Особенности и перспективы системы МДП

Особенности и перспективы системы МДП

Из почти 380 тыс. доставок грузов, выполненных белорусскими международными автоперевозчиками в прошлом году, каждая пятая осуществлена по процедуре МДП. При этом было задействовано в среднем 9119 транспортных средств — порядка 58% от общего количества автопарка. В настоящее время перевозки с использованием системы МДП выполняют более 980 национальных транспортных компаний.

Справочно. Применение книжки МДП регламентировано Таможенной конвенцией Организации Объединенных Наций «О международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.)» (заключена в г. Женеве 14.11.1975) (далее — Конвенция МДП). Она применяется к оформлению в государстве отправления и служит документом контроля в государствах отправления, транзита и назначения. Книжка МДП помимо того, что является документом, обеспечивающим уплату таможенных платежей, еще и выступает в качестве транзитной декларации в отношении товаров, следуемых по процедуре таможенного транзита. Иными словами, является единым транзитным документом, посредством которого выполняются международные транзитные операции и осуществляется контроль таможенных органов за доставкой грузов в каждом государстве, на территории которого осуществляются операции МДП.

Принцип действия международной системы гарантий следующий. Каждое национальное гарантийное объединение (в Республике Беларусь — Ассоциация «БАМАП») гарантирует уплату всех таможенных пошлин и налогов, которые подлежат уплате, при обнаружении какого-либо нарушения операции МДП на территории этой страны, но не более установленной в настоящее время гарантийной суммы (для Республики Беларусь — 60000 евро). Таким образом, национальное гарантийное объединение гарантирует уплату таких таможенных пошлин и налогов как национальными, так и иностранными перевозчиками, осуществляющими перевозки с применением книжек МДП, выданных им самим или подобным объединением другого государства.

Целью системы МДП как и любой гарантийной системы является облегчение в максимально возможной степени международной перевозки грузов под таможенными печатями и пломбами, обеспечение необходимой надежности таможенного контроля и соответствующей гарантии.

Система МДП действует в равных условиях с национальными гарантийными системами. Среди них можно назвать поручительство, таможенное сопровождение, использование услуг таможенного перевозчика. В какой-то степени, принимая в расчет положения действующего законодательства, система МДП и национальные гарантийные системы могут даже взаимно дополнять друг друга. Какую из систем в каком случае использовать, выбирать перевозчику. Но выбор этот не должен быть спонтанным.

Это только на первый взгляд может показаться, что разговор о глобальности системы МДП имеет скорее отвлеченное, нежели практическое значение для конкретного белорусского перевозчика. Казалось бы, какое дело, что среди семи десятков стран, ратифицировавших Конвенцию МДП, есть государства американского или африканского континентов. Тем не менее объединение такого количества стран в многостороннем договоре, регулирующем транспорт и транзит, говорит о том, что таможенным и налоговым администрациям, гарантийным ассоциациям, да и самим перевозчикам удалось достичь эффективного взаимодействия и доверия, установить единые, равно понимаемые всеми сторонами принципы и правила работы. МДП — бренд глобальный в противовес иным транзитным процедурам (например, системе «Т»), имеющим выраженный региональный характер. Ведь максимальный эффект как раз и наступает в случае, когда автосцепке с грузом необходимо пересечь границу — рубеж, за которым национальные процедуры прекращают свое действие. Таможенный контроль при этом сохраняется, время пребывания на границе в ожидании совершения таможенных процедур сокращается, а все необходимые оформления заключены в единый документ — книжку МДП.

Справочно. Конвенция МДП применяется на территории 57 стран, ее договаривающимися сторонами являются 68 государств. О привлекательности системы говорит и тот факт, что в ближайшей перспективе присоединиться к ней планируют 25 стран. О перспективах Конвенции МДП может говорить присоединение Китая. Демократичность, надежность, безопасность, стабильность — вот те главные слагаемые, которые способствуют расширению географии применения системы МДП.

В настоящее время система МДП подобралась к решающему броску и готовится стать немаловажным стимулом реализации инициативы Китая «Один пояс — один путь», направленной на увеличение объемов торговли, развитие и расширение сотрудничества на маршрутах древнего Шелкового пути. Соседние страны, в том числе Афганистан, Казахстан, Кыргызстан, Монголия, Россия, Таджикистан, состоящие в Конвенции МДП, обоснованно ожидают роста торговли и перевозок с началом функционирования с 2017 года МДП в Китае.

Глобальный характер МДП проявляется и в том, что охватывается не только автомобильный, но и морской, железнодорожный транспорт. Таким образом, особенности географического расположения стран, расстояния между грузоотправителями и грузополучателями, а также промежуточными логистическими звеньями не имеют определяющего значения для возможности выбора системы МДП как транзитного механизма. Наоборот, теперь уже она сама является тем фактором, который сближает точки загрузки и доставки, ускоряет движение товаров.

Безопасность перевозок грузов

Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ/IRU) в настоящее время в режиме онлайн решает комплекс задач развития системы МДП.

Одна из главных — вопросы обеспечения безопасности грузов и допуска международных автомобильных перевозчиков к процедуре МДП. Главным аргументом здесь служит тот факт, что ежегодно для транзита товаров выдается порядка полутора миллиона книжек МДП. Обеспечить безусловное и чистое закрытие каждой — нетривиальная задача.

МДП позиционируется как система, обеспечивающая безопасность торговли и международных перевозок грузов, в чем заинтересованы все задействованные в процессе доставки стороны. Грузовладельцу важно, чтобы товар достиг пункта назначения в целостности и в оговоренный срок. Таможенная администрация следит за уплатой в бюджет причитающихся при этом платежей. Перевозчик, принимая во внимание его обязательства по доставке грузов, рискует не только собственным имиджем, но и финансами своей компании. В данном аспекте важно присутствие законодательного регулирования в части допуска перевозчиков к работе с процедурой МДП.

Еще один спектр забот МСАТ — применение информационных технологий, последовательная компьютеризация процессов, обеспечивающих безбумажную технологию работы системы МДП. Уже реализованы, а также предусматриваются в обозримом будущем интереснейшие проекты вывода Конвенции МДП в виртуальное пространство. Назовем как минимум две программы, каждая из которых по-своему обеспечивает безопасность доставки грузов при использовании транзитной системы МДП. CUTE-Wise предоставляет таможенным органам и объединениям — членам МСАТ информацию о держателях и перевозках МДП (идентификационный номер, дата выдачи и возврата, закрытие, аннулирование) для дополнительной безопасности. SafeTIR в реальном времени обеспечивает информацией о статусе и закрытии процедуры МДП.

Поскольку в настоящее время речь идет о возможностях расширения торговли и повышения при этом экономической эффективности участвующих в ней субъектов, было бы странным обойти вниманием конкурентоспособность системы МДП, например, по ценообразованию. Это еще одна важная группа решаемых МСАТ задач.

Существующие проблемы

В последнее время наблюдается количественное снижение перевозок с использованием книжек МДП. Один, но крайне важный фактор, имеющий ключевое значение здесь — ограничение российской таможенной службой действия Конвенции МДП на территории страны, поскольку из системы выпадает важное составляющее звено, нарушается базовый принцип — многосторонность и фактическая возможность провозить грузы по единому упрощенному порядку из точки «А» в точку «Б». В мае прошлого года было принято решение Евразийского межправительственного совета, в соответствии с которым правительствам государств — членов Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) поручалось обеспечить непрерывное действие Конвенции МДП на всей территории интеграционного объединения. Спустя полгода приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации были установлены 45 российских пунктов пропуска, которые уполномочены принимать книжки МДП. Вместе с тем в перечень не вошел ряд автодорожных переходов, которые чрезвычайно востребованы перевозчиками, например Брусничное (на границе с Финляндией), Бурачки (на границе с Латвией), Нехотеевка и Троебортное (на рубежах с Украиной).

Негативным фактором в развитии системы МДП является и позиция относительно осуществления внутренних перевозок с применением книжек МДП между странами — участницами ЕАЭС. Россия решила, что перевозка грузов с применением книжки МДП допускается только в случаях, когда она начинается и (или) заканчивается за пределами таможенной территории ЕАЭС. Похожий шаг сделал и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Еще в 2011 году таможенным службам было направлено указание об исключении помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с применением книжки МДП при доставках в пределах Таможенного союза, если такая перевозка начинается на территории Республики Беларусь и при ее осуществлении не предусматривается перемещение по территории государства, не являющегося членом Таможенного союза.

Еще одной проблемой является невозможность перевозки в «наших широтах» сборных грузов по книжке МДП. Происходит это по разным причинам. Тут и способствующее усилению данных тенденций развитие логистической инфраструктуры в Беларуси, и вполне очевидное сжатие товарных рынков, становящееся причиной сокращения объема грузов и борьбы за «дозволы» на проезд по территории иностранных государств.

Вопрос по сборным грузам изучали специалисты МСАТ. Они пришли к выводу, что техническая возможность в соответствующих информационных ресурсах (прежде всего, имеется в виду TIR-EPD) активировать настройки и подавать предварительную информацию на внутренние таможни в Беларуси в случае нескольких мест разгрузки имеется. Более того, аналогичный пилотный проект был недавно проведен в Казахстане, где приложение TIR-EPD, представленное во внутреннюю таможню, было успешно принято и обработано казахстанскими таможенными органами. Так, может быть, подобный пилотный проект было бы целесообразно организовать и провести в Беларуси, чтобы на практике изучить и представить новые возможности.

Ассоциация «БАМАП» выступила с подобной инициативой в адрес Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, предложив в целях оптимизации и ускорения совершения таможенных операций организовать совместный (в том числе с МСАТ) эксперимент по передаче электронной предварительной информации (ЭПИ) перевозчиками посредством TIR-EPD в два и более внутренних пункта таможенного оформления (ВПТО) при перевозке сборных грузов по процедуре МДП. В частности, предлагается осуществить последовательное представление отдельных ЭПИ, сформированных посредством TIR-EPD, в каждый ВПТО с той частью груза, которая будет находиться в автотранспортном средстве по прибытии в ВПТО. Пока о каких-либо возможностях проведения эксперимента и самой практической реализации предложений нет.

Перспективы МДП

Все более ощутимая доминанта электронных и информационных технологий в системе МДП позволяет говорить не просто о ремонте отдельных ее участков и важных направлений работы с таможенными администрациями и транспортными операторами, но и о реинкарнации, перевоплощении и явлении ее в новом качестве. Качество это предполагает, что максимальное число решений будет (собственно и в настоящее время уже есть такая возможность) приниматься не в реальном, а в виртуальном пространстве. Но что касается преимуществ от использования новых технологий, то они как раз самые настоящие.

Начнем с проекта, предполагающего применение электронной формы книжки МДП, который МСАТ совместно с Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций активно продвигает. В этом смысле значительным событием стала реализация Турцией и Ираном первого этапа пилотного проекта по выполнению международных автоперевозок с использованием электронной процедуры МДП (система eTIR). При пересечении границ были пройдены все пограничные и таможенные формальности, при этом обмен данными между перевозчиками, таможенными органами, гарантийными ассоциациями стран-участниц и органами Организации Объединенных Наций был осуществлен в электронном формате. Сейчас ведется подготовка следующего этапа, который задействует большее количество таможен и транспортных компаний.

Справочно. Первый этап пилотного проекта eTIR начался 15.11.2015 и закончился 15.08.2016. Второй этап начался 17.08.2016 и продлится 6 месяцев.

Основной положительный результат первого этапа пилотного проекта eTIR заключается в том, что процедура МДП может быть легко компьютеризирована с использованием существующих инструментов. Кроме того, проект показал следующие преимущества:

  • все данные по МДП передавались электронно;
  • низкая стоимость внедрения и поддержки системы для таможенных органов;
  • таможенные органы получают всю информацию по МДП от предыдущих таможенных органов на пути следования транспорта, включая декларацию, принятую предыдущими таможнями, и номера пломб. ETIR дает доступ к этой информации в любой момент, что снижает риск мошенничества;
  • от перевозчика не требуется приходить в офис ассоциации для получения и возврата книжки МДП, что экономит его время;
  • перевозчику не нужно заполнять бумажную книжку МДП, что экономит время и снижает вероятность ошибок;
  • книжку МДП можно распечатать в любой момент в случае ее потери или повреждения;
  • ассоциациям не нужно складывать, контролировать или пересылать бумажные книжки МДП, что также экономит время;
  • eTIR позволяет лучше мониторить операции МДП, что способствует снижению риска для гарантийной цепи.

В МСАТ отмечают, что с технической стороны для внедрения электронной книжки МДП все готово, но для применения на практике потребуется внесение изменений в саму Конвенцию МДП.

Применение книжки МДП (электронной или бумажной) самым непосредственным образом связано с использованием TIR-EPD. Это прикладная программа МДП, позволяющая автомобильным перевозчикам оперативно и заблаговременно отправлять обязательные сведения о грузе. Система работает в 31 стране на 17 языках. Благодаря ей держатели книжек МДП могут бесплатно, не прибегая к услугам третьих лиц (посредников, таможенных брокеров), выполнить требование об обязательном представлении таможенным органам электронной предварительной информации (ЭПИ) о перемещаемых товарах.

TIR-EPD полностью соответствует установленным в мире стандартам безопасности и обеспечивает эффективный контроль международных грузоперевозок. Используя наработанный опыт, МСАТ пошел дальше и сегодня предлагает к внедрению так называемые зеленые полосы TIR-EPD — технологию, направленную на дальнейшее сокращение времени контрольных операций на границе и снижение транспортных расходов перевозчиков. Это выделенные полосы по обе стороны границы. Передача посредством электронного приложения TIR-EPD предварительной информации, содержащей все необходимые данные о грузе и транзите до прибытия грузовика на таможенную границу, позволяет таможенным органам оценивать риски и заранее определять, какое транспортное средство подлежит особому контролю.

Грузовикам, перевозящим товары под таможенными пломбами по процедуре МДП и допущенным таможенными органами к использованию зеленых полос TIR-EPD, будет необходимо всего лишь пройти через процедуру сканирования и проставления штампов в книжке МДП, что позволит существенно сократить время ожидания на границах и транспортные расходы.

Есть еще ряд вопросов, для решения которых позиция Государственного таможенного комитета Республики Беларуси имеет принципиальное значение. Так, с 01.07.2016 международные страховщики гарантийной системы МДП повысили максимальный уровень гарантии по одной книжке с 60 до 100 тыс. евро. В этой сфере успешно реализуются новые инструменты. Например, в Казахстане и Кыргызстане внедрена система повышенной гарантии МДП «TIR+», увеличивающая стандартный размер гарантии дополнительно на 100 тыс. евро. Предложение об увеличении суммы гарантии по каждой книжке МДП до 100 тыс. евро направлено в адрес Государственного таможенного комитета Республики Беларуси. Увеличение суммы гарантии позволит уменьшить среднее время, необходимое для совершения таможенных операций на таможенной границе ЕАЭС, обеспечить полноту поступления таможенных платежей. В связи с этим бизнес находится в ожидании решения Государственного таможенного комитета Республики Беларуси.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *