Международная автомобильная перевозка грузов: ответственность распределена

Международная автомобильная перевозка грузов: ответственность распределена

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2016 N 102 «О внесении изменений и дополнений в Правила автомобильных перевозок грузов» (далее — постановление N 102) внесены изменения и дополнения в Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 970 (далее — Правила автомобильных перевозок грузов).

С принятием постановления N 102 должны исчезнуть проблемы, существующие в отношениях между грузоотправителями, автомобильными перевозчиками и государственными контролирующими органами. Ожидается, что изменится практика контролирующих, правоохранительных органов и судебная практика.

Настоящая статья может быть интересна не только автомобильным перевозчикам и их сотрудникам, но и более широкому кругу читателей: грузоотправителям с их соответствующими службами, работникам таможенных органов, следователям, прокурорам, судьям экономических и иных общих судов, иным юристам и менеджерам.

Основным международным договором, регулирующим любые возмездные договоры автомобильной перевозки груза, когда места погрузки и доставки, указанные в контракте, находятся на территории двух различных государств, является Конвенция Организации Объединенных Наций «О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)» (заключена в г. Женеве 19.05.1956) (далее — КДПГ). В соответствии со ст. 4 КДПГ договор перевозки устанавливается CMR-накладной. Она может составляться в определенном количестве экземпляров, из которых три являются обязательными и оригинальными, имеющими одинаковую юридическую силу. Они подписываются грузоотправителем и перевозчиком. Первый экземпляр CMR-накладной передается грузоотправителю, второй сопровождает груз, а третий хранится у перевозчика. Отсутствие, неправильность или потеря накладной не отражаются ни на существовании, ни на действительности договора перевозки.

Обратим внимание, что Республика Беларусь присоединилась к КДПГ в 1992 году посредством принятия постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.1992 N 721 «О присоединении Республики Беларусь к международным договорам, регламентирующим перевозку грузов в международном автомобильном сообщении».

В соответствии со ст. 20 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь:

  1. являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства;
  2. подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется принятие (издание) внутригосударственного нормативного правового акта, и
  3. имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.

КДПГ не содержит явно выраженных требований о том, что для применения ее норм требуется принятие (издание) внутригосударственного нормативного правового акта.

В 2007 году был принят Закон Республики Беларусь от 14.08.2007 N 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее — Закон N 278-З). В Законе N 278-З было установлено, что:

  1. он регулирует отношения, возникающие при организации и выполнении автомобильных перевозок, а также при выполнении (оказании) работ (услуг), связанных с такими перевозками, за некоторым исключением (ст. 2 Закона N 278-З). То есть на международные автомобильные перевозки грузов он также распространяется;
  2. заключение договора автомобильной перевозки груза подтверждается составлением товарно-транспортной накладной (ТТН) или иного транспортного документа (ч. 3 ст. 37 Закона N 278-З).

Уместно будет вспомнить, что типовая форма ТТН-1, утвержденная в приложении 1 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 192 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», является документом, удостоверяющим договор перевозки грузов автомобильным транспортом. В свою очередь, перечень иных транспортных документов, в том числе приведенных в ч. 1 ст. 40 Закона N 278-З (например, путевой лист, CMR-накладная, заказ-поручение), не является исчерпывающим.

В ч. 2 п. 8 Правил автомобильных перевозок грузов также продублирована правовая норма, устанавливающая, что заключение договора автомобильной перевозки груза подтверждается составлением товарно-транспортной накладной или иного транспортного документа. В некоторых международных договорах, участницей которых является Республика Беларусь, перечень транспортных (перевозочных) документов дается также не исчерпывающий. Например, в подп. 38 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза указано, что транспортные (перевозочные) документы — это коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке.

Чем это обернулось для международных автомобильных перевозчиков, для грузоотправителей и грузополучателей?

Ответы можно найти следующие. «Экономические суды областей и города Минска неоднократно применяли к отдельным транспортным организациям меры административной ответственности в виде взыскания, причем иногда в размере стоимости перевозимого товара. Основанием для такого решения обычно становилось отсутствие у международных перевозчиков товарно-транспортных накладных (при наличии товарных накладных), неправильное оформление грузоотправителями грузосопроводительных документов» <1>.

<1> Федотов, А.А. Законодатель учел проблемные вопросы автомобильных перевозок / А.А.Федотов // Промышленно-торговое право. — 2016. — N 4. — С. 44.

Причем стоимость перевозимого товара почти во всех случаях была значительной и ощутимой для сторон договора в части размера ущерба. Так, по делу N 48-4ап/2015/318Жн <2> была взыскана стоимость перевозимой плодоовощной продукции на сумму 2,8 млрд.руб. и 7,2 млн.руб. штрафа. Взыскание по этому делу было обращено и на транспортное средство — седельный тягач и рефрижератор. При этом в судебных актах констатируется, что груз перевозился из Республики Польша в Российскую Федерацию и Республику Казахстан. Основанием для такого решения стало отсутствие товарно-транспортных накладных формы ТТН-1 (ч. 4 ст. 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП)).

<2> Из архива Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков за 2015 год.

По многим подобным делам одновременно с грузом арестовывались и транспортные средства, принадлежащие автомобильным перевозчикам, в качестве средства обеспечения исполнения административного взыскания.

При этом следует обратить внимание на следующее. Часть 4 ст. 12.17 КоАП предусматривает ответственность за транспортировку товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов).

В Законе N 278-З транспортные и сопроводительные документы разграничены: транспортные указаны в ст. 40 Закона N 278-З, сопроводительные — в ст. 41 Закона N 278-З.

В частности, указано, какие документы относятся к числу грузосопроводительных: сертификат соответствия, ветеринарный и фитосанитарный сертификаты, сертификат происхождения товаров и т.п. (ч. 1 ст. 41 Закона N 278-З). В таком случае, по нашему мнению, можно сделать вывод, что транспортный документ не может быть сопроводительным документом. Такой вывод свидетельствует и о разграничении ответственности между грузоотправителями и перевозчиками за наличие тех или иных документов.

Такую логику подтверждает и Закон N 278-З в ч. 2 ст. 41, в которой содержится императивная правовая норма следующего содержания: «Автомобильный перевозчик не обязан проверять правильность оформления грузосопроводительных документов». Такая же норма содержится и в п. 2 ст. 11 КДПГ: «Проверка правильности и полноты этих документов не лежит на обязанности транспортера. Отправитель ответственен перед транспортером за всякий ущерб, который может быть причинен отсутствием, недостаточностью или неправильностью этих документов и сведений, за исключением случаев вины транспортера».

Тем не менее практика правоохранительных и контролирующих органов, а за ней и судебная практика складывалась в основном с учетом п. 340 Правил автомобильных перевозок грузов в прежней редакции, которым установлено, что водитель, выполняющий внутриреспубликанские автомобильные перевозки грузов, должен иметь в том числе путевой лист и ТТН.

Изменения претерпел п. 15 Правил автомобильных перевозок грузов. В новой ч. 2 п. 15 Правил автомобильных перевозок грузов содержится требование о том, какие надлежаще оформленные документы должен передать автомобильный перевозчик водителю при направлении транспортного средства под загрузку. К ним относятся:

  • путевой лист;
  • свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон) механического транспортного средства, прицепа (прицепов) к нему;
  • документ (сертификат) о прохождении государственного технического осмотра;
  • документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;
  • копия договора аренды или иного документа, подтверждающего право владения и (или) пользования грузовым транспортным средством, если автомобильный перевозчик не является его собственником;
  • санитарный паспорт на грузовое транспортное средство (при выполнении автомобильных перевозок скоропортящихся грузов и грузов, требующих соблюдения при их автомобильной перевозке специального санитарного режима), за исключением транспортных средств, выполняющих международные перевозки;
  • специальное разрешение на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь (при автомобильной перевозке соответствующих грузов).

В данном случае имеется в виду любая автомобильная перевозка груза.

А для выполнения международных автомобильных перевозок грузов дополнительно к вышеперечисленным документам автомобильный перевозчик должен передать водителю соответствующие документы согласно ч. 3 п. 15 Правил автомобильных перевозок грузов.

Кроме того, ч. 1 п. 21 Правил автомобильных перевозок грузов дополнена еще одним новым основанием, когда автомобильный перевозчик может отказаться принять груз к автомобильной перевозке: если автомобильному перевозчику не переданы надлежаще оформленные транспортные и грузосопроводительные документы.

В свою очередь, п. 22 Правил автомобильных перевозок грузов дополнен новыми основаниями, когда грузоотправитель не должен предъявлять груз к автомобильной перевозке. Пункт 23 Правил автомобильных перевозок грузов дополнен абз. 4, в котором допускается выполнение автомобильной перевозки грузов без оформления ТТН за пределы территории Республики Беларусь, а также через территорию Республики Беларусь (транзитная автомобильная перевозка). В этом случае сопроводительными документами на груз являются международная товарно-транспортная накладная «CMR» и другие грузосопроводительные документы, оформленные грузоотправителем.

Не менее важно, что упорядочен и перечень документов, которые должен иметь водитель, выполняющий автомобильные перевозки грузов (п. 340 Правил автомобильных перевозок грузов).

Пункт 353 Правил автомобильных перевозок грузов дополнен положением, предусматривающим, что проверять правильность оформления и полноту наличия грузосопроводительных документов автомобильный перевозчик не обязан. Наоборот, в обязанности грузоотправителя в настоящее время вменено: оформлять в установленном порядке путевой лист и обеспечивать представление автомобильному перевозчику оформленных товарно-транспортных накладных, реестра товарно-транспортных накладных, создаваемых в виде электронных документов, товарных накладных, других транспортных и грузосопроводительных документов в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь (п. 357 Правил автомобильных перевозок грузов).

Грузоотправитель также будет нести ответственность за убытки, убытки автомобильного перевозчика, возникшие вследствие отсутствия ТТН (п. 381 Правил автомобильных перевозок грузов).

В заключение можно отметить, что постановление N 102 распределило и конкретизировало ответственность грузоотправителя и автомобильного перевозчика в зависимости от тех действий (бездействия), которые каждый из них совершает (воздерживается от совершения). Можно надеяться, что практика контролирующих, правоохранительных органов и судебная практика также будет изменена.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *