Перевозчика могут лишить права пользования Таможенной конвенцией Организации Объединенных Наций «О международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.)»: новации законодательства

Перевозчика могут лишить права пользования Таможенной конвенцией Организации Объединенных Наций «О международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.)»: новации законодательства

Порядок и основания принятия решения о лишении перевозчиков (за исключением перевозчиков — резидентов Республики Беларусь) права пользования положениями Таможенной конвенции Организации Объединенных Наций «О международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.)» (заключена в г. Женеве 14.11.1975) (далее — Конвенция МДП) на территории Республики Беларусь и о возобновлении такого права изменены. Данные изменения связаны с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.12.2016 N 1026 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 1998 г. N 1996 и от 17 февраля 2012 г. N 156», вступающего в силу с 22 марта 2017 г.

Решение о лишении перевозчика права пользования положениями Конвенции МДП на территории Республики Беларусь (далее — решение о лишении права) принимается Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь при наличии одного из двух оснований.

Основание первое. Наличие у перевозчика не исполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней, начисленных за неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а также задолженности по уплате иных налогов, сборов (пошлин) и пеней.

Обращаем внимание, что согласно статье 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС) к таможенным платежам относятся: ввозная (вывозная) таможенная пошлина, взимаемая при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), налог на добавленную стоимость и акцизы, а также таможенные сборы. К иным платежам, взимание которых возложено на таможенные органы, относятся: утилизационный сбор, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

В соответствии со статьей 37 Налогового кодекса Республики Беларусь исполнением налогового обязательства признается уплата причитающихся сумм налога, сбора (пошлины). Неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком налогового обязательства является основанием для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты соответствующих пеней, а также для применения к указанному лицу мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Основание второе. Неоднократное нарушение перевозчиком положений Конвенции МДП и (или) несоблюдение требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Республики Беларусь о таможенном регулировании (далее — нарушение). Нарушение подтверждается наличием вступившего в законную силу судебного решения о признании перевозчика либо его уполномоченного лица виновным в нарушении таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Республики Беларусь о таможенном регулировании.

Перевозчик лишается права пользования положениями Конвенции МДП на территории Республики Беларусь, если он совершил нарушения, выразившиеся:

1) в незаконном перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС в Республике Беларусь.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 4 ТмК ТС под незаконным перемещением товаров через таможенную границу понимается перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, как и покушение на такое перемещение.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС (пункт 1 статьи 81 ТмК ТС);

2) в недоставке товаров, находящихся под таможенным контролем, в установленное таможенным органом Республики Беларусь или определенное таможенным законодательством Таможенного союза место доставки на таможенной территории ЕАЭС, выдаче (передаче) товаров, находящихся под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа иным лицам либо их утрате.

При перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен (подпункт 1 статьи 223 ТмК ТС).

При недоставке иностранных товаров в установленное таможенным органом место доставки в соответствии с пунктом 3 статьи 227 ТмК ТС наступает срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;

3) в контрабанде.

Развернутое понятие контрабанды дано в статье 217 Основ таможенного законодательства государств — участников Содружества Независимых Государств, являющихся приложением к Решению Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 10.02.1995;

4) в использовании в нарушение установленного порядка на таможенной территории ЕАЭС транспортных средств международной перевозки, зарегистрированных на территории иностранного государства, во внутренних перевозках по таможенной территории ЕАЭС грузов, пассажиров и (или) багажа либо передаче таких транспортных средств на таможенной территории ЕАЭС иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Порядок перемещения транспортных средств международной перевозки определен главой 48 ТмК ТС. При этом статьей 344 ТмК ТС установлено, что на таможенной территории ЕАЭС не допускается:

  • использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся и завершающейся на таможенной территории ЕАЭС (далее — внутренняя перевозка);
  • передача временно ввезенных транспортных средств международной перевозки иным лицам, в том числе в аренду (субаренду), за исключением передачи их для ремонта, технического обслуживания, хранения, либо передачи в целях завершения операции перевозки путем немедленного вывоза транспортного средства международной перевозки.

Использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки во внутренних перевозках либо их передача иным лицам допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенные процедуры. В случае совершения указанных действий без помещения временно ввезенных транспортных средств международной перевозки под таможенные процедуры подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.

При наступлении одного из указанных выше оснований перевозчик лишается права пользования положениями Конвенции МДП на территории Республики Беларусь. Решение о лишении права оформляется приказом председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.

Следует отметить, что право пользования перевозчиком положениями Конвенции МДП на территории Республики Беларусь может быть возобновлено. Решение о возобновлении права пользования положениями Конвенции МДП на территории Республики Беларусь (далее — решение о возобновлении права) принимается по письменному заявлению перевозчика. Такое решение оформляется приказом председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь в срок не более 30 дней со дня подачи заявления. Следует обратить внимание на то, что по результатам рассмотрения заявления перевозчика Государственный таможенный комитет Республики Беларусь может принять решение о возобновлении права либо решение об отказе в возобновлении права пользования положениями Конвенции МДП на территории Республики Беларусь.

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь в течение трех дней со дня принятия решения о лишении права, решения о возобновлении права либо решения об отказе в возобновлении права пользования положениями Конвенции МДП на территории Республики Беларусь в письменной форме информирует перевозчика о принятом решении.

Дополнительно следует обратить внимание на те обстоятельства, при которых право пользования положениями Конвенции МДП на территории Республики Беларусь возобновляется. Так, право пользования положениями Конвенции МДП возобновляется в следующих случаях:

1) после устранения оснований для принятия решения о лишении права, а именно:

  • исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней, начисленных за неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а также погашения задолженности по уплате иных налогов, сборов (пошлин) и пеней;
  • отмены в установленном порядке судебного решения о признании перевозчика либо его уполномоченного лица виновным в нарушении таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Республики Беларусь о таможенном регулировании;
  • исполнения постановления о привлечении перевозчика либо его уполномоченного лица к административной ответственности;

2) при отсутствии у перевозчика иных нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Республики Беларусь о таможенном регулировании, в связи с которыми он может быть лишен права пользования положениями Конвенции МДП на территории Республики Беларусь.

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь в течение семи дней со дня принятия решения о лишении права либо решения о возобновлении права пользования положениями Конвенции МДП на территории Республики Беларусь с использованием почтовой либо факсимильной связи либо по электронной почте информирует об этом компетентные органы государства — участника Конвенции МДП, на территории которого перевозчик допущен к процедуре МДП и пользованию книжками МДП, Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков «БАМАП», Исполнительный совет МДП, таможенные органы государств — членов ЕАЭС.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *