Ответственность перевозчиков за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза
После вступления Республики Беларусь в Таможенный союз усилилась роль нашей страны как страны транзита, что позволило субъектам хозяйствования расширить свои возможности во внешнеэкономической деятельности. Постоянно возрастает товаропоток при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, в том числе через Республику Беларусь. В связи с этим расширилась сфера услуг в области международных перевозок. Как следствие, увеличилось количество таможенных перевозчиков. Так, ранее в реестре таможенных перевозчиков было зарегистрировано около 50 субъектов хозяйствования, а в настоящее время — 67. Многие юридические лица активно используют принадлежащий им транспорт для перемещения собственных товаров. Кроме этого, физические лица стали активно закупать товары для личного пользования за границей и поручать перевозчикам доставку несопровождаемого багажа в свой адрес.
Вместе с тем не все перевозчики в полной мере владеют знаниями в области таможенного регулирования, что зачастую приводит к нарушениям, в результате которых перевозчики несут значительную ответственность.
Кто же считается перевозчиком, какие у него права и обязанности, какую ответственность несет перевозчик исходя из требований таможенного законодательства?
В соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС) перевозчик — лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории Таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств. Исходя из этой нормы перевозчиком может выступать юридическое или физическое лицо (а том числе индивидуальный предприниматель), которое перемещает товары и (или) пассажиров через таможенную границу любым видом транспорта. Физическое лицо может перемещать товары, предназначенные для личного потребления, а также товары пассажиров, следующих с ним в одном транспортном средстве.
В соответствии с нормами таможенного законодательства транспорт можно разделить на: автомобильный, водный, воздушный, железнодорожный, трубопроводный. Кроме этого, товары могут перемещаться в международных почтовых отправлениях, а также по линиям электропередачи.
Перевозчики могут приобретать статус таможенного перевозчика. В соответствии с нормами статьи 18 ТмК ТС таможенный перевозчик — юридическое лицо государства — члена Таможенного союза, отвечающее определенным условиям. Юридическое лицо признается таможенным перевозчиком после включения в реестр таможенных перевозчиков.
Порядок включения в реестр таможенных перевозчиков и исключения из этого реестра на сегодняшний день определяется Указом Президента Республики Беларусь от 18.07.2011 N 319 «О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах».
Приоритет таможенного перевозчика состоит в том, что при таможенном транзите таможенные органы не требуют предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если в качестве декларанта выступает таможенный перевозчик.
Вместе с тем на таможенного перевозчика как на участника внешнеэкономической деятельности, который оказывает услугу по перемещению товаров, находящихся под таможенным контролем, возлагаются дополнительные обязанности, такие как:
- соблюдать условия и выполнять требования, установленные ТмК ТС, при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
- вести учет товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, и представлять в таможенные органы отчетность о перевозке таких товаров, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза;
- исполнить обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов;
- не разглашать, не использовать для собственных целей и не передавать иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств — членов Таможенного союза, полученную от отправителя товаров, их получателя или экспедитора информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), либо другую конфиденциальную информацию;
- информировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр таможенных перевозчиков, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр таможенных перевозчиков, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня изменения таких сведений.
Далее хотелось бы осветить обязанности перевозчиков (в том числе и таможенных), связанные с перемещением товаров, помещением их под таможенные процедуры и т.д., а также ответственность, которая наступает вследствие нарушения указанных обязанностей.
В соответствии с нормой пункта 2 статьи 156 ТмК ТС после пересечения таможенной границы ввезенные товары должны быть доставлены перевозчиком в места прибытия и предъявлены таможенному органу. При этом не допускаются изменение состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.
Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами.
В качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, примененные таможенными органами иностранных государств, а также отправителями товаров или перевозчиками.
Средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, когда существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.
Об изменении, удалении, уничтожении или о замене средств идентификации таможенным органом составляется акт по установленной форме.
За недоставку в установленное место, выдачу (передачу) либо утрату находящихся под таможенным контролем товаров и (или) документов на них предусмотрена административная ответственность юридических и физических (в том числе индивидуальных предпринимателей) лиц в соответствии со статьей 14.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП). При этом под выдачей (передачей) понимается целенаправленный переход товаров из владения одного субъекта к другому без разрешения таможенного органа вне зависимости от последствий такой выдачи (передачи).
За изменение, удаление, уничтожение, повреждение или утрату примененных либо признанных таможенным органом Республики Беларусь средств идентификации предусмотрена административная ответственность физических лиц в соответствии со статьей 14.13 КоАП.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ТмК ТС если после пересечения таможенной границы доставка товаров в место прибытия прерывается, а также если водное или воздушное судно делает вынужденную остановку или посадку на таможенной территории Таможенного союза вследствие аварии, действия непреодолимой силы либо иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров, осуществлению остановки или посадки в установленных местах, перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности товаров, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и о месте нахождения товаров, а также перевезти товары или обеспечить их перевозку (если их транспортное средство международной перевозки повреждено) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом.
Непринятие мер в случае аварии, действия непреодолимой силы или наступления иных обстоятельств, препятствующих перевозке товаров от места фактического пересечения таможенной границы до пункта ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза, выразившееся в неисполнении обязанности по сообщению в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и о месте нахождения товаров или по их перевозке (обеспечению перевозки) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом, влечет административную ответственность юридических и физических (в том числе индивидуальных предпринимателей) лиц, предусмотренную статьей 14.11 КоАП.
Далее после доставления товаров, транспортных средств и документов на них в места прибытия в соответствии со статьей 158 ТмК ТС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем представления документов и сведений в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров. От имени перевозчика документы могут быть представлены таможенным агентом (представителем).
За неуведомление перевозчиком в установленный срок таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 14.9 КоАП.
После уведомления таможенного органа перевозчик помещает товары под таможенную процедуру таможенного транзита в целях доставки этих товаров в место назначения (в место убытия с таможенной территории, в место прибытия до внутреннего таможенного органа). В этих целях перевозчик декларирует товары путем подачи транзитной декларации. И в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 160 ТмК ТС перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 (трех) часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия.
За несвоевременное декларирование товара предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 14.8 КоАП.
Товары помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита после соблюдения определенных условий: декларирования товаров, товары не запрещены к ввозу, соблюдены ограничения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу, обеспечена идентификация товаров, приняты меры обеспечения соблюдения таможенного транзита.
На данном этапе перевозчик — юридическое и физическое (в том числе индивидуальный предприниматель) лицо несет ответственность за представление таможенному органу для получения разрешения на таможенный транзит, временное хранение или на убытие товаров с таможенной территории документов, содержащих недостоверные сведения о наименовании товаров, их количестве, стоимости, весе брутто товаров, если эти недостоверные сведения дают основания для неприменения запретов и ограничений на ввоз в Таможенный союз и (или) вывоз из Таможенного союза товаров по основаниям экономического характера либо для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения размера таможенных платежей, подлежащих уплате в случае выдачи без разрешения таможенного органа, утраты или недоставки в определенное таможенным органом место товаров, находящихся под таможенным контролем, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, предусмотренную частями 5 и 6 статьи 14.1 КоАП.
За ввоз товаров, запрещенных к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе, несоблюдение порядка ввоза в Таможенный союз товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу при ввозе по основаниям неэкономического характера, за исключением случаев, когда такие товары после прибытия на таможенную территорию не покидали пункта ввоза и в отношении их таможенным органом выдано разрешение на убытие с таможенной территории Таможенного союза, предусмотрена административная ответственность юридических и физических (в том числе индивидуальных предпринимателей) лиц в соответствии со статьей 14.3 КоАП.
В соответствии со статьей 108 ТмК ТС по требованию таможенного органа декларант и иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, обязаны произвести транспортировку, взвешивание или иное определение количества товаров, погрузку, разгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться такие товары.
Перевозчик обязан способствовать проведению грузовых и иных операций в отношении товаров, которые он перевозит, и транспортных средств, на которых перевозятся такие товары.
Если должностным лицом таможенного органа принято решение о проведении таможенного досмотра товаров в соответствии с нормами статьи 116 ТмК ТС, то по требованию должностных лиц таможенного органа декларант или иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители обязаны присутствовать при таможенном досмотре и оказывать должностным лицам таможенного органа необходимое содействие. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством.
За неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение должностным лицом, индивидуальным предпринимателем либо иным физическим лицом выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль и (или) надзор, предусмотрена административная ответственность физических лиц в соответствии со статьей 23.1 КоАП.
В ходе проведения таможенных операций должностным лицом таможенного органа отправления устанавливается срок и место доставки товаров и транспортных средств, а также документов на них в таможенный орган назначения, иногда маршрут перевозки товаров.
В соответствии со статьей 223 ТмК ТС при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан:
- доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен;
- обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись;
- не допускать разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замены транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов.
Недоставка товаров, находящихся под таможенным контролем, в установленное таможенным органом или определенное законодательством место доставки на таможенной территории, выдача (передача) товаров, находящихся под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа иным лицам либо их утрата, влекут административную ответственность юридических и физических (в том числе индивидуальных предпринимателей) лиц в соответствии с частью 1 статьи 14.2 КоАП.
Утрата подлежащих представлению таможенному органу таможенных документов, а также коммерческих и (или) транспортных (перевозочных) документов, в отношении которых таможенными органами применены средства идентификации, влечет административную ответственность физических лиц в соответствии с частью 2 статьи 14.2 КоАП.
За изменение, удаление, уничтожение, повреждение или утрату примененных либо признанных таможенным органом Республики Беларусь средств идентификации предусмотрена административная ответственность физических лиц в соответствии со статьей 14.13 КоАП.
Транспортировка, разгрузка, перегрузка (перевалка) и иные грузовые операции, изменение состояния, нарушение упаковки, исправление поврежденной упаковки товаров, находящихся под таможенным контролем, взятие проб и образцов таких товаров, замена транспортного средства, доставившего товар на таможенную территорию в пункт ввоза или перевозящего товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, на другое транспортное средство без разрешения таможенного органа либо предварительного уведомления таможенного органа, если такое разрешение либо предварительное уведомление обязательны, влечет административную ответственность юридических и физических (в том числе индивидуальных предпринимателей) лиц в соответствии со статьей 14.12 КоАП.
Несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом срока таможенной процедуры таможенного транзита или определенного таможенным органом маршрута перевозки товаров или доставка товаров в место на таможенной территории Республики Беларусь, отличное от места доставки, определенное таможенным органом, или непредставление в установленный срок таможенному органу документов, необходимых для завершения таможенной процедуры таможенного транзита, влечет административную ответственность юридических и физических (в том числе индивидуальных предпринимателей) лиц в соответствии со статьей 14.10 КоАП.
В соответствии со статьей 225 ТмК ТС таможенная процедура таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки, установленное таможенным органом отправления.
Для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы:
- в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, — в течение 1 (одного) часа с момента их прибытия в место доставки товаров, а в случае прибытия товаров вне установленного времени работы таможенного органа — в течение 2 (двух) часов с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа;
- в отношении товаров, перевозимых с использованием водных, воздушных судов и железнодорожного транспорта, — в течение времени, установленного технологическим процессом порта, аэропорта или железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, если иной срок не установлен законодательством государств — членов Таможенного союза.
По требованию таможенного органа перевозчик обязан предъявить товары.
В течение 3 (трех) часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой.
В соответствии с нормами статьи 3.5 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению.
Частью 7 статьи 4.8 КоАП предусмотрено, что наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Нормы международного и национального законодательств в области перевозок товаров и пассажиров дают возможность перевозчикам добросовестно исполнять свои обязанности. Исходя из изложенных требований таможенного законодательства на перевозчиков возлагается большая ответственность. Соблюдение действующего законодательства избавит перевозчиков от существенных материальных потерь.
Добавить комментарий