Допуск к процедуре МДП как административная процедура

Система МДП (Международные дорожные перевозки) позволяет упростить таможенные формальности при транспортировке грузов и предоставляет таможенным органам механизмы защиты от нелегального ввоза товаров и принуждения уплаты по ним налогов и таможенных пошлин. Для того чтобы эта система работала, необходимо контролировать, как она используется, и принимать меры, позволяющие пресечь злоупотребления. Одна из таких мер — введение контролируемого доступа к системе МДП.

Преимущества системы МДП

В 1999 г. вступил в силу ряд поправок к Конвенции МДП 1975 г. <1> Они устанавливали дополнительные требования для перевозчиков в системе МДП.

Конвенция МДП содержит минимальные условия и требования, которым должны соответствовать перевозчики. Так, это:

  • устойчивое финансовое положение;
  • отсутствие серьезных и неоднократных нарушений таможенного или налогового законодательства;
  • опыт осуществления международных автомобильных перевозок;
  • наличие подтвержденных документами знаний в области применения Конвенции МДП;
  • наличие подтвержденного документами опыта или возможностей заниматься регулярными международными перевозками;
  • предоставление национальному объединению, выдающему книжки МДП (в Беларуси — Ассоциация международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» (Ассоциация «БАМАП»)), письменной декларации, в которой есть обязательство соблюдать требования Конвенции МДП <2>.

Главная особенность системы МДП, которая отличает ее от национальной системы гарантий и делает одной из самых надежных, — контролируемый допуск.

На заметку

Условия допуска к процедуре МДП почти за 20 лет существования менялись всего три раза:

  • в 1999 г. в связи с принятием поправок к Конвенции МДП появилась процедура допуска;
  • в 2002 г. ужесточился допуск при подтверждении финансовой устойчивости перевозчика ( 30000);
  • в 2006 г. уже до 40000 выросла минимальная стоимость имущества, которое должно находиться в собственности перевозчика, появились дополнительные ограничения для арендованного подвижного состава.

Введение более жестких условий дало свои результаты. Белорусские перевозчики не допускают при перевозках с использованием процедуры МДП нарушений таможенного законодательства, влекущих уплату таможенных пошлин и налогов (за исключением краж).

Справочно

Кража (грабеж, разбой) представляет собой страховой случай, при наступлении которого перевозчик получает страховое возмещение за те пошлины и налоги, которые уплатил таможенным органам государства, на территории которого произошла кража.

Таким образом, можно с уверенностью говорить, что белорусский перевозчик, использующий Carnet TIR, — надежный партнер, который не исчезнет, прихватив с собой дорогостоящий груз.

Смысл очередного изменения условий допуска к МДП

Практика применения постановления Совмина N 1996 <3> показала, что условия допуска к процедуре МДП нужно совершенствовать и систематизировать. Поэтому постановление N 1996 дополнено Положением о порядке выдачи разрешения на допуск к процедуре МДП и пользованию книжками МДП, внесения в него изменений, приостановления, прекращения действия разрешения на допуск к процедуре МДП и пользованию книжками МДП (Положение) <4>. В Положение практически в неизменном виде вошел перечень документов, без которых невозможно получить разрешение на допуск к процедуре МДП, из постановления ГТК N 92 <5>.

Целью изменений в условиях допуска к процедуре МДП, о которых мы ведем речь, не была необходимость ужесточить их. Очевидно, что новации потребовались, чтобы включить процедуру выдачи разрешения на допуск к МДП в перечень административных процедур.

С 22 марта 2017 г. единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совмина от 17 февраля 2012 г. N 156, дополнил п. 5.61.

Указанный пункт предусматривает выдачу разрешения на допуск к процедуре МДП и пользованию книжками МДП, внесение в него изменений и прекращение действия.

Принцип одного окна

Принимает документы и выдает разрешения на допуск к процедуре МДП, как и прежде, Ассоциация «БАМАП». Перечень документов практически не изменился, как не изменились и закрепленные в ч. II Приложения 9 к Конвенции МДП минимальные условия и требования, которые должны соблюдать лица, желающие получить допуск к процедуре МДП.

Каждое из предусмотренных Конвенцией МДП условий получения разрешения на допуск к процедуре МДП подтверждают определенные документы, перечень которых устанавливает Положение.

Единственное уточнение — раньше юридические лица должны были подтвердить, что их финансовые обязательства обеспечиваются активами с коэффициентом не меньше 0,85 <6>. Положение подобного требования не содержит.

Как и прежде, перевозчик обязан представить не меньше 10 CMR-накладных, выписанных за период от 6 месяцев и подтверждающих опыт международных перевозок.

Чтобы подтвердить устойчивое финансовое положение, необходимо иметь в собственности основные средства на сумму не меньше 40000 по официальному курсу Нацбанка.

Знания в области применения Конвенции МДП подтверждают копии свидетельства о прохождении курсов в учреждении образования, аккредитованном Международным союзом автомобильного транспорта.

Документы, подтверждающие отсутствие серьезных или неоднократных нарушений таможенных правил или налогового законодательства, перевозчику теперь можно не представлять. Ассоциация «БАМАП» самостоятельно запросит необходимые сведения в налоговом органе и ГТК.

Разрешение на допуск к процедуре МДП и пользованию книжками МДП выдается в течение 30 рабочих дней со дня принятия заявления, если при нем есть все нужные документы. Эта процедура бесплатная, а само разрешение — бессрочное.

В определенных случаях действие разрешения на допуск Ассоциация «БАМАП» может приостановить и даже прекратить.

Условия приостановления и прекращения допуска к МДП

Ассоциация «БАМАП» принимает решение приостановить действие разрешения на допуск к процедуре МДП <7>, если перевозчик перестает соответствовать требованиям, явившимся основанием выдачи разрешения на допуск, а именно:

  • имеет в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении основных средств на сумму меньше 40000 по остаточной стоимости;
  • меньше 25% механических транспортных средств от общего их количества либо недвижимого имущества на сумму не менее 9000 при использовании только одного механического транспортного и не менее 5000 за каждое последующее, находящееся во временном владении и (или) пользовании;
  • тек срок действия свидетельства, подтверждающего профессиональную компетентность руководителя или лица, ответственного за организацию международных автомобильных перевозок.

О своем решении Ассоциация «БАМАП» уведомляет перевозчика и указывает причины и срок приостановления разрешения. Его действие возобновляется, после того как перевозчик устранит обстоятельства, повлекшие приостановление, и письменно уведомит об этом Ассоциацию «БАМАП».

Если нет доказательств того, что перевозчик принял необходимые меры, Ассоциация «БАМАП» принимает решение прекратить действие разрешения на допуск к процедуре МДП. Повторно заявление о выдаче разрешения можно будет подать только через год.

Решение прекратить действие разрешения на допуск Ассоциация «БАМАП» примет также в случае, если перевозчик в течение года два раза и больше нарушил требования Конвенции МДП, таможенного законодательства Таможенного союза и Беларуси, а также не исполнил обязательств по внесению таможенных платежей.

Аналогичное решение принимается и тогда, когда перевозчик ликвидируется, признается банкротом, когда аннулируется лицензия на право осуществления деятельности в области автомобильного транспорта <8>.

Влияние реорганизации на допуск к МДП

Если юридическое лицо, у которого есть разрешение на допуск к процедуре МДП, реорганизуется, определяющее значение будет иметь факт смены УНП.

В случае если при реорганизации создается новое юридическое лицо с новым УНП (при слиянии, разделении или присоединении), то процедуру выдачи разрешения на допуск необходимо будет пройти заново. Исключение составит подтверждение опыта осуществления международных перевозок — Ассоциация «БАМАП» зачтет опыт реорганизованного юридического лица.

При реорганизации УНП может остаться неизменным (например, в случае преобразования). Может также измениться наименование лица, получившего разрешение на допуск, его местонахождение, а также место жительства или фамилия, имя индивидуального предпринимателя, получившего разрешение.

В подобных случаях в Ассоциацию «БАМАП» нужно подать заявление и приложить подтверждающие названные изменения документы. На их основании Ассоциация «БАМАП» внесет изменения в разрешение на допуск. Это тоже административная процедура, она осуществляется в течение пяти рабочих дней.

<1> Таможенная конвенция ООН о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г. (Конвенция МДП).

<2> П. 1 ч. II приложения 9 к Конвенции МДП.

<3> Постановление Совмина от 29 декабря 1998 г. N 1996 «О мерах по выполнению Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП».

<4> Утв. постановлением N 1996 в ред. постановления Совмина от 15 декабря 2016 г. N 1026 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 1998 г. N 1996 и от 17 февраля 2012 г. N 156».

<5> Постановление ГТК от 12 ноября 2002 г. N 92 «Об утверждении Положения о порядке допуска физических и юридических лиц, осуществляющих международные автомобильные перевозки, к процедуре МДП и пользованию книжками МДП».

<6> Подп. 7.3 п. 7 постановления ГТК N 92.

<7> П. 17 Положения.

<8> П. 19 Положения.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.