Нелегальный извоз штатными водителями такси влечет штраф и лишение лицензии организации

Нелегальный извоз штатными водителями такси влечет штраф и лишение лицензии организации

Действующее лицензионное законодательство устанавливает определенные требования к каждому виду лицензируемой деятельности. Что касается деятельности такси, то подобные требования установлены в Положении о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Положение N 450), Инструкции о порядке оформления путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 29.03.2012 N 25 «Об установлении форм путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров, утверждении Инструкции о порядке оформления путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров и признании утратившими силу постановлений Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 6 октября 2003 г. N 44 и от 28 марта 2008 г. N 38» (далее — Инструкция N 25), Правилах автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров», Государственном стандарте Республики Беларусь СТБ 1389-2003 «Сооружения станционные пассажирские, автомобили, троллейбусы, трамваи. Основные требования к информационному оформлению», утвержденном постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 19.03.2003 N 15 (далее — СТБ 1389-2003), Государственном стандарте Республики Беларусь СТБ 914-99 (ИСО 7591:1982) «Знаки регистрационные и знак отличительный транспортных средств. Типы и основные размеры, технические требования, методы испытаний» (далее — СТБ 914-99), Положении о порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2008 N 630 «О реализации Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 года «О дорожном движении».

Наиболее часто допускаемыми нарушениями являются выпуск автомобилей-такси на линии при отсутствии надлежащим образом оформленных путевых листов, без прохождения технического и медицинского предрейсового осмотров, ненадлежащее использование таксометров, неоформление транспортных средств в соответствии с действующими требованиями (желтые регистрационные знаки серии ТАХ, магнитные желтые полосы, плафоны такси и т.п.). Все перечисленные нарушения влекут применение к организации, оказывающей услуги такси, административных санкций, предусмотренных частью 1 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Приведем пример.

Согласно протоколу об административном правонарушении установлено, что при проверке автомобиля-такси «Мерседес», принадлежащего ЧТУП «Т», выявлено, что водитель Ш., состоящий с данным предприятием в трудовых отношениях (трудовой контракт от 15.02.2013), осуществлял перевозку пассажиров без пройденного предрейсового медосмотра, без оформленного надлежащим образом путевого листа (не заполнены графы 5, 6, 10, 20, 37 — отметка о прохождении водителем медицинского осмотра, отметки о техническом состоянии автомобиля, данные о показаниях спидометра и времени выезда автомобиля). Нарушены абзацы 2 и 5 пункта 124 Положения N 450 <1>. Размер дохода составил 30000 руб.

<1> Архив хозяйственного суда Гродненской области. — Постановление от 07.03.2013 по делу N 12-12Ап/2013.

Размер дохода подтвержден письменными объяснениями Ш., а также его устными пояснениями и пояснениями директора ЧТУП «Т» — Я., данными в ходе судебного заседания.

Вина юридического лица его руководителем признается.

В соответствии с абзацами 2 и 5 пункта 124 Положения N 450, грубым нарушением законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий являются:

  • выполнение перевозок пассажиров водителями механических транспортных средств, не прошедшими предрейсовые и иные медицинские осмотры;
  • выпуск на линию транспортного средства с неисправностями, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства, либо без оформленного в установленном порядке путевого листа и (или) других транспортных документов, предусмотренных законодательством.

В соответствии с пунктами 1, 3 Инструкции N 25, путевой лист автомобиля-такси должен содержать следующие сведения: период действия путевого листа, наименование автомобильного перевозчика (штамп (печать) перевозчика), марку и регистрационный знак автомобиля, данные о водителе, отметки о прохождении водителем медицинского осмотра, отметки о техническом состоянии автомобиля, данные о показаниях спидометра и времени выезда (возвращения) автомобиля, данные о движении топливно-смазочных материалов, отметки водителя и уполномоченных лиц автомобильного перевозчика, удостоверяющие прием и сдачу автомобиля, иные отметки уполномоченных лиц автомобильного перевозчика, оформляющих путевой лист.

Изучив все полученные по делу доказательства в их совокупности, суд усматривает в действиях привлекаемого юридического лица состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 12.7 КоАП.

Виновные действия ЧТУП «Т» подтверждаются: протоколом об административном правонарушении, актом проверки, протоколами опроса, путевым листом, фотографиями, иными доказательствами, имеющимися в деле.

В соответствии с частью 1 статьи 12.7 КоАП предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до двухсот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью.

При определении вида и размера административной ответственности суд исходит из следующего:

  • факт совершения административного правонарушения и вина ЧТУП «Т» подтверждены собранными по делу доказательствами, которых достаточно;
  • директор ЧТУП «Т» вину признает, к административной ответственности ЧТУП «Т» за данное правонарушение привлекается впервые;
  • множественность допущенных ЧТУП «Т» нарушений требований лицензионного законодательства;
  • не установлены отягчающие административную ответственность обстоятельства.

Поэтому с учетом характера и установленных последствий совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств его совершения, сведений о лице, совершившем административное правонарушение, суд пришел к выводу о том, что соответствующим тяжести совершенного административного правонарушения будет административное наказание, предусмотренное частью 1 статьи 12.7 КоАП, в виде штрафа размере 30 базовых величин (3000000 руб.) с конфискацией полученного дохода в размере 30000 руб.

Допущенные субъектом нарушения относятся к категории грубых согласно пункту 124 Положения N 450. Изложенное обусловило направление организации-правонарушителю частного определения в соответствии со статьей 10.31 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП).

В соответствии со статьей 10.31 ПИКоАП при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, судья имеет право вынести частное определение, а орган, ведущий административный процесс, — направить предложения в соответствующие государственные органы и иные организации о принятии мер по устранению этих причин и условий. Должностные лица государственных органов и иных организаций обязаны в течение месяца со дня поступления частного определения или предложения сообщить о принятых мерах суду, органу, ведущему административный процесс, их вынесшим и направившим.

В частном определении суд указал, что помимо указанных в протоколе нарушений в акте внеплановой тематической проверки и других материалах дела содержатся указания на допущение предприятием иных нарушений, таких как работа с выключенным таксометром, на транспортном средстве, не оборудованном в соответствии с СТБ 1389-2003, СТБ 914-99 (отсутствовали специальные номера такси желтого цвета и магнитные ленты).

В соответствии с пунктом 82 Положения N 450, в случае выявления лицензирующим или другим контролирующим (надзорным) органом грубого нарушения лицензиатом (его работником, обособленным подразделением, в том числе филиалом) законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий или иных нарушений, являющихся основанием для прекращения действия лицензии в соответствии с законодательными актами, регулирующими соответствующий лицензируемый вид деятельности, лицензирующий орган, выдавший лицензию, принимает решение о прекращении ее действия в порядке, установленном Положением N 450.

Суд обратил внимание на необходимость установления строгого контроля на ЧТУП «Т» за соблюдением работниками требований законодательства о лицензировании, лицензионных требований к деятельности такси с целью исключения приведенных нарушений в своей последующей работе.

Судом было указано на недопустимость формального подхода к рассмотрению частного определения и изложенных в нем фактов.

О результатах рассмотрения частного определения правонарушитель обязан проинформировать хозяйственный суд в месячный срок.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *