Ответственность перевозчиков при декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита
На сегодняшний день возникает множество вопросов как у представителей субъектов хозяйствования, так и у юристов в связи с привлечением перевозчиков к административной ответственности за правонарушения, связанные с незаконным перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза. Рассмотрим некоторые аспекты данной проблемы, исходя из норм как таможенного законодательства Таможенного союза, так и международного законодательства в сфере перевозки грузов, багажа и пассажиров.
Что такое незаконное перемещение товаров через таможенную границу? В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС) незаконное перемещение товаров через таможенную границу — перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.
При ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза юридические лица — перевозчики декларируют товары путем подачи транзитной декларации. В качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, в том числе определенные международными договорами.
Транзитная декларация должна содержать сведения, указанные в статье 182 ТмК ТС, о (об):
- отправителе, получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;
- стране отправления, стране назначения товаров;
- декларанте;
- перевозчике;
- транспортном средстве международной перевозки, на котором перевозятся товары;
- наименовании, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами;
- коде товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза» (далее — ТН ВЭД ТС) на уровне не менее первых шести знаков;
- весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду ТН ВЭД ТС или Гармонизированной системы описания и кодирования товаров;
- количестве грузовых мест;
- пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;
- документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов;
- планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути.
Если принимаемые в качестве транзитной декларации документы не содержат всех сведений, недостающие сведения должны содержаться в прилагаемых к такой транзитной декларации либо следующих вместе с ней документах, представляемых таможенному органу.
На данном этапе у перевозчиков возникают вопросы полноты сведений, указанных в декларации, и их достоверности. В большинстве случаев декларанты используют сведения, указанные в товаросопроводительных документах, при этом доверяя отправителям. Вместе с тем имеются случаи, когда отправители вносят недостоверные сведения о товарах в эти документы. Это происходит по различным причинам — как по неосторожности, включая технические ошибки, так и умышленно с целью нарушения таможенного законодательства.
Если сопоставить нормы, касающиеся перевозки товаров различными видами транспорта, то можно увидеть, что требование таможенного законодательства в части заявления сведений в декларации соответствует нормам такого законодательства.
Так, нормами статьи 6 Конвенции Организации Объединенных Наций «О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)» (заключена в г. Женеве 19.05.1956) (далее — Конвенция) установлено, какие сведения должны быть указаны в накладной (CMR), это:
- a) место и дата ее составления;
- b) имя и адрес отправителя;
- c) имя и адрес транспортера;
- d) место и дата принятия груза к перевозке и предусмотренное место его сдачи;
- e) имя и адрес получателя;
- f) принятое обозначение характера груза и способ его упаковки и в случае перевозки опасных грузов их обычно признанное обозначение;
- g) число грузовых мест, их особая разметка и номера;
- h) вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза;
- i) связанные с перевозкой расходы (провозная плата, дополнительные расходы, таможенные пошлины и сборы, а также прочие издержки с момента заключения договора до сдачи груза);
- j) инструкции, требуемые для выполнения таможенных формальностей, и иные;
- k) указание, что перевозка производится независимо от всякой оговорки с соблюдением порядка, установленного Конвенцией.
Кроме этого, в случае надобности в накладной должны также содержаться следующие указания:
- a) запрещение перегрузки;
- b) расходы, которые отправитель принимает на свой счет;
- c) сумма наложенного на груз платежа, подлежащего возмещению при сдаче груза;
- d) декларированная стоимость груза и дополнительной ценности его для отправителя;
- e) инструкции отправителя транспортеру относительно страхования груза;
- f) договоренный срок выполнения перевозки;
- g) перечень документов, переданных транспортеру.
Перечень сведений, установленных Конвенцией, позволяет внести все необходимые сведения в транзитную декларацию.
В случаях незаявления в транзитной декларации сведений о перемещаемых товарах (как правило, это сведения о наименовании, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами) представители перевозчиков заявляют, что они не имели возможности проверить правильность сведений, заявленных в этих документах.
Вместе с тем статьей 11 Конвенции установлено, что отправитель обязан до передачи груза присоединить к накладной или представить в распоряжение транспортера необходимые документы и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей.
Проверка правильности и полноты этих документов не лежит на обязанности транспортера. Отправитель ответственен перед транспортером за всякий ущерб, который может быть причинен отсутствием, недостаточностью или неправильностью этих документов и сведений, за исключением случаев вины транспортера.
Из этой нормы следует, что перевозчик (транспортер) имеет реальное право требовать от отправителя полноты и достоверности сведений, указанных в накладной, либо не требовать этого, доверившись отправителю.
Но при этом с перевозчика не снимается обязанность соблюдения таможенных формальностей при заполнении транзитной декларации.
В последующем, если перевозчиком были внесены в транзитную декларацию сведения, совпадающие со сведениями, указанными в коммерческих, транспортных (перевозочных) документах, но отличными от фактических, он имеет право требовать от отправителя возмещения вреда, причиненного перевозчику в результате привлечения его к ответственности за незаконное перемещение товаров.
Схожие требования предъявляются и к воздушному транспорту.
В соответствии со статьей 29 Конвенции Международной организации гражданской авиации «О международной гражданской авиации» (заключена в г. Чикаго 07.12.1944) каждое воздушное судно, занятое в международной навигации, имеет на борту следующие документы:
- a) свидетельство о его регистрации;
- b) удостоверение о его годности к полетам;
- c) соответствующие свидетельства на каждого члена экипажа;
- d) бортовой журнал;
- e) если оно оборудовано радиоаппаратурой — разрешение на бортовую радиостанцию;
- f) если оно перевозит пассажиров — список их фамилий с указанием пунктов отправления и назначения;
- g) если оно перевозит груз — манифест и подробные декларации на груз.
Статьей 11 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) (заключено 01.11.1951) (далее — Соглашение) установлено, что отправитель обязан приложить к накладной сопроводительные документы, необходимые для выполнения таможенных и других правил на всем пути следования груза, а также в случае необходимости сертификат и спецификацию. Эти документы должны относиться только к тем грузам, которые значатся в данной накладной.
Все сопроводительные документы, прикладываемые отправителем к накладной, должны быть им поименованы в накладной в графе «Документы, приложенные отправителем» и прикреплены к накладной так прочно, чтобы они не могли разъединиться в пути следования.
Если отправитель не приложит к накладной документа, дающего право на вывоз груза за границу, то он обязан в накладной в графе «Особые заявления отправителя» указать название документа, его номер и дату выдачи, а также таможню, в которую он направил этот документ.
Если отправитель не приложил к накладной сертификата или спецификации, он должен сделать в накладной в графе «Документы, приложенные отправителем» отметку о том, что приложение таких документов не требуется.
Если отправитель не выполнит предписаний параграфа 1 статьи 11 Соглашения, то станция отправления должна отказать в приеме груза к перевозке.
Железная дорога не обязана проверять правильность и достаточность документов, приложенных отправителем к накладной.
Отправитель несет ответственность перед железной дорогой за последствия, возникшие в результате отсутствия, недостаточности или неправильности сопроводительных документов.
Статьей 12 Соглашения установлено, что отправитель несет ответственность за правильность сведений и заявлений, указанных им в накладной. Он несет ответственность за все последствия от неправильного, неточного или неполного указания этих сведений и заявлений, а также от того, что они внесены в несоответствующую графу накладной.
Железная дорога имеет право проверить правильность сведений и заявлений, указанных отправителем в накладной.
Если при приеме груза на станции отправления в накладной будут обнаружены неправильности, то отправитель обязан составить новую накладную.
Проверка содержания груза в пути следования может быть произведена только при условии, если она вызывается таможенными и другими правилами, а также целями обеспечения безопасности движения поездов и сохранности груза в пути следования.
Если в результате проверки груза, произведенной в пути следования или на станции назначения, выяснилось, что сведения, указанные в накладной отправителем, не соответствуют действительности, то станция, производившая проверку, должна об этом составить коммерческий акт и сделать отметку об акте в накладной в графе «Коммерческий акт».
Исходя из вышеизложенных норм железная дорога, которая не выполнила своих обязанностей по таможенному декларированию товаров, вправе требовать компенсации расходов, понесенных в результате привлечения к административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу.
Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что перевозчики независимо от вида транспорта обязаны при таможенном декларировании товаров указывать достоверные (точные) сведения о наименовании товаров, их количестве, стоимости, весе брутто товаров в транзитной декларации. Если были указаны недостоверные сведения, которые дают основания для неприменения запретов и ограничений на ввоз в Таможенный союз и (или) вывоз из Таможенного союза товаров по основаниям экономического характера либо для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения размера таможенных платежей, подлежащих уплате в случае выдачи без разрешения таможенного органа, утраты или недоставки в определенное таможенным органом место товаров, находящихся под таможенным контролем, а равно было использовано для этих целей поддельное средство идентификации или подлинное средство идентификации, относящееся к другим товарам и (или) транспортным средствам, то перевозчик либо иное уполномоченное лицо несет административную ответственность в соответствии с частью 5 или 6 статьи 14.1, а также статьей 14.3 либо 14.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в зависимости от объективной стороны совершенного деяния.