Контрактные условия и таможенная очистка товара

Время на прочтение: 5 минут(ы)

Таможенная очистка — это профессиональный термин, которым называют комплекс таможенных формальностей, необходимых для вовлечения товаров в оборот для внутреннего потребления, экспорта или помещения под иную таможенную процедуру. Неотъемлемая составляющая таможенной очистки товаров — уплата таможенных пошлин и налогов.

Согласно действующему таможенному законодательству базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении. Вот тут таможенная стоимость и становится камнем преткновения для участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов. Не случайно значительное количество судебных разбирательств связаны именно с вопросами определения и корректировки таможенной стоимости.

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация 25 января 2008 года заключили Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза (далее — Соглашение).

Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза (далее — ТС), устанавливается исходя из норм международного права и общепринятой международной практики путем применения одного из следующих методов:

  1. по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
  2. по стоимости сделки с идентичными товарами;
  3. по стоимости сделки с однородными товарами;
  4. вычитания;
  5. сложения;
  6. резервного.

Чтобы определить таможенную стоимость, необходимо сначала применить первый метод, и только если он не дает возможности оценки, применяется второй и далее поочередно каждый метод вплоть до шестого.

Статья 5 Соглашения предусматривает, что при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по методу 1 к цене, уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, следует добавить расходы по их перевозке (транспортировке) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия на таможенную территорию ТС в размере, в котором эти расходы, не включенные в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары, осуществил или должен осуществить покупатель.

Таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать расходы по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию ТС, при условии что декларант выделил данные расходы из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявил и подтвердил документально.

Вышеупомянутые расходы по доставке товаров хотя и не единственный, но, пожалуй, наиболее часто встречающийся компонент, который при определении таможенной стоимости товаров добавляют к стоимости сделки либо вычитают из нее. В связи с указанным важно четко понимать, в какой мере в каждом конкретном случае эти расходы включаются в стоимость сделки или, иными словами, в контрактную стоимость товаров.

Очевидно, что расходы по доставке товаров включаются в контрактную стоимость в том размере, в котором они возлагаются на экспортера-отправителя.

Для единообразного понимания прав и обязанностей сторон контракта Международная торговая палата разработала базисные условия поставки, которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товаров, момент перехода риска случайной гибели или порчи товара с продавца на покупателя.

Условия называют базисными потому, что они закрепляют структуру цены в зависимости от того, включаются расходы по доставке в цену товара или нет.

Базисные условия с соответствующими торговыми терминами и их толкованием вошли в сборник торговых терминов Инкотермс-2010. Сфера действия Инкотермс-2010 распространяется на права и обязанности сторон в связи с поставкой товаров по договору купли-продажи. Примечательно, что после выхода Инкотермс-2010 все больше международных контрактов стороны заключают с использованием именно этих терминов.

Рассмотрим основные термины Инкотермс-2010 применительно к расчету таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу ТС товаров. Итак, все термины Инкотермс-2010 дифференцируются по четырем группам в зависимости от этапа доставки:

  • E — самовывоз;
  • F — основная перевозка не оплачена;
  • C — основная перевозка оплачена (до пункта разгрузки);
  • D — доставка на склад покупателя.

Стандартную автомобильную перевозку можно представить в виде следующей схемы:

продавец (E, F) — терминал в стране импорта (C, D) — покупатель.

Если при условиях поставки групп E и F стоимость основной перевозки априори оплачивает покупатель, то при условиях групп C и D предполагается, что продавец за свой счет доставит товары в страну импорта либо иную страну (за исключением условий поставки DDP, которые предполагают уплату продавцом ввозной таможенной пошлины в стране ввоза товара).

Таким образом, при применении условий поставки групп С и D (кроме условий поставки DDP) установить, какую часть перевозки до места прибытия товаров на таможенную территорию ТС оплатил продавец, можно, только зная место завершения основной перевозки, которое обязательно указывается в контракте вместе с условиями поставки.

С целью определения таможенной стоимости товаров термины Инкотермс-2010 необходимо читать следующим образом (табл.).

Группа Условия поставки Особенности применения
E EXW Следует добавлять расходы на доставку товаров до места прибытия на таможенную территорию ТС
F FCA
FAS
FOB
C CFR 1. Если порт назначения находится за пределами таможенной территории ТС, следует добавлять расходы на доставку от него до места прибытия на таможенную территорию ТС.

2. Если порт назначения — это место прибытия на таможенную территорию ТС, добавлений не требуется.

3. Если порт назначения находится на таможенной территории ТС, следует вычитать расходы от места прибытия товаров на таможенную территорию ТС до порта назначения

CIF
CPT 1. Если место назначения находится за пределами таможенной территории ТС, следует добавлять расходы на доставку от него до места прибытия на таможенную территорию ТС.

2. Если место назначения — это место прибытия на таможенную территорию ТС, добавлений не требуется.

3. Если место назначения находится на таможенной территории ТС, следует вычитать расходы от места прибытия товаров на таможенную территорию ТС до места назначения

CIP
D DAT
DAP
DDU Следует вычитать расходы от места прибытия до места назначения, таможенные платежи, уплачиваемые продавцом при ввозе товаров

При добавлении понесенных покупателем расходов на доставку товаров до места прибытия на таможенную территорию ТС требуется обратить внимание на следующий нюанс. По общему правилу при заключении договора с перевозчиком или экспедитором покупатель заказывает доставку товара не до места прибытия товара на таможенную территорию, а до терминала либо склада в стране ввоза. В свою очередь перевозчик или экспедитор выставляет счет за всю перевозку (в том числе по таможенной территории ТС). Поэтому, чтобы не включать в таможенную стоимость излишние суммы и, как следствие, не уплачивать излишние таможенные платежи, необходимо заранее оговорить с перевозчиком или экспедитором некоторые особенности оформления договора и счета за перевозку.

Кроме того, при рассмотрении базисных условий поставки для определения таможенной стоимости ввозимых товаров важно помнить о еще одном ее компоненте, а именно о расходах на страхование товара на этапе перевозки. Такие условия поставки, как CIP и CIF, предполагают обязательное страхование товара продавцом, расходы на которое он, естественно, включит в контрактную стоимость товара. Что касается иных условий поставки, то в зависимости от содержания договора товар может страховать как покупатель, так и продавец. Примечательно, что, если товар страхует покупатель, этот компонент не включается в контрактную стоимость, и при определении таможенной стоимости его необходимо добавить к контрактной стоимости (при условии, что товар страхуется на этапе перевозки).

Таким образом, правильное использование торговых терминов Инкотермс-2010 значительно упрощает процесс составления и исполнения внешнеторгового договора и позволяет существенно снизить риск различной интерпретации его условий. Кроме того, благодаря знанию Инкотермс-2010 стороны договора могут избежать ошибок при определении таможенной стоимости ввозимых товаров, а также варьировать его условия с целью максимального учета обоюдных интересов и сокращения размеров дополнительных компонентов, включаемых в таможенную стоимость товаров.

Среди контрактных условий, влияющих на таможенную очистку товаров, следует упомянуть изменение их контрактной стоимости из-за отклонения по количеству и качеству ввозимого товара от условий, предусмотренных внешнеторговым контрактом.

В ряде случаев при организации внешнеторговых операций предусматривается, что покупатель при прибытии товара должен произвести его приемку по количеству и качеству. Требования к качеству товара, как и способ определения количества товара, фактически поставленного продавцом и подлежащего оплате покупателем, закрепляют условия внешнеторгового контракта. При несоответствии количества и качества отгруженного товара условиям контракта с учетом базисных условий поставки необходимо урегулировать возможные претензии покупателя.

В коммерческой практике существует два способа определения веса ввозимого товара: по весу отгруженного и по весу выгруженного. При этом под отгруженным понимается вес, установленный в пункте отправления и указанный перевозчиком в транспортном документе (коносаменте, накладной и т.д.). Под выгруженным понимается вес, определенный в пункте назначения, т.е. в стране импорта.

Возможны два варианта, когда отклонение от веса не выходит за пределы величины, указанной в контракте или нормах отклонения, предусмотренных национальными торговыми палатами.

Пример 1

Допустимое отклонение по контракту составляет 2% от заявленного веса. Вес груза (песка) при погрузке составлял 250000 кг, при приемке — 247000 кг. Таким образом, допустимое отклонение стороны предусмотрели в пределах 5000 кг, фактическое же составило 3000 кг. Следовательно, цена по контракту не изменяется.

Пример 2

Вес груза (песка) при погрузке составлял 250000 кг, реальный вес полученного товара — 240000 кг. Таким образом, фактическое отклонение составило 10000 кг, что на 5000 кг превысило отклонение допустимое. В этом случае по согласованию договаривающихся сторон можно провести корректировку фактурной цены на сумму, равную стоимости отклонения на 5000 кг веса груза.

В случае выявления при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций несоответствия количества и (или) качества товара, заявленных декларантом и фактически представленных таможенному органу, эти расхождения оформляются в установленном порядке. Однако в декларацию таможенной стоимости необходимо внести первоначальную (контрактную) стоимость ввозимого товара. Пересчет таможенной стоимости, внесение уточненных данных в таможенные декларации согласно правилам, а также уточнение расчетов по платежам осуществляется по письменному заявлению декларанта после урегулирования им претензий с лицом, ответственным за допущенное несоответствие поставленного товара (продавцом, перевозчиком и т.п.).

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *