Алгоритм юридических действий по заключению договора транспортной экспедиции

Алгоритм юридических действий по заключению договора транспортной экспедиции

В настоящей статье мы постараемся наиболее полно и точно рассмотреть алгоритм заключения договора транспортной экспедиции. При этом в большей степени данный материал будет полезен клиенту, нежели экспедитору.

Первоочередного внимания заслуживают нормативные документы, которые регулируют транспортно-экспедиционную деятельность в нашей стране. Правовое регулирование договоров транспортной экспедиции предусмотрено, в частности, гл. 41 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), Законом Республики Беларусь от 13.06.2006 N 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон о транспортно-экспедиционной деятельности), Указом Президента Республики Беларусь от 19.10.1999 N 614 «О защите национального рынка транспортно-экспедиционных услуг», Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2006 N 1766 (далее — Правила транспортно-экспедиционной деятельности).

Сторонами договора транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент, в качестве которого могут выступать грузоотправитель, грузополучатель, другой экспедитор.

Договор транспортной экспедиции может быть заключен в виде разового поручения экспедитору и считается заключенным после получения клиентом письменного подтверждения экспедитора о даче согласия на принятие поручения к исполнению. На сегодняшний день на практике таким подтверждением считается подтверждение, высланное по факсу, электронной почте, а также непосредственное начало исполнения поручения.

Отметим тот факт, что стороной (клиентом) по договору транспортной экспедиции может быть не только юридическое, но и физическое лицо. Порядок оказания транспортно-экспедиционных услуг физическим лицам при перевозках грузов, предназначенных для личного, семейного, домашнего и иного использования, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, определяется Правилами транспортно-экспедиционной деятельности.

Заключение договора транспортной экспедиции с физическим лицом оформляется заказом-поручением. Порядок выдачи заказа-поручения и принятия его к исполнению, а также форма заказа-поручения определяются Правилами транспортно-экспедиционной деятельности.

Примечательно то, что в соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности на отношения экспедитора и физического лица, связанные с оказанием транспортно-экспедиционных услуг физическим лицам, распространяются положения Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 N 90-З «О защите прав потребителей».

При необходимости между клиентом и экспедитором может быть заключен долгосрочный договор транспортной экспедиции. В таком случае экспедитор обязан принять поручение к исполнению немедленно после его получения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из поручения.

Договор может содержать такие составляющие, как:

  • наименование договора, место и дата его составления;
  • полное наименование сторон, сведения о лицах, уполномоченных на подписание договора, и указание на документ, предоставляющий такие полномочия;
  • предмет договора;
  • условия оказания услуги;
  • общий порядок осуществления перевозки;
  • права и обязанности сторон;
  • оплата услуг и порядок расчетов;
  • ответственность сторон;
  • порядок разрешения споров;
  • срок действия договора, порядок его изменения и расторжения;
  • заключительные положения;
  • реквизиты и подписи сторон;
  • приложения (формы необходимых документов, чаще всего согласованная форма заявки).

Следует отметить, что субъекты, предоставляющие транспортно-экспедиционные услуги, как правило, уже имеют готовый типовой договор для работы с клиентами, что приводит к тому, что клиенту нужно только произвести согласование условий, имеющих конкретно для него существенное значение.

При оценке содержания договора транспортной экспедиции следует учитывать, что условия его выполнения определяются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством (п. 3 ст. 755 ГК).

При оценке правового положения экспедитора следует учитывать, что он вправе:

  • привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если из договора транспортной экспедиции не следует, что он должен исполнить свои обязанности лично (часть первая ст. 758 ГК);
  • вступать в отношения с третьими лицами от своего имени (например, в качестве заказчика по договору автомобильной перевозки грузов). В таком случае права и обязанности по договорам, заключенным экспедитором от своего имени, возникают непосредственно у экспедитора (часть вторая ст. 18 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности);
  • вступать в отношения с третьими лицами от имени клиента (например, в качестве заказчика по договору автомобильной перевозки грузов), если такое полномочие содержится в договоре транспортной экспедиции или при наличии доверенности клиента (часть третья ст. 18 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности);
  • привлечь для выполнения своих обязанностей другого экспедитора на основании еще одного договора транспортной экспедиции. По такому договору первоначальный экспедитор приобретает права и обязанности клиента (часть четвертая ст. 18 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Полагаем, что для клиента наиболее важными вопросами являются вопросы цены, а также валюты, в которой будет произведена оплата услуг. Вопрос стоимости услуг, а также того, в какой валюте они будут оплачены, субъекты правоотношений способны решить, исходя из финансового положения сторон, а также в свете того, что экспедирование грузов является внутриреспубликанским или международным. Вопросы же, связанные с предъявлением претензий, следует решать в соответствии с положениями гл. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности. Частью 2 п. 38 Правил транспортно-экспедиционной деятельности предусмотрено, что срок предъявления претензии исчисляется по правилам предъявления претензий к перевозчику, действующим на соответствующих видах транспорта. Это значит, что следует учитывать положения законодательства, регулирующие сроки предъявления претензий при каждом виде перевозки. Так, например, срок предъявления претензий в соответствии с Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 года составляет 21 день с момента доставки груза получателю.

При необходимости внесения корректировок в типовой договор экспедитора действуют общие правила внесения изменений — направление протокола разногласий в адрес экспедитора вместе с подписанным договором.

При устранении, изменении, изложении в иной редакции отдельных пунктов договора стороны, как правило, приходят к соглашению относительно всех условий договора, что ведет к подписанию договора уполномоченными представителями сторон.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *