Обязательное сопровождение товаров в Республике Беларусь

На сегодняшний день существует несколько видов сопровождения грузов: таможенное сопровождение как мера обеспечения соблюдения таможенного транзита, обязательное сопровождение грузов и добровольное сопровождение. Обязательное сопровождение применяется к определенным законодательством товарам.

Согласно части второй статьи 9 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о транзите товаров, перемещаемых между таможенными органами Республики Беларусь и таможенными органами Российской Федерации, от 29.06.2007, которое вступило в силу 14.04.2009, порядок перемещения товаров отдельных категорий определяется национальным законодательством. Критерии применения обязательного сопровождения отличны от критериев таможенного сопровождения. Рассмотрим случаи применения обязательного сопровождения на территории Республики Беларусь.

1. Так, согласно пункту 24 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 970, заказчик обязан организовать сопровождение грузов в случаях, если необходимы:

  • соблюдение особых условий автомобильной перевозки (взрывчатые, сжатые и самовозгорающиеся вещества, сжатые и сжиженные газы; легковоспламеняющиеся жидкости (кроме жидких топлив), отравляющие сильнодействующие ядовитые вещества, едкие вещества);
  • особая охрана (драгоценные камни и металлы, ювелирные и художественные изделия, антиквариат, картины, скульптуры и другие произведения искусства);
  • уход в процессе автомобильной перевозки (животные, птицы, живая рыба и пчелы);
  • обязательное сопровождение, которое применяется в отношении непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 27.03.2007 N 381 «Об утверждении перечня товаров с указанием кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции и непищевому этиловому спирту и подлежащих обязательному сопровождению».

2. В отношении табачного сырья и табачных изделий, перемещаемых транзитом через таможенную территорию Республики Беларусь, применяется обязательное сопровождение в установленном законодательством порядке подразделениями Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь (Департамент) (при перемещении автомобильным транспортом) и военизированной охраной Белорусской железной дороги (при перемещении железнодорожным транспортом), что установлено частью первой пункта 26-1 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 N 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий».

3. Обязательное сопровождение применяется согласно статье 23 Закона Республики Беларусь от 27.08.2008 N 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее — Закон N 429-З) в отношении алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта:

  • ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь с таможенной территории государств — участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999 (далее — Договор), перемещаемых по территории Республики Беларусь;
  • предназначенных для вывоза с таможенной территории Республики Беларусь на таможенную территорию государств — участников Договора, перемещаемых по территории Республики Беларусь;
  • перемещаемых транзитом через таможенную территорию Республики Беларусь с использованием международной процедуры МДП, которая осуществляется в соответствии с Таможенной конвенцией Организации Объединенных Наций «О международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.)» от 14.11.1975.

Подлежат обязательному сопровождению в установленном законодательством Республики Беларусь порядке подразделениями Департамента спирт этиловый ректификованный технический, спирт этиловый денатурированный, получаемый из пищевого или непищевого сырья, произведенные на территории Республики Беларусь, перемещаемые автомобильным транспортом по территории Республики Беларусь в количестве более 100 декалитров.

Обязательное сопровождение осуществляется на основании договора. Для заключения договора заказчику в соответствии с пунктом 6 Инструкции о порядке обязательного сопровождения подразделениями Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий, перемещаемых по территории Республики Беларусь автомобильным транспортом, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 14.11.2006 N 302/115, необходимо заполнить и направить в подразделение Департамента заявку на обязательное сопровождение продукции, в которой указываются:

  • марки, количество и регистрационные знаки транспортных средств с подлежащей обязательному сопровождению продукцией;
  • наименование подлежащей обязательному сопровождению продукции;
  • маршрут движения транспортных средств с подлежащей обязательному сопровождению продукцией;
  • время и дата прибытия сотрудников сопровождающего в пункт отправления;
  • фамилии, имена, отчества, данные документа, удостоверяющего личность представителей заказчика, передающих сотрудникам подразделения Департамента транспортные средства с подлежащей обязательному сопровождению продукцией в пункте отправления и принимающих данные транспортные средства в пункте назначения.

Заявка может направляться заказчиком как заблаговременно (до пересечения белорусско-российской границы транспортными средствами заказчика), так и непосредственно из установленных законодательством Республики Беларусь мест пересечения белорусско-российской границы транспортными средствами заказчика. При этом транспортные средства заказчика, пересекшие белорусско-российскую границу, должны оставаться в пункте отправления до прибытия сотрудников подразделения Департамента, назначенных для осуществления обязательного сопровождения продукции.

Обязательному сопровождению не подлежат ввезенные алкогольные напитки, промаркированные акцизными марками (часть вторая пункта 1 статьи 23 Закона N 429-З).

Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.1998 N 2001 «О взимании платы и таможенных сборов в иностранной валюте за обязательное и таможенное сопровождение товаров» взимание платы за обязательное сопровождение спирта этилового, коньячного спирта, табака, виноматериалов, алкогольных и табачных изделий, перемещаемых через территорию Республики Беларусь в таможенном режиме транзита железнодорожным и автомобильным транспортом, происходит в иностранной валюте.

4. Кроме того, согласно Инструкции о порядке сопровождения воинских грузов при их перевозке железнодорожным транспортом, утвержденной приказом Министерства обороны Республики Беларусь от 19.01.2005 N 5, сопровождаются:

  • опасные грузы — вещества, материалы, изделия, отходы производства и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств при наличии определенных факторов в процессе транспортирования, при проведении погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут нанести вред населению и окружающей природной среде;
  • специальные грузы — грузы особой важности, совершенно секретные и секретные изделия, вещества, материалы или их компоненты, имеющие оборонное назначение, представляющие в случае аварии повышенную опасность для населения и окружающей природной среды; ценности в значительных размерах;
  • взрывчатые материалы;
  • опасные грузы, подлежащие охране;
  • пусковые установки ракетных, зенитных ракетных и противотанковых комплексов, артиллерийское, зенитное артиллерийское, стрелковое вооружение, гранатометы, огнеметы;
  • военная техника с установленным на ней вооружением;
  • воинские грузы, имеющие гриф секретности;
  • лазерные и ионизирующие источники излучений.

5. Сопровождению подлежат грузы, перечень которых установлен в приложении 1 к Инструкции о порядке участия в дорожном движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25.08.2011 N 50 (далее — Инструкция N 50), если эти грузы не могут быть разделены на части без чрезмерных затрат или порчи этих грузов, и только при наличии специального разрешения с указанием маршрута движения, выданного уполномоченной организацией.

Сопровождение транспортного средства обязательно при наличии хотя бы одного из следующих условий:

  • автомобилем прикрытия: при ширине транспортного средства более 3,5 м и до 4 м включительно; при высоте транспортного средства более 5 м, а также при высоте транспортного средства с грузом или без груза, когда при проезде хотя бы под одним искусственным сооружением на маршруте движения не обеспечивается 40 см запаса в свету; при длине транспортного средства более 24 м и до 30 м включительно; при общей массе транспортного средства более 60 т и до 80 т включительно; при превышении допустимых осевых нагрузок транспортного средства более 50 процентов;
  • автомобилем сопровождения: при ширине транспортного средства более 4 м; при длине автопоезда более 30 м; при общей массе транспортного средства более 80 т; если транспортное средство при движении частично занимает полосу встречного движения; при движении транспортного средства в темное время суток, а также при необходимости проезда транспортного средства по улицам населенных пунктов в светлое время суток при интенсивном движении; если в процессе движения возникает необходимость проведения дополнительных мероприятий по регулированию дорожного движения для обеспечения беспрепятственного проезда транспортного средства.

На перевозку таких грузов до начала перевозки должно быть получено специальное разрешение, и оригинал должен находиться у водителя или лица, сопровождающего транспортное средство с грузом.

Организации, уполномоченные выдавать специальные разрешения, исчерпывающий перечень документов и (или) сведений, представляемых владельцем (пользователем) тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства для получения специального разрешения, срок выдачи и срок действия специального разрешения определены в пункте 5.21 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. N 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь». Другие вопросы, связанные с выдачей специального разрешения, регулируются Законом Республики Беларусь от 28.10.2008 N 433-З «Об основах административных процедур». Для получения разрешения подается заявление на бланке организации либо заверенное печатью организации, являющейся владельцем (пользователем) тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, к которому прилагаются: схема автопоезда с изображением на ней всех участвующих в перевозке транспортных средств, количество осей и колес на них, распределения нагрузок на оси; документы и при необходимости чертежи, подтверждающие, что груз не может быть разделен на части без чрезмерных затрат или порчи этого груза (не представляются при выдаче многоразовых специальных разрешений); техническое заключение об оценке возможности и условиях пропуска транспортного средства по автомобильным дорогам и искусственным сооружениям и (или) проект перевозки о порядке и условиях движения транспортного средства по автомобильным дорогам и искусственным сооружениям (при необходимости); заключения владельцев транспортных коммуникаций, средств связи и электросетей об условиях проезда транспортного средства на маршруте движения (при необходимости); проект по усилению автомобильных дорог и искусственных сооружений (при необходимости); документ, подтверждающий внесение платы за проезд транспортного средства по автомобильным дорогам.

В каждом конкретном случае в кратчайший срок со дня подачи заявления на получение специального разрешения в соответствии с пунктом 13 Инструкции N 50 необходимо произвести согласование маршрута движения транспортного средства с:

  • организацией городского электрического транспорта, электрической сети, электрической связи — при превышении допустимого габарита по высоте;
  • дистанцией пути железной дороги: при пересечении маршрута перевозки железнодорожных путей в одном уровне, если габариты транспортного средства с грузом или без груза превышают: по ширине — 4 м, по высоте над поверхностью проезжей части — 5 м (4 м — на электрифицированных участках), по длине транспортного средства с одним прицепом (полуприцепом) — 30 м, а также если общая масса транспортного средства превышает 60 т; при проезде под искусственными сооружениями (по искусственным сооружениям), владельцами которых является Белорусская железная дорога;
  • владельцами автомобильных дорог, если: транспортное средство имеет превышение допустимых осевых нагрузок более чем на 50 процентов; маршрут движения транспортного средства с общей массой свыше 60 т проходит по искусственным сооружениям, имеющим класс грузоподъемности максимальной гусеничной нагрузки 60 т; маршрут движения транспортного средства с общей массой свыше 80 т проходит по искусственным сооружениям, имеющим класс грузоподъемности максимальной колесной нагрузки 80 т; маршрут движения транспортного средства с общей массой свыше 112 т проходит по искусственным сооружениям, имеющим класс грузоподъемности максимальной колесной нагрузки 112 т; общая масса транспортного средства превышает величину, соответствующую классу грузоподъемности искусственного сооружения, расположенного на маршруте движения, если класс грузоподъемности искусственного сооружения снижен в процессе его эксплуатации; при длине транспортного средства более 30 м, ширине — более 5 м, высоте транспортного средства с грузом или без груза более 5 м (для республиканских автомобильных дорог) и более 4,5 м (для местных автомобильных дорог); в случае превышения транспортным средством допустимых осевых масс свыше 30 процентов (при выдаче многоразовых специальных разрешений);
  • организациями, являющимися владельцами улиц населенных пунктов, — при проезде по улицам населенных пунктов, входящим в маршрут движения транспортного средства.

Специальное разрешение выдается, как правило, на одну перевозку с указанием установленного законодательством об административных процедурах срока его действия. При перевозках однотипных грузов по установившемуся маршруту допускается выдача специального разрешения на определенное количество поездок. В данном случае владельцем (пользователем) транспортного средства при каждом выезде в специальном разрешении производится отметка (дата выезда, подпись руководителя и печать организации либо подпись и печать (при наличии) индивидуального предпринимателя). Без такой отметки специальное разрешение считается недействительным.

Многоразовое специальное разрешение выдается только в случае необходимости перевозки бестарным способом (навалом, насыпью) сыпучих грузов и бетонных смесей автомобилями-самосвалами, древесной щепы автомобилями-щеповозами, древесины (круглый лес) автомобилями-сортиментовозами и лесовозами. При перевозке автомобилями-самосвалами, автомобилями-щеповозами, автомобилями-сортиментовозами и лесовозами иных видов грузов выдача многоразовых специальных разрешений не осуществляется. Условием выдачи многоразового специального разрешения является непревышение общей массы транспортного средства свыше 60 т или установленной грузоподъемности искусственных сооружений на маршруте движения. Допускается оформление многоразового специального разрешения для транспортных средств определенной марки и модели без указания регистрационного знака автомобиля (прицепа, полуприцепа). При этом должны быть определены организация или индивидуальный предприниматель, которым выдается многоразовое специальное разрешение.

Тяжеловесные и крупногабаритные средства не должны осуществлять движение во время гололеда, при видимости дороги в направлении движения менее 100 м, а также в темное время суток при превышении допустимых габаритов, если иное не указано в специальном разрешении. При неблагоприятных погодных (метеорологических) условиях в период временных ограничений нагрузок на оси транспортных средств, вводимых в соответствии с законодательством, действие многоразовых специальных разрешений не распространяется на автомобильные дороги (их участки), входящие в маршрут движения, но имеющие ограничения нагрузок на оси транспортных средств в этот период.

Согласно Положению о порядке взимания платы за проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 26.11.2010 N 613 «О проезде тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования» плата взимается республиканским унитарным предприятием «Белорусский дорожный инженерно-технический центр» — при получении до начала перевозки специального разрешения; Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь — в случае выявления превышения допустимых весогабаритных параметров в автодорожных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и на постах весогабаритного контроля на автомобильных дорогах общего пользования.

Плата взимается с нерезидентов Республики Беларусь в евро либо в долларах США или в российских рублях в сумме, эквивалентной сумме платы, исчисленной в белорусских рублях исходя из установленных ставок платы в евро по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на дату платежа при получении специального разрешения или на дату проезда; с резидентов Республики Беларусь в белорусских рублях исходя из установленных ставок платы в евро по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на дату платежа при получении специального разрешения или на дату проезда.

Обязательное сопровождение негабаритных грузов призвано регулировать процесс дорожного движения.

Таким образом, при перевозках существует много ситуаций, когда требуется сопровождение груза. Обязательное сопровождение применяется в конкретных случаях и гарантирует высокую степень сохранности транспортируемых грузов и соблюдение законодательства.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (оцени первым)
О наличии или отсутствии существенного изменения обстоятельств в рамках договора лизинга в связи с сокращением объема перевозок в условиях экономического кризиса... В последнее время в правоприменительной практике стали достаточно часто возникать вопросы о возможности расторжения договоров в связи с существенным изменением обстоятельств. В связи с этим возникли проблемы понимания данного явления белорусским правом и реализации возможностей, предоставляемых конс...
Разрешает ли Таможенный кодекс Таможенного Союза использование грузовых транспортных средств, ввезенных на территорию Республики Беларусь для внесения их в качестве вклада в Уставный фонд с использова... Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (далее - ГТК) разъясняет, что в соответствии со статьей 200 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате...
Cроки процедуры таможенного транзита, устанавливаемых таможенными органами в Республике Беларусь При выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита таможенный орган отправления для перевозчика устанавливает срок таможенного транзита. В книжке МДП такие сведения указываются должностным лицом таможенного органа в графе 20 "Продолжительность транзитной перевозки", в...
✪Устройство автомобиля Авто⚡сайт №❶
Google+ ()