Ограниченная ответственность перевозчика в практике международных перевозок

Ограниченная ответственность перевозчика в практике международных перевозок

На практике далеко не каждый уделяет достаточно внимания изучению реального размера ответственности перевозчика, и это увеличивает риски компании-импортера. За что несет ответственность перевозчик и зависит ли размер его ответственности от вида транспорта, которым перевозится груз? Что такое предел ответственности перевозчика? В каком случае возмещение по закону может быть гораздо меньше реальных потерь импортера? Это те вопросы, ответ на которые должен знать каждый специалист по внешнеэкономической деятельности.

Повреждение (порча), утрата перевозимого груза

Все чаще приходится сталкиваться с мнением грузовладельцев, что транспортная компания в случае утраты или повреждения груза должна полностью возместить им все понесенные убытки. Между тем перевозка грузов осуществляется на основе договора, национального транспортного законодательства и международных транспортных конвенций. Ответственность, принимаемая на себя транспортными компаниями, четко определена и ограничена международными конвенциями. Обоснование очевидно: перевозчик, получая лишь фрахт, привязанный к тонно-километрам (количеству TEUs или паллето-местам), не может в полном размере отвечать за имущественные риски грузовладельца, так как характер перевозимых грузов и размер их стоимости могут в разы отличаться.

При выполнении международных перевозок грузов перевозчик несет ответственность за повреждение (порчу), утрату перевозимого груза и несоблюдение срока доставки груза. Размер возмещения при повреждении (порче), утрате перевозимого груза равен:

  • при утрате всего груза или его части — документально подтвержденной стоимости утраченного груза или недостающей его части;
  • при повреждении (порче) груза — сумме, на которую понизилась документально подтвержденная стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза — сумме в размере стоимости груза.

В подавляющем большинстве случаев размер ущерба определяется исходя из стоимости груза по инвойсу продавца, который сопровождает груз в процессе перевозки (т.е. без учета торговых надбавок и предполагаемой прибыли покупателя товара). А указанное понижение стоимости, как правило, соответствует стоимости ремонта поврежденного груза. В дополнение к сумме компенсации, рассчитанной исходя из стоимости груза, перевозчик должен возместить грузовладельцу плату за перевозку (фрахт), таможенные сборы и пошлины, а также прочие расходы, связанные непосредственно с перевозкой груза, полностью в случае потери (полного повреждения) всего груза или в пропорции, соответствующей размеру ущерба, при частичной его утрате (повреждении). Упущенная выгода (неполученные доходы, простои предприятия и др.) возмещению не подлежит.

Ответственность перевозчика ограничена международными конвенциями

Необходимо помнить, что перевозчик несет ограниченную ответственность, т.е. размер его ответственности лимитируется соответствующими международными конвенциями. Например, в международных автомобильных перевозках согласно п. 1 ст. 17 Конвенции Организации Объединенных Наций «О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)» (заключена в г. Женеве 19.05.1956) (далее — КДПГ) перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за просрочку доставки. При этом перевозчик несет ответственность за груз в размере его стоимости, однако сумма возмещения не может превышать 8,33 SDR (Special Drawing Rights) <1> за килограмм (кг) недостающего веса брутто (п. 3 ст. 23 КДПГ), что составляет примерно 11,35 дол. США.

<1> SDR — специальные права заимствования, платежное средство Международного валютного фонда. Курс SDR публикуется ежедневно центральными банками многих стран. Курс SDR, установленный Национальным банком Республики Беларусь по состоянию на 03.02.2017, — 2,6366 (1 SDR = 1,36 дол. США).

Например, ООО «А» осуществляло перевозку груза (ноутбуки) по маршруту Варшава (Польша) — Минск (Беларусь). На месте разгрузки грузополучателем ООО «Н» была выявлена недостача 9 ноутбуков общей стоимостью 8300 евро и весом брутто 21 кг. По курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь, на 04.02.2017 (на дату заявления претензии) 1 SDR составил 2,6366 бел.руб. ООО «Н» в своей претензии заявило к возмещению причиненный ущерб в размере 17326,25 бел.руб. (8300 евро x 2,0875 бел.руб.). ООО «А» удовлетворило заявленные требования частично, исходя из лимита, установленного п. 3 ст. 23 КДПГ, в сумме 461,22 бел.руб. (21 кг x 8,33 x 2,6366 бел.руб.). Страхование груза не осуществлялось.

Необходимо учитывать легальное ограничение ответственности перевозчика, установленное п. 3 ст. 23 КДПГ, и риски, которые могут подстерегать грузовладельца (собственника груза) при перевозке дорогих и / или легких грузов. Для определения суммы максимального возмещения, которое обязан будет выплатить автомобильный перевозчик, всякий раз необходимо совершать простое арифметическое действие: вес брутто груза умножать на ~=11,35 дол. США. Полученное произведение будет соответствовать максимальной сумме возмещения, которое выплатит перевозчик в случае наихудшего варианта развития событий — при полной утрате груза.

Ответственность перевозчика ограничена и в международных воздушных перевозках. Так, согласно Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (заключена в г. Варшаве от 12.10.1929) (далее — Варшавская конвенция) и Монреальскому протоколу 1975 г. авиаперевозчики всегда ограничивают ответственность за сохранность груза (предел ответственности — 19 SDR (25,9 дол. США/кг)). Ограничения ответственности перевозчика по видам транспорта приведены в таблице.

Таблица. Ограничения ответственности перевозчика по видам транспорта

Вид транспорта Международная конвенция Предел ответственности перевозчика
Автомобильный КДПГ 8,33 SDR за кг веса брутто
Железнодорожный Конвенция о международных перевозках по железной дороге 1980 г. (КОТИФ) 17 SDR за кг веса брутто
Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) (заключено 01.11.1951) Сумма, соответствующая понижению стоимости груза
Воздушный Варшавская конвенция и Монреальский протокол 1975 г. 19 SDR за кг веса брутто
Морской Конвенция Организации Объединенных Наций «О морской перевозке грузов» (заключена в г. Гамбурге 31.03.1978) 835 SDR за место или 2 SDR за кг веса брутто <2>

<2> Осуществляется расчет обеих сумм, большая из двух сумм определяет предел ответственности перевозчика.

Для того чтобы правильно определить, какая из транспортных конвенций применяется к перевозке груза, необходимо посмотреть товарно-транспортный документ, по которому осуществляется перевозка груза (на CMR-накладной и железнодорожной накладной необходимо смотреть лицевую сторону документа, на коносаменте и авианакладной — оборотную).

Случаи освобождения от ответственности

Перевозчик освобождается от ответственности, если потеря груза, его повреждение произошли по вине правомочного по договору лица вследствие приказа последнего, не вызванного какой-либо виной перевозчика, каким-либо дефектом самого груза или обстоятельствами, избегнуть которые перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить (п. 2 ст. 17 КДПГ). В силу п. 1 ст. 18 КДПГ на перевозчике лежит бремя доказательства того, что потеря груза, его повреждение или опоздание были вызваны обстоятельствами, указанными в п. 2 ст. 17 КДПГ. Перевозчик не освобождается от ответственности по причине дефектов транспортного средства, которым он пользуется для осуществления перевозки, или вины лица, у которого был взят в аренду автомобиль.

Лимиты ответственности перевозчика не подлежат применению

Из указанных ограничений ответственности перевозчика есть исключения (во всех транспортных конвенциях): лимиты ответственности перевозчика не подлежат применению в случае, если груз перевозился с объявленной стоимостью или если ущерб был вызван злоумышленным поступком (грубая небрежность) перевозчика или произошел по вине, которая согласно закону, применяемому разбирающим дело судом, приравнивается к злоумышленному поступку.

Например, ООО «А» осуществляло перевозку груза (компьютерные комплектующие) по маршруту Гренобль (Франция) — Минск (Беларусь). На месте разгрузки грузополучателем ООО «Т» была выявлена недостача 25 коробок груза общей стоимостью 17,6 тысяч евро и весом брутто 36 кг. По курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь, на дату заявления претензии 1 SDR составил 2,6366 бел.руб. ООО «Т» в своей претензии заявило к возмещению причиненный ущерб в размере 36740 бел.руб. (17,6 тысяч евро x 2,0875 бел.руб.). ООО «А» удовлетворило заявленные требования частично, исходя из лимита, установленного п. 3 ст. 23 КДПГ, в сумме 790,66 бел.руб. (36 кг x 8,33 x 2,6366 бел.руб.). ООО «Т» не согласилось с позицией ООО «А» и обратилось в суд.

В судебном слушании суду были представлены доказательства (показания очевидцев, материалы органов предварительного следствия и т.п.), подтверждающие тот факт, что недостача груза стала следствием его хищения из транспортного средства, которое произошло в тот момент, когда водитель находился в супермаркете, оставив транспортное средство с грузом на неохраняемой стоянке более чем на 2 часа. Суд расценил действия перевозчика как грубую небрежность и постановил взыскать с последнего причиненный ущерб в полном объеме.

Минимизация рисков при международной автомобильной перевозке

При международной автомобильной перевозке существует возможность увеличить предел ответственности транспортного агента за груз по согласованию с ним. Для этого необходимо вписать в графу 13 «Объявленная стоимость груза» CMR-накладной стоимость груза. Данное условие выполняется при условии выплаты перевозчику установленной по обоюдному соглашению надбавки к стоимости перевозки. При этом важно при заполнении заказа на перевозку груза в графе, где указывается стоимость перевозки, выделить данную надбавку отдельной суммой с указанием на то, что данная сумма уплачена с целью повышения пределов ответственности перевозчика за груз. В таком случае осуществляется перевозка с объявленной стоимостью согласно ст. 26 КДПГ. Однако наилучший способ минимизировать возможные риски и избежать возможных конфликтов — позаботиться о страховании перевозимого груза (страхование карго).

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *