-приемки оказанных услуг по перевозке груза)

3. Работа над текстом договора

Порядок написания текста пунктов договора может быть следующим:

  • наполнение пунктов договора соответствующими положениями из нормативных правовых актов и иных документов;
  • переработка текстов пунктов под стиль составляемого договора, адаптация к его условиям, разбивка на подпункты, абзацы;
  • вычитка текста целиком, удаление из него противоречий и дублирования, устранение других недостатков.

В случае если в организации отсутствует штатный юрист, рекомендуем составлять более подробный договор. Это может избавить руководителя или иного работника организации от необходимости обращаться к нормативным правовым актам в случае возникновения спора, непредвиденной ситуации и т.д.

Стадия III. Согласование и подписание проекта договора

На данной стадии стороны должны разработать текст договора, который устраивал бы их, а также проверить юридическую возможность друг друга подписать и исполнить договор. Договор может подписываться только после устранения всех препятствий для его заключения. Нарушение установленных законодательством требований может привести к признанию договора незаключенным или недействительным (ничтожным), заключенным неполномочным представителем от своего имени, а не от имени представляемой им организации, повлечь для виновных лиц применение мер административной или уголовной ответственности

1. Совместная доработка текста проекта договора, инициирование процедуры преддоговорного спора (в случае необходимости)

Стороны обмениваются замечаниями к тексту, согласовывают внесенные в него исправления. При необходимости истребуется правовое обоснование внесенных коррективов (ссылка на норму акта законодательства). В случае когда спорное положение договора регулируется соглашением сторон, осуществляется поиск компромиссной редакции этого положения.

Если заключение договора является обязательным, стороны вправе применить процедуру преддоговорного спора путем составления протокола разногласий к проекту договора в установленном законодательством порядке (ГК (ст. 415 «Заключение договора в обязательном порядке»), постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16.12.1999 N 16 «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров» (п. 10)). Сторона, получившая подписанный другой стороной проект договора, подписывает его со своей стороны и одновременно составляет протокол разногласий к договору. Все эти документы она направляет другой стороне. Если другая сторона не принимает условия протокола разногласий, то преддоговорный спор передается для рассмотрения в экономический суд

2. Проверка право- и дееспособности сторон и их представителей

По требованию стороны другая сторона обязана представить правоустанавливающий документ (устав, учредительный договор, положение). По этому документу проверяется не только возможность стороны заключать и исполнять договоры перевозки грузов, но и необходимость осуществления внутренних организационных процедур в зависимости от цены сделки, ее вида и других условий (например, согласования сделки высшим органом управления организации, наблюдательным советом, советом директоров). Если такая процедура установлена, то в зависимости от ее характера (предварительного или последующего) сторона истребует необходимый документ до заключения договора или сразу после его подписания. В этом случае момент вступления договора в силу можно увязать с датой представления такого документа.

Каждая сторона должна представить документ, содержащий сведения о полномочиях ее представителя по подписанию договора. Полномочия руководителя (директора) анализируются по уставу, полномочия иных лиц — по доверенности или приказу. Разовая доверенность (копия многоразовой доверенности) прилагается к проекту договора. Копия приказа прилагается по требованию другой стороны.

Перевозчик, заключающий договор международной автомобильной перевозки грузов, должен представить специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области автомобильного транспорта, в которую должна быть включена такая услуга, как международная автомобильная перевозка грузов. Необходимость получения такой лицензии предусмотрена Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 (глава 12 «Деятельность в области автомобильного транспорта»). Копия лицензии прилагается к договору.

Перевозчик обязан представить заказчику документы и сведения, свидетельствующие о соответствии его организации, водителя и транспортного средства установленным законодательством требованиям по исполнению обязательств по перевозке груза. Нормативные требования общего характера предусмотрены Правилами автомобильных перевозок грузов (раздел VI «Требования к автомобильным перевозчикам, водителям и транспортным средствам при выполнении внутриреспубликанских и международных автомобильных перевозок грузов»). Специфические требования предусмотрены актами законодательства специального характера (см.: п. 3 стадии I настоящего алгоритма)

3. Подписание договора

Осуществляется учинение подписей уполномоченных представителей сторон на договоре.

Подпись руководителя организации заверяется печатью. Если договор подписывается представителем по доверенности, его подпись печатью не скрепляется.

Вопрос о визировании (подписании) каждой страницы договора представителями сторон решается сторонами самостоятельно.

При необходимости указывается дата подписания договора уполномоченным лицом (такая необходимость может возникнуть в случае, когда дата составления проекта договора, указанная в начале текста, не совпадает с датой его подписания, и такое несовпадение имеет принципиальный характер для подписывающей стороны). Строка о дате подписания обычно размещается под подписью представителя стороны

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *