Договор перевозки (понятие, виды и система)

Договор перевозки (понятие, виды и система)

В современный период можно утверждать без серьезных возражений, что единственным правовым основанием перемещения грузов, пассажиров и багажа в пространстве является договор перевозки. В другие времена отношение к договору перевозки не было однозначным.

Профессор Витрянский В.В. указывает, что до революции 1917 года российским гражданским законодательством договор перевозки рассматривался не в качестве самостоятельного договора, а как отдельный вид договора подряда. Перевозка другим транспортом, кроме железнодорожного и морского, вообще не регулировалась правом. Вместе с тем тот же автор отмечает: «В период подготовки проекта Гражданского Уложения (далее — ГУ), который, как известно, был внесен на рассмотрение Государственной думы в 1913 г., у российских цивилистов уже не было сомнений в том, что договор перевозки должен быть признан самостоятельным гражданско-правовым договором. В материалах Редакционной комиссии, подготовившей проект ГУ, особым образом отмечалась необходимость выделить перевозку в виде самостоятельного договора и выработать для нее ряд правил, исходя из особенностей перевозки. Позиция Редакционной комиссии основывалась в том числе и на сложившейся к тому времени судебной практике, в особенности практике коммерческих судов, которая «всегда придавала договорам о перевозке грузов самостоятельное значение». Кроме того, принималось во внимание, что действовавший тогда Общий устав российских железных дорог 1885 г. включал в себя подробные правила, регулировавшие именно договорные правоотношения по перевозке грузов по железным дорогам» <1>.

<1> М.И.Брагинский, В.В.Витрянский. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. — Статут, 2003.

А Шершеневич Г.Ф. еще в 1908 году в четырехтомном курсе торгового права давал определение договора перевозки как соглашения, «в силу которого одна сторона, перевозчик, обязуется за вознаграждение доставить принятые ею от другой стороны, отправителя, вещи сухим путем или водой, своими средствами передвижения в назначенное место, где и сдать определенному лицу, получателю» <2>.

<2> Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. 2. М., 2003. С. 209. (Публикуется по изданию 1908 г.)

«Начиная с 20-х и до конца 50-х годов прошлого столетия договорная природа отношений по перевозке ставилась под сомнение со ссылкой на их административный характер, обусловленный плановой системой хозяйства при социализме» <3>.

<3> Тютрина Н.Н. Понятие договора перевозки грузов // Транспортное право, 2005, N 2.

Сегодня у нас имеется реальная возможность сравнить ту трансформацию, которая произошла (и насколько) почти за 100 лет с законодательством, регулирующим отношения по перевозке, с судебной практикой, теоретическими представлениями и другими составляющими, реально влияющими на понимание договора перевозки.

Для объективности вновь обратимся к последним новшествам в законодательстве соседних государств. В Хозяйственном кодексе Украины (далее — ХК У) <4>, например, имеется норма, регулирующая перевозку как вид хозяйственной деятельности (ст. 306). В пункте первом ее указано: «Перевозкой грузов в настоящем кодексе признается хозяйственная деятельность, связанная с перемещением продукции производственно-технического назначения и изделий народного потребления по железным дорогам, автомобильным дорогам, водным и воздушным путям, а также транспортировка продукции трубопроводами». Как видим, трансформация совершилась и весьма серьезная. Она коснулась характера самого договора перевозки и видов транспорта, которым осуществляется перевозка. Кстати, в пункте третьем той же статьи 306 ХК У перечисляются следующие виды транспорта: грузовой железнодорожный, автомобильный грузовой, морской грузовой, грузовой внутренний флот, авиационный грузовой, трубопроводный, космический и другие виды транспорта.

<4> Хозяйственный кодекс Украины. — Х.: ООО «Одиссей», 2006. — 256 с.

О причастности договора перевозки к числу экономических (хозяйственных) договоров свидетельствуют многие авторы, в том числе и известные белорусские цивилисты. Например, Романович А.Н. пишет: «Договор перевозки образует самостоятельный договорный тип, входящий в систему транспортных договоров в качестве основного, поскольку опосредует важные экономические отношения, без которых невозможно существование самого процесса производства» <5>.

<5> Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь (постатейный): В 3 т. Т. 2. Рук. авт. коллектива и отв. ред. — доктор юрид. наук, проф., засл. юрист БССР В.Ф.Чигир. — Минск, 2003. — С. 484.

ХК У также указывает, что отношения по перевозке пассажиров и багажа регулируются Гражданским кодексом Украины (далее — ГК У). Однако в ГК У мы увидим нормы, регулирующие и перевозку грузов (ст. 909). Поэтому нам следует не увлекаться конкуренцией двух кодифицированных нормативных правовых актов Украины, лучше разобраться в существе проблемы.

Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее — ГК) в п. 1 ст. 738 установлено, что «перевозка грузов, пассажиров и багажа производится по договору перевозки» <6>. Что же понимается под словом «перевозка»? Большой энциклопедический словарь «Право и экономика» дает следующее определение понятия перевозки: «перевозка — процесс перемещения грузов из одного пункта в другой транспортным средством» <7>. Следовательно, именно по правилам договора перевозки регулируются отношения, связанные с перемещением грузов, пассажиров, багажа и пр. с использованием транспортных средств.

<6> Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г. N 218-З // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 05.03.1999, N 7-9, ст. 101.

<7> Право и экономика. Большой энциклопедический словарь высшего управленческого персонала. Серия: «Библиотека высшего управленческого персонала» / В.Г.Гавриленко, П.Г.Никитенко, Н.И.Ядевич. — Мн.: Право и экономика, 2001. — 1364 с.

Представляется необходимым дать определение самой правовой категории — договору перевозки, чтобы понять его сущность. Е.Н. Ковалева приводит следующую дефиницию договора перевозки — «гражданско-правовой договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз (или пассажиров и т.д. — в зависимости от предмета договора) в пункт назначения (в случае перевозки груза и багажа — выдать его управомоченному лицу), а отправитель (пассажир) обязуется уплатить за перевозку установленную нормативно-правовыми актами плату» <8>. Действительно, в приведенном определении наиболее доступно и в соответствии с действующим законодательством раскрывается понятие договора перевозки как такового. Однако нужно отметить одну серьезную неточность в приведенном тексте касательно порядка определения размера платы за осуществляемую перевозку, ибо она не во всех случаях строго устанавливается именно нормативно-правовыми актами, а и соглашением сторон договора при условии, что иной порядок определения размера платы не предусмотрен законодательством.

<8> Ковалева Е.Н. Договор перевозки / Под ред. Л.Ю.Грудицыной. — М.: Эксмо, 2006. — 192 с.

В ГК не содержится общей дефиниции договора перевозки. Но прямо определено понятие наиболее распространенных и потому получивших законодательное закрепление конкретных видов договора перевозки: договора перевозки груза, договора перевозки пассажира, договора фрахтования и других. Так, «по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату» (п. 1 ст. 739 ГК); «по договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа» (ч. 1. ст. 741 ГК).

А в других актах законодательства имеется определение договора перевозки. Например, в п. 90 Устава железнодорожного транспорта общего пользования указано: «По договору перевозки пассажира предприятия Белорусской железной дороги обязуются перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения, предоставив ему место в поезде согласно купленному проездному документу (билету), пассажир обязуется оплатить свой проезд, а при сдаче багажа — и провоз багажа по установленному тарифу. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным документом (билетом), а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией» <9>. В пунктах 29 — 30 названного Устава дается и определение договора перевозки груза, о чем сказано ниже.

<9> Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 N 1196 (ред. от 16.03.2005) «Об утверждении Устава железнодорожного транспорта общего пользования» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 10.09.1999, N 67, 5/1506.

Обратим внимание на общее определение договора перевозки в начале XX века. В только что упомянутом российском издании мы прочтем: «Согласно проекту ГУ (ст. 1993) по договору перевозки перевозчик обязуется за вознаграждение (провозную плату) доставить сухим путем или водой в указанное место пассажиров либо вверенный ему, перевозчику, отправителем груз и сдать последний в месте назначения определенному лицу (получателю).

Редакционная комиссия подчеркивала, что определение договора перевозки соответствует взгляду судебной практики и выражает обширное понятие, под которое подпадают весьма разнообразные виды перевозки. По мысли создателей, нормы ГУ должны были охватить чрезвычайно широкую сферу правоотношений, возникающих при перевозке грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта. Поэтому проект включал в себя все общие положения, относящиеся к разнообразным видам перевозок, тем самым обеспечивалось единообразное регулирование сходных правоотношений, вытекающих из перевозки грузов, пассажиров и багажа. Подобное регулирование обеспечивалось совокупностью норм, объединенных в 42 статьи» <10>.

<10> М.И.Брагинский, В.В.Витрянский. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. Статут, 2003.

Здесь нельзя не заметить два аспекта. Во-первых, какая важная роль отводилась в то время разработчиками и законодателем судебной практике. Во-вторых, в нашем современном ГК договор перевозки регулируют только 17 статей (738 — 754), а также восемь законодательных актов (из них три кодифицированных акта), международные договоры и иные акты законодательства (уставы, правила и т.д.).

Примерный систематизированный перечень этого законодательства можно обнаружить в постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь N 13 от 26 апреля 2005 года <11>. В пункте первом этого акта законодательства указывается: «При рассмотрении дел по спорам, возникающим из перевозки грузов, хозяйственным судам необходимо руководствоваться нормами международных договоров, ратифицированных Республикой Беларусь, главами 40 и 41 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 года «Об основах транспортной деятельности» (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., N 20, ст. 221), Законом Республики Беларусь от 6 июня 2001 года «О перевозке опасных грузов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 56, 2/775), Законом Республики Беларусь от 21 июля 2001 года «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 71, 2/793; 2002 г., N 87, 2/883) (далее — Закон), Законом Республики Беларусь от 6 января 1999 года «О железнодорожном транспорте» (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1999 г., N 5-6, ст. 96), Уставом железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1999 года N 1196 «Об утверждении Устава железнодорожного транспорта общего пользования» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 67, 5/1506; 2002 г., N 82, 5/10802) (далее — Устав), Законом Республики Беларусь от 17 июля 2002 года «О дорожном движении» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 85, 2/881), Кодексом внутреннего водного транспорта Республики Беларусь (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 76, 2/867), Воздушным кодексом Республики Беларусь (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 5, 2/15), Кодексом торгового мореплавания Республики Беларусь (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 90, 2/96), Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 1 июля 2002 г. N 20 «Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 102, 8/8480) (далее — Правила), Авиационными правилами перевозки пассажиров и багажа авиапредприятиями Республики Беларусь, утвержденными постановлением Государственного комитета по авиации Республики Беларусь от 27 ноября 2000 года N 13 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 8, 8/4542), Правилами транспортно-экспедиционной деятельности в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 9 февраля 1996 года N 86 (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1996 г., N 5, ст. 115; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 16, 5/312), и другими актами законодательства.

<11> Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26.04.2005 N 13 «Об отдельных вопросах практики рассмотрения споров, вытекающих из договоров перевозки грузов» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 07.07.2005, N 105, 6/442.

Хозяйственным судам необходимо иметь в виду, что до настоящего времени в Республике Беларусь не приняты новые правила перевозки грузов железнодорожным транспортом и технические условия погрузки и крепления грузов, поэтому при осуществлении железнодорожных перевозок действуют Правила перевозки грузов, утвержденные Министерством путей сообщения СССР, в части, не противоречащей ГК и Уставу.»

С учетом времени, прошедшего со дня принятия этого постановления Пленума ВХС, приведенный перечень следует уточнить. В частности, надо иметь в виду новые редакции следующих актов законодательства:

Правила транспортно-экспедиционной деятельности <12>, Правила организации безопасной перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом <13>, Правила перевозок грузов внутренним водным транспортом <14>, Правила автомобильных перевозок грузов <15> и некоторые другие.

<12> Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2006 N 1766 «Об утверждении правил транспортно-экспедиционной деятельности» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 11.01.2007, N 6, 5/24472.

<13> Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 19.07.2002 N 22 (ред. от 12.12.2005) «Об утверждении Правил организации безопасной перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 12.01.2006, N 5, 8/13643.

<14> Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 26.01.2005 N 3 «Об утверждении Правил перевозки грузов внутренним водным транспортом» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 20.06.2005, N 94, 8/12719.

<15> Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 01.07.2002 N 20 (ред. от 17.12.2004) «Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 13.01.2005, N 4, 8/11893.

Из международных договоров следует иметь в виду Женевскую Конвенцию о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) <16>.

<16> Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 4 ноября 2003 г. N 3/1174 (вступила в силу для Республики Беларусь 4 июля 1993 г.). См. также постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 4 ноября 2004 г. N 35 «Об обзоре судебной практики применения положений Женевской конвенции от 19 мая 1956 года «О договоре международной дорожной перевозки грузов».

Последнее обстоятельство (множество правовых актов, регулирующих отношения по перевозке, и их характер) наглядно показывает, что договор перевозки перестал быть чисто гражданско-правовым. Это признается и в ГК: «Общие условия перевозки определяются настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными актами законодательства и издаваемыми в соответствии с ними актами республиканских органов государственного управления.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными актами законодательства и издаваемыми в соответствии с ними актами республиканских органов государственного управления не установлено иное» (п. 2 ст. 738). Здесь мы не видим приоритета ГК, хотя отдельные «транспортные кодексы» делают ссылку на него как на основу правового регулирования в данной сфере или как на равный законодательный акт.

Кстати, другие кодифицированные законодательные акты о транспорте включают примерно такие же определения конкретных видов договора перевозки (без ссылок на ГК), но содержат и специфические особенности, характеризующие его публичность, его экономический (хозяйственный) характер. Они касаются его заключения, оформления и других существенных условий и обстоятельств.

Так, ч. 3 ст. 95 Воздушного кодекса устанавливает: «По договору воздушной перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почтовые отправления в пункт назначения и выдать их грузополучателю или лицу, уполномоченному на получение груза или почтовых отправлений, а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку грузов или почтовых отправлений» <17>.

<17> Кодекс Республики Беларусь от 16.05.2006 N 117-З «Воздушный кодекс Республики Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 25.05.2006, N 78, 2/1214.

В ст. 69 Кодекса внутреннего водного транспорта в определении договора перевозки мы увидим свои особенности: «По договору перевозки груза внутренним водным транспортом перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.

Заключение договора перевозки груза внутренним водным транспортом подтверждается составлением коносамента. Коносамент оформляется в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.

Кроме коносамента при оформлении перевозки груза внутренним водным транспортом оформляются другие перевозочные документы, являющиеся обязательными для всех лиц, участвующих в перевозке грузов внутренним водным транспортом. Формы и порядок заполнения перевозочных документов устанавливаются Правилами перевозок грузов <18>.

<18> Кодекс Республики Беларусь от 24.06.2002 N 118-З (ред. от 20.07.2006) «Внутреннего водного транспорта Республики Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 02.08.2006 N 122, 2/1259.

Наличие коносамента и других перевозочных документов здесь признается обязательным. Коносамент — товарораспорядительный документ (ценная бумага), удостоверяющий заключение договора перевозки груза или договора буксировки внутренним водным транспортом и служащий доказательством приема перевозчиком указанного в этом документе груза (ст. 1). Другими словами, если в ГК не существует общих требований к форме договора перевозки, то здесь мы наблюдаем требование закона даже не о простой письменной форме договора, а суперквалифицированной письменной форме — в виде ценной бумаги.

А ст. 70 этого же Кодекса регулирует специфику организации систематических перевозок грузов на длительное время: «Перевозчик и грузовладелец при необходимости выполнения систематических перевозок грузов внутренним водным транспортом могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок грузов внутренним водным транспортом.

По договору об организации перевозок грузов внутренним водным транспортом перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме.

В договоре об организации перевозок грузов внутренним водным транспортом определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки внутренним водным транспортом, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок». В отличие от обычного договора перевозки, здесь можно увидеть отличительные права и обязанности сторон договора, а также его предмет.

В Кодексе торгового мореплавания речь идет об обязательной письменной форме договора перевозки грузов, в том числе с помощью коносамента (роль последнего в этом Кодексе неодинакова): «Морская перевозка грузов осуществляется по договору перевозки, который должен быть заключен в письменной форме» (ч. 1 ст. 77). «Правоотношения между перевозчиком и получателем груза, не являющимся стороной договора морской перевозки груза, определяются коносаментом. Условия договора морской перевозки груза, не изложенные в коносаменте, обязательны для этого получателя, если коносамент содержит ссылку на документ, в котором они изложены» (ст. 85 и др.) <19>.

<19> Кодекс Республики Беларусь от 15.11.1999 N 321-З (ред. от 20.07.2006) «Торгового мореплавания Республики Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 02.08.2006, N 122, 2/1259.

В п. 29 — 30 Устава железнодорожного транспорта общего пользования при общей схожести определения договора перевозки имеются свои особенности его оформления: «По договору на перевозку груза предприятия Белорусской железной дороги обязуются доставить груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Грузоотправитель должен представить железнодорожной станции отправления на каждую отправку груза заполненную накладную, состоящую из листов оригинала накладной, дорожной ведомости, корешка дорожной ведомости (дополнительный экземпляр дорожной ведомости), квитанции о приеме груза (дубликат накладной), являющуюся договором на перевозку груза.

Грузоотправитель обязан также приложить к накладной сопроводительные документы, необходимые для выполнения таможенных и других процедур на всем пути следования груза, а также, в случае необходимости, сертификат и спецификацию. Предприятия Белорусской железной дороги не обязаны проверять правильность и достаточность сопроводительных документов, приложенных грузоотправителем к накладной.

Если перевозка или выдача груза задерживается из-за непредставления грузоотправителем, грузополучателем необходимых документов для выполнения таможенных и других процедур, неправильности или недостаточной оформленности представленных ими документов, то за время задержки вагонов (контейнеров) железной дороги на железнодорожных путях предприятий Белорусской железной дороги взимается плата за пользование вагонами, контейнерами или соответственно плата за нахождение на указанных путях вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю или арендованных им, а также сбор за хранение груза.

Накладная составляется на определенного грузополучателя, подписывается грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути следования и выдается на железнодорожной станции назначения грузополучателю вместе с грузом.

В подтверждение приема груза к перевозке железнодорожная станция под расписку в соответствующей графе корешка дорожной ведомости выдает грузоотправителю квитанцию о приеме груза, в которой проставляется календарный штемпель железнодорожной станции.

Форма накладных и других перевозочных документов, порядок их заполнения устанавливаются правилами перевозок грузов.

При перевозке массовых грузов в случаях, предусмотренных правилами перевозок грузов, может составляться одна накладная на целый маршрут или группу вагонов, а также на комплект контейнеров.

Железнодорожные станции выдают грузоотправителям бланки перевозочных документов и заявок на перевозки за плату, указанную в Тарифном руководстве, а также по их просьбе — копии документов, в том числе учетных карточек, ведомостей подачи и уборки вагонов, памяток приемосдатчика, за плату по соглашению сторон» <20>.

<20> Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 N 1196 (ред. от 16.03.2005) «Об утверждении Устава железнодорожного транспорта общего пользования» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 10.09.1999, N 67, 5/1506.

Раскрывая понятие договора перевозки и анализируя приведенные выше определения, можно выделить следующие признаки договора перевозки, характеризующие его как самостоятельный тип хозяйственного договора:

  • двусторонность (каждая из сторон договора перевозки непременно обладает взаимными правами и обязанностями);
  • возмездность (за выполнение перевозчиком условий договора по перевозке предусматривается определенная плата). Здесь нужно иметь в виду, что законодательство может предусматривать безвозмездность отдельных видов договора перевозки;
  • консенсуальность (договор перевозки считается заключенным с момента достижения сторонами согласия по всем его существенным условиям с соблюдением требований законодательства о форме договора).

Имеются и противоположные точки зрения:

— в отношении договора перевозки транспортом общего пользования можно говорить о его публичности, т.к. каждый, изъявивший желание воспользоваться услугами маршрутных транспортных средств, может осуществить это желание, уплатив за проезд (провоз багажа) установленную плату, если иное не предусматривается законодательством. В частности, п. 18 указанного выше Устава железнодорожного транспорта общего пользования гласит: «Белорусская железная дорога, ее предприятия не имеют права отказать в приеме заявки на перевозку грузов при наличии необходимых условий и возможностей для их транспортирования».

Приведенный перечень признаков договора перевозки, несомненно, не является однозначным и общепринятым, как и многие теоретические аспекты в правовой науке. В частности, В.В.Витрянский, говоря о классификации договоров перевозки по видам, пишет, что «при использовании такого критерия, как момент, с которого договор перевозки считается заключенным, мы получим по принципу дихотомии две группы договоров перевозки соответственно: реальный договор перевозки конкретного груза и все остальные виды договора перевозки, которые по определению носят консенсуальный характер (договор перевозки пассажира, договор на организацию перевозок грузов и т.д.)» <21>.

<21> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга 4: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. — М.: Статут, 2003. — 910 с.

Не лишним будет обратить внимание читателя на то, что отношения в области перевозок носят чрезвычайно широкий, комплексный характер, что обусловлено как многообразием объектного состава договора (груз, пассажиры, багаж), так и различными механизмами правового регулирования этих отношений. Такая особенность упомянутых общественных отношений непременно требует рассмотрения упомянутых выше видов договоров перевозки в качестве системы, то есть совокупности правовых обязательств, тесно связанных между собой, несмотря на существенные различия в правовом регулировании.

Даже в главу 40 ГК включены понятия разнородных договоров, регулирующих отношения по перевозкам грузов, пассажиров и багажа. Кроме привычных договоров перевозки груза и пассажира, в этой главе ГК упоминаются: договор фрахтования (чартер); соглашения между организациями различных видов транспорта по организации перевозок грузов, пассажиров и багажа в прямом смешанном сообщении; договор перевозки транспортом общего пользования; договор об организации перевозок; договор между транспортными организациями об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и т.д.).

Указанные договоры и соглашения не походят друг на друга по всевозможным признакам: своему назначению и правовому значению, субъектному составу, предмету, правовым последствиям и т.д. Поэтому в современных условиях нужно говорить о системе договоров, опосредующих перевозки определенных объектов.

Классификация договоров перевозки осуществляется многими правоведами на основе несколько иных критериев:

I. В зависимости от видов транспорта в Республике Беларусь можно выделить перевозки железнодорожным, речным, морским, воздушным и автомобильным транспортом (которые, в свою очередь, подразделяются и по географическому принципу: городские (в пределах черты города); пригородные (не более 50 км за пределами черты города); междугородные (более 50 км за пределами черты города). Как указывалось выше, выделяют также трубопроводный и космический транспорт и другие виды.

II. В зависимости от пункта назначения выделяют:

  • а) договор внутренней перевозки (в пределах территории Республики Беларусь);
  • б) договор международной перевозки.

III. В зависимости от видов сообщения выделяют:

  • а) перевозки в местном сообщении (перевозки в пределах одной транспортной организации, например железной дороги);
  • б) перевозки в прямом сообщении;
  • в) перевозки в прямом смешанном сообщении (перевозка, осуществляемая при наличии одного единого документа на перевозимый груз).

IV. В зависимости от предмета, на который направлены услуги по перевозке:

  • а) договор перевозки грузов;
  • б) договор перевозки пассажиров;
  • в) договор перевозки багажа.

V. В зависимости от правового статуса перевозчика можно выделить:

  • а) перевозки, осуществляемые транспортом общего пользования;
  • б) перевозки, осуществляемые иными транспортными организациями.

VI. В зависимости от субъектного состава правоотношений, непосредственно связанных с перевозкой:

  • а) договор перевозки пассажира (пассажир является одновременно и объектом и стороной договора);
  • б) договор перевозки грузов (стороны — грузоотправитель и перевозчик);
  • в) договор об организации работ по обеспечению перевозок (сторонами в данном договоре будут выступать различные транспортные организации).

VII. В зависимости от цели договора перевозки можно выделить всего три группы договоров:

  • а) договоры, направленные на организацию перевозок (цель — определение объема перевозимых грузов и количества используемых транспортных средств, вида транспорта, порядка работы участников обязательства и иных деталей);
  • б) договоры, направленные на обеспечение транспортировки грузов, пассажиров и багажа и доставки их в пункт назначения (соглашения между транспортными организациями о порядке организации перевозок в прямом смешанном сообщении и др.);
  • в) договоры, направленные на доставку грузов, пассажиров и багажа в пункт назначения.

Однако представляется, что относиться однозначно и категорично к какой-либо из предлагаемых классификаций было бы по меньшей мере недальновидно, ибо общественные отношения, как и их правовое регулирование, находятся в постоянной динамике, а потому и во многих из классификаций зачастую можно усмотреть долю истины и логическое зерно.

В юридической литературе в числе прочих выделяют также и так называемые предпринимательские транспортные договоры. Например, Н.С. Ковалевская полагает, что «из всех разновидностей транспортных договоров, известных гражданскому праву (договоры перевозки грузов, багажа и пассажиров), к транспортным договорам в сфере предпринимательской деятельности следует отнести в первую очередь договоры перевозки грузов». А сам факт выделения предпринимательских транспортных договоров в отдельный вид основывается на том, что «в качестве перевозчика на любом виде транспорта может выступать только предприниматель», и на том, что «обычно договор перевозки грузов находится в сфере предпринимательской деятельности и других участников обязательства по перевозке груза: грузоотправителя и грузополучателя, ибо перевозка, как правило, необходима для исполнения поставочных обязательств, связывающих указанных субъектов» <22>. Говоря о рациональности данной точки зрения, хотелось бы привести на этот счет весьма обоснованное, на наш взгляд, возражение, высказанное В.В.Витрянским: «Представляется, что отмеченные особенности субъектов договора перевозки грузов никак не могут служить в качестве видообразующих признаков для выделения предпринимательских транспортных договоров. Ведь грузоотправитель, вступая во взаимоотношения с перевозчиком, может и не преследовать предпринимательских целей, связанных с извлечением прибыли (например, отгрузка собственником мебели для его учреждения и т.п.)» <23>. Более того, как отмечает профессор далее, «неверно вообще говорить о каких-либо предпринимательских договорах. Специальные правила, регулирующие предпринимательские отношения, определены ГК применительно не к какому-либо договору, а к обязательствам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, которые могут иметь место в любом гражданско-правовом договоре, в том числе и на стороне только одного из контрагентов. Речь идет, в частности, о положениях: о возможности одностороннего расторжения или изменения договора, если это предусмотрено не только законом, но и договором (ст. 310 ГК); о презумпции солидарного характера обязательства при множественности лиц на стороне должника или кредитора (ст. 322 ГК); об ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства без учета вины (п. 3 ст. 401 ГК) и некоторых других» <24>.

<22> Ковалевская Н.С. Перевозка // Бушуев А.Ю., Городов О.А., Ковалевская Н.С. и др. Коммерческое право: Учебник / Под ред. В.Ф.Попондопуло, В.Ф.Яковлевой. СПб., 1997.

<23> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 269.

<24> Там же. — С. 269.

Нередко в юридической литературе обозначают в качестве отдельной категории договоров так называемые «транспортные договоры», которые, собственно говоря, и выделяются в отдельную категорию на основании единственной, как отмечает профессор В.В.Витрянский, характерной черты — участия в них транспортных организаций <25>. В этой связи некоторые специалисты говорят и о единой системе транспортных договоров, для которых, по мнению данных специалистов, предлагается создать и единую систему правового регулирования. В частности, такого суждения придерживается Г.П. Савичев, который полагает, что «для современной структуры государственного управления транспортом, когда под юрисдикцию одного министерства — Министерства транспорта РФ — отнесены морской, воздушный, речной и автомобильный транспорт, более оптимальной системой транспортного законодательства была бы следующая система: единый транспортный кодекс РФ и правила перевозок для каждого вида транспорта» <26>. Представляется, что таким понятием, как «транспортный договор», можно объединить договоры, используемые в транспортной деятельности. И не только из-за участия в них транспортных организаций, но скорее из-за сущности отношений, лежащих в их основе: перемещение в пространстве груза. Однако реализация идеи о единой системе правового регулирования отношений, связанных с перевозкой, потребует кардинальных (концептуальных) изменений в законодательстве и в понимании отдельных договоров. В качестве примера можно привести договор фрахтования транспортного средства на определенное время, который в воздушных перевозках используется весьма часто, однако по своей правовой природе более близок к договору аренды, а не перевозки; или экспедиционное обслуживание грузов, осуществляемое на всех видах транспорта, регулируется нормами о конкретном договоре — договоре транспортной экспедиции. И при всем этом указанные договоры широко используются в практике транспортировки грузов, и лишь по этому признаку сами эти договоры можно назвать транспортными.

<25> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 268.

<26> Савичев Г.П. Гражданское право: Учебник. В 2 т. Т. II. Полутом 2. / Отв. ред. Е.А.Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000.

Обобщая изложенный материал, можно сделать следующие (пусть и доктринальные) выводы.

Договора перевозки как единого реально обобщающего понятия в чисто гражданско-правовом или хозяйственно-правовом смысле без привязки к конкретным видам перевозки определенных объектов не существует. Поэтому можно говорить о конкретных видах договоров перевозки, объединяемых в единый договорный тип — транспортный. Транспортное законодательство Беларуси, как и многих других государств, представляет собой громоздкий массив нормативных правовых актов, нуждающийся в дальнейшей систематизации в целях выработки единых правил правового регулирования отношений по перевозке и эффективной защиты прав их участников. В таком систематизированном правовом акте можно сформулировать и унифицированную дефиницию договора перевозки как такового.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *