Отчетность для целей таможенного контроля

Время на прочтение: 8 минут(ы)

Постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26.04.2012 N 11 «О порядке ведения учета и представления отчетности для целей таможенного контроля» (далее — постановление N 11) установлены обновленные формы учета и отчетности, которые должны вести и представлять таможенным органам заинтересованные лица с 1 октября 2012 г., а также утверждена Инструкция о порядке представления отчетов для целей таможенного контроля (далее — Инструкция).

Справочно. До указанной даты рассматриваемые вопросы регулировались постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 31.01.2008 N 11 «О порядке ведения учета и представления отчетности для целей таможенного контроля», которое постановлением N 11 признано утратившим силу с 1 октября 2012 г.

Постановлением N 11 предусмотрены следующие формы учета и отчетности:

— для таможенного представителя — отчет о совершенных таможенных операциях.

Напомним, что таким лицом выступает юридическое лицо государства — члена Таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (подп. 34 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС)).

Форма данного отчета приведена в приложении 1 к постановлению N 11.

Предусмотрено, что указанный отчет представляется в таможню, в регионе деятельности которой расположен таможенный представитель, а при наличии у таможенного представителя обособленного (обособленных) подразделения (подразделений) такой отчет представляется ими в таможню, в регионе деятельности которой они расположены;

— для таможенного перевозчика:

  • учет товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
  • отчет о товарах, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Отметим, что таможенный перевозчик осуществляет перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Таможенного союза (ст. 18 ТмК ТС).

Рассматриваемый учет ведется, а отчетность представляется по форме журнала учета товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, согласно приложению 2 к постановлению N 11.

Предусмотрено, что указанный отчет представляется в таможню, в регионе деятельности которой расположен таможенный перевозчик, а при наличии у таможенного перевозчика обособленного (обособленных) подразделения (подразделений) такой отчет представляется ими в таможню, в регионе деятельности которой они расположены;

— для владельца склада временного хранения:

  • учет хранящихся товаров;
  • отчет о хранящихся товарах.

Владелец склада временного хранения осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, а точнее, хранение таких товаров на складе временного хранения (ст. 23 ТмК ТС).

Предусмотрено, что указанный учет ведется, а отчетность представляется по форме журнала учета товаров, размещаемых в зоне таможенного контроля, согласно приложению 4 к постановлению N 11;

— для владельца таможенного склада:

  • учет товаров, хранящихся на таможенном складе;
  • отчет о товарах, хранящихся на таможенном складе.

Владелец таможенного склада осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, а точнее, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада (ст. 28 ТмК ТС).

Указанный учет ведется, а отчетность представляется по форме журнала учета товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада и (или) размещенных на таможенном складе, согласно приложению 5 к постановлению N 11;

— для владельца свободного склада:

  • учет товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и произведенных с ними операций, а также товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада;
  • следующие отчеты:
  • отчет о товарах, помещенных под таможенную процедуру;
  • отчет «Выписка из технологического процесса»;
  • отчет об остатках товаров, помещенных под таможенную процедуру;
  • отчет о товарах, снятых с таможенного контроля.

Владелец свободного склада — юридическое лицо, которое вправе выступать декларантом таможенной процедуры свободного склада — процедуры, при которой товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза (Соглашение о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010)).

Предусмотрено, что указанный учет ведется в журнале учета товаров, помещенных под таможенную процедуру, по форме согласно приложению 6 к постановлению N 11, а указанная отчетность представляется по форме согласно приложениям 7 — 10 к постановлению N 11 соответственно. Такие отчеты представляются в таможню, в регионе деятельности которой расположен свободный склад, в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, а также товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада;

— для владельца магазина беспошлинной торговли:

  • учет поступления товаров в магазин беспошлинной торговли и их реализации в этом магазине;
  • отчет о поступлении товаров в магазин беспошлинной торговли и их реализации в этом магазине.

Владелец магазина беспошлинной торговли осуществляет хранение и реализацию в розницу товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, физическим лицам, выезжающим с таможенной территории Таможенного союза, а также иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям, либо дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними (ст. 33 ТмК ТС).

Предусмотрено, что указанный учет ведется в журнале учета товаров в магазине беспошлинной торговли по форме согласно приложению 3 к постановлению N 11. В свою очередь, рассматриваемый отчет представляется по форме журнала согласно приложению 3 к постановлению N 11, а также по форме декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций». Такой отчет представляется в таможню, в регионе деятельности которой расположен магазин беспошлинной торговли;

— для декларанта таможенной процедуры свободной таможенной зоны:

  • учет товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
  • следующие отчеты:
  • отчет о товарах, помещенных под таможенную процедуру;
  • отчет «Выписка из технологического процесса»;
  • отчет об остатках товаров, помещенных под таможенную процедуру;
  • отчет о товарах, снятых с таможенного контроля.

Свободная таможенная зона — таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории свободной экономической зоны или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза (п. 1 ст. 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010)).

Предусмотрено, что такие отчеты представляются в таможню, в регионе деятельности которой расположена свободная таможенная зона, в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а также товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Указанный учет ведется в журнале учета товаров по форме согласно приложению 6 к постановлению N 11. Указанная отчетность представляется по форме согласно приложениям 7 — 10 к постановлению N 11 соответственно;

— для лиц, пользующихся и (или) владеющих иностранными товарами, а также товарами, помещенными под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием налоговых льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению такими товарами, — отчет об использовании иностранных товаров, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием налоговых льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению такими товарами.

Предусмотрено, что данный отчет представляется в таможню, производившую таможенные операции в отношении таких товаров;

— для лиц, пользующихся и (или) владеющих иностранными товарами, размещенными во временной зоне таможенного контроля, созданной для целей временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем и (или) являющихся уполномоченным экономическим оператором, — отчет о товарах, размещаемых во временной зоне таможенного контроля.

Предусмотрено, что такой отчет представляется в таможню, в регионе деятельности которой расположено указанное лицо. Форма указанного отчета приведена в приложении 4 к постановлению N 11.

Уполномоченный экономический оператор — это юридическое лицо, отвечающее условиям, указанным в статье 39 ТмК ТС, которое вправе пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными статьей 41 ТмК ТС (п. 1 ст. 38 ТмК ТС);

— для лиц, пользующихся и (или) владеющих иностранными товарами, являющихся декларантами таможенных процедур переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, переработки для внутреннего потребления:

  • отчет о товарах, помещенных под таможенную процедуру;
  • отчет «Выписка из технологического процесса»;
  • отчет об остатках товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки;
  • отчет о товарах, снятых с таможенного контроля.

Предусмотрено, что такие отчеты представляются в таможню, осуществившую выпуск товаров в таможенных процедурах переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, переработки для внутреннего потребления. Указанная отчетность представляется по форме согласно приложениям 7 — 10 к постановлению N 11 соответственно.

Справочно. Переработка на таможенной территории — таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории Таможенного союза (п. 1 ст. 239 ТмК ТС).

Переработка вне таможенной территории — таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся с таможенной территории Таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию Таможенного союза (п. 1 ст. 252 ТмК ТС).

Переработка для внутреннего потребления — таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки без уплаты ввозных таможенных пошлин, с применением запретов и ограничений, а также ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при условии последующего помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки (ст. 264 ТмК ТС).

Инструкция предусматривает следующие случаи представления отчетности для целей таможенного контроля, а также соответствующие сроки ее представления:

— представление отчетности по требованию таможни (п. 2 Инструкции).

Установлено, что в данном случае соответствующий отчет должен быть представлен в течение 7 рабочих дней, следующих за днем получения письменного запроса таможни об этом. При этом запрошенный отчет представляется либо на бумажном носителе в двух экземплярах и в электронном виде, либо в виде электронного документа.

Отметим, что в отношении отчета о товарах, поступивших в магазин беспошлинной торговли и реализованных в таком магазине, представляемого по форме экспортной декларации на товары, установлено, что такой отчет представляется не по требованию таможенного органа, а ежемесячно, причем не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным. Его представление предусмотрено на бумажном носителе в двух экземплярах и в электронном виде.

По требованию таможни предусмотрено представление, в частности, отчета об остатках товаров, помещенных под таможенную процедуру, по форме согласно приложению 9 к постановлению N 11. Однако установлено, что такой отчет представляется в электронном виде (п. 15 Инструкции);

— при таможенном декларировании отдельных товаров.

Предусмотрено представление соответствующей отчетности при декларировании товаров, в состав которых входят товары, ранее помещенные под процедуру свободной таможенной зоны, свободного склада, переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории либо переработки для внутреннего потребления. Отметим, что исключение составляют случаи помещения товаров под таможенные процедуры переработки для целей осуществления их ремонта.

Данное основание для представления отчетности предусмотрено п. 10 Инструкции, а сам отчет «Выписка из технологического процесса» по форме согласно приложению 8 к постановлению N 11 представляется в двух экземплярах в бумажном виде с представлением электронной копии либо в виде электронного документа.

Обратим внимание на то, что согласно пункту 16 Инструкции при снятии с таможенного контроля всех заявленных в декларации товаров декларант дополнительно к отчету «Выписка из технологического процесса» представляет отчет о товарах, снятых с таможенного контроля, по форме согласно приложению 10 к постановлению N 11. Такой отчет представляется на бумажном носителе в двух экземплярах и в электронном виде либо в виде электронного документа;

— при ликвидации склада временного хранения, временной зоны таможенного контроля, таможенного склада, свободного склада, магазина беспошлинной торговли.

Действующим законодательством установлены основания, по которым такие объекты, как склад временного хранения, временная зона таможенного контроля, таможенный склад, свободный склад, магазин беспошлинной торговли, ликвидируются. В подобных случаях пунктом 8 Инструкции предусмотрено представление соответствующей отчетности в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о прекращении функционирования указанных объектов. При этом установлено представление следующих форм отчетности:

  • склад временного хранения, временная зона таможенного контроля — отчет о товарах, размещаемых на территории зоны таможенного контроля, по форме журнала учета товаров, размещаемых в зоне таможенного контроля, согласно приложению 4 к постановлению N 11;
  • таможенный склад — отчет о товарах, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада и (или) размещенных на таможенном складе, по форме журнала учета товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада и (или) размещенных на таможенном складе, согласно приложению 5 к постановлению N 11;
  • свободный склад — отчет о товарах, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, а также товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, по форме согласно приложению 7 к постановлению N 11;
  • магазин беспошлинной торговли — отчет в форме экспортной декларации;

— прекращение функционирования свободной таможенной зоны.

Пунктом 9 Инструкции установлено, что декларант таможенной процедуры свободной таможенной зоны в данном случае должен представить в таможенный орган, в регионе деятельности которого расположена свободная таможенная зона, отчет о товарах, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а также о товарах, образовавшихся при совершении операций переработки таких товаров, по форме согласно приложению 7 к постановлению N 11. При этом такая отчетность должна быть представлена в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о прекращении функционирования свободной таможенной зоны.

Справочно. Согласно статье 14.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение предусмотренного таможенным законодательством порядка ведения учета товаров, а равно порядка представления отчетности таможенному органу влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 1 до 10 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 базовых величин, а на юридическое лицо — предупреждение или наложение штрафа в размере до 30 базовых величин.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *