Перевозка грузов автомобильным транспортом. Ответственность перевозчика

Перевозка грузов автомобильным транспортом. Ответственность перевозчика

Споры, возникающие из гражданских правоотношений по перевозке, занимают свою нишу в структуре экономических споров, рассматриваемых хозяйственными судами.

В соответствии с общими положениями о перевозке перевозка грузов, пассажиров и багажа производится по договору перевозки (статья 738 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК)). Непосредственно условия каждой конкретной перевозки определяются помимо ГК транспортными уставами и кодексами, иными актами законодательства, регламентирующими данную сферу правоотношений, а также соглашением сторон.

Таким образом, при анализе конкретного спора, возникающего между контрагентами по сделке, ситуация подлежит рассмотрению в двух плоскостях: непосредственно соглашение (договор) сторон и его соответствие законодательству, а также действия сторон в их соотнесении с установленными договором и иными актами условиями.

Как было отмечено выше, перевозка по своему предмету может быть различной, соответственно каждый из ее видов имеет свои особенности. Кроме того, в зависимости от характера перевозки (внутренняя, международная) она регламентируется различным объемом документов нормативного регулирования.

Предметом нашего рассмотрения являются перевозка грузов автомобильным транспортом и ответственность перевозчика.

Цель данной статьи — определить круг подлежащего применению законодательства и обратить внимание на основные ошибки, допускаемые сторонами в практике взаимоотношений по перевозке, а также условия, при которых возникает (не возникает) ответственность перевозчика за утрату, недостачу, повреждение груза, на основании конкретных примеров судебной практики.

Основные положения. Ответственность

Основными актами, регулирующими автомобильную внутреннюю перевозку грузов, являются:

  • ГК;
  • Закон Республики Беларусь от 14.08.2007 N 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее — Закон N 278-З);
  • Закон Республики Беларусь от 05.05.1998 N 140-З «Об основах транспортной деятельности»;
  • Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 970 (далее — Правила).

Распространенной ошибкой является ссылка сторон спора в обоснование своих требований и возражений на Положение о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 N 1290 (далее — Положение).

Нормы Положения могут применяться при приемке товара по количеству и качеству по договорам купли-продажи, поставки, контрактации (пункт 2 Положения).

Таким образом, порядок приемки груза по договору перевозки груза регулируется не Положением, а постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 970 «Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов».

В то же время согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26.04.2005 N 13 «Об отдельных вопросах практики рассмотрения споров, вытекающих из договоров перевозки грузов» (далее — постановление N 13), если грузоотправитель или грузополучатель одновременно является и перевозчиком, то отсутствует договор перевозки (статья 739 ГК). В таких случаях приемка груза по количеству и качеству производится в соответствии с Положением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 739 ГК по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

В соответствии с пунктами 11, 12 Правил при наличии договора об организации автомобильных перевозок грузов заказчик автомобильной перевозки не позднее 48 часов до начала автомобильной перевозки представляет автомобильному перевозчику заявку на автомобильную перевозку груза (далее — заявка) к договору об организации автомобильных перевозок грузов по форме согласно приложению 1 к Правилам. По согласованию сторон заявка может быть на один день, неделю, декаду, месяц или иной срок, предусмотренный данным договором.

При необходимости выполнения разовых автомобильных перевозок грузов заказчик автомобильной перевозки должен заполнить разовый заказ на автомобильную перевозку груза (разовый заказ) по форме согласно приложению 3 к Правилам и передать его автомобильному перевозчику не позднее 48 часов до начала автомобильной перевозки.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, уполномоченному им лицу или лицу, уполномоченному на его получение, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (пункт 1 статьи 750 ГК).

Утрата — невозможность для перевозчика выдать груз в течение установленного транспортным законодательством времени независимо от причин, обусловивших ее.

Недостача — невозможность выдать груз по конкретной отправке в полном объеме.

Повреждение — нарушение целостности груза, вызванное внешним механическим воздействием на него и повлекшее ухудшение его качества.

Порча — внутренние (биологические, химические и т.п.) изменения груза (багажа), снижающие его качество.

При наличии любого из указанных обстоятельств необходимо их удостоверение в установленном транспортным законодательством порядке (например, коммерческими актами).

Данные документы при возникновении судебного спора будут являться доказательствами по делу. Их отсутствие либо ненадлежащее составление приводит к риску невозможности доказать, например, непосредственно факт утраты груза перевозчиком.

Законодательством установлены случаи, когда перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза. Так, в соответствии с пунктом 369 Правил это происходит при условии, если:

  • груз прибыл в исправном грузовом транспортном средстве за исправными пломбами грузоотправителя, а штучный груз — в исправной таре или без нарушений упаковки и пломб грузоотправителя;
  • недостача, порча или повреждение произошли вследствие естественных причин, связанных с автомобильной перевозкой груза на грузовом транспортном средстве с открытым кузовом;
  • сопровождение груза производилось заказчиком автомобильной перевозки;
  • недостача груза не превышает естественной убыли;
  • утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

В этом случае необходимо предоставить соответствующие доказательства.

В силу статьи 372 ГК лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законодательством или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Важно обратить внимание на то, что вина перевозчика изначально презюмируется: законодательством закреплена презумпция вины перевозчика, а бремя доказывания ее отсутствия относится на лицо, перевозившее груз.

Приведем пример. Судом было рассмотрено дело о взыскании суммы ущерба (поврежденного груза), причиненного в результате перевозки.

В обоснование своих возражений ответчик ссылался на то, что при установке груза в два яруса упаковка нижнего яруса не выдержала нагрузки, сместилась и ответственности за упаковку, в которой находится груз, перевозчик не несет.

Груз должен быть уложен и закреплен в кузове грузового транспортного средства таким образом, чтобы во время автомобильной перевозки обеспечивалась сохранность груза, его упаковки и грузового транспортного средства (пункт 74 Правил).

В соответствии с частью второй пункта 69 и частью первой пункта 71 Правил автомобильный перевозчик должен контролировать погрузку и крепление груза в кузове грузового транспортного средства, закрытие бортов (люков), осуществляемые грузоотправителем.

На основании части восьмой статьи 44 Закона N 278-З в случае, когда погрузка осуществляется грузоотправителем, автомобильный перевозчик обязан контролировать укладку и крепление груза, а грузоотправитель по указанию автомобильного перевозчика обязан устранить нарушения укладки и крепления груза.

Таким образом, можно сделать вывод, что устранение обстоятельств, вследствие которых может произойти повреждение (порча) груза, зависит от перевозчика и он может их предотвратить, следовательно, ненадлежащая погрузка груза в транспортное средство не освобождает перевозчика от ответственности за порчу груза.

Поскольку груз был принят перевозчиком к перевозке без каких-либо оговорок либо замечаний по вопросу упаковки, размещения либо крепления груза в транспортном средстве, требования о возмещении перевозчиком ущерба, причиненного при перевозке груза при невозможности его восстановления, были удовлетворены в полном объеме в размере стоимости поврежденного груза.

Исходя из определения договора перевозки грузов договор является реальным, двусторонним, возмездным. Сторонами по договору выступают отправитель и перевозчик. Грузополучатель, если он не совпадает с отправителем, не является стороной по договору перевозки груза. Тем не менее именно он принимает от перевозчика результат исполнения договора и соответственно приобретает определенные права и обязанности: требовать выдачи груза и принять груз.

Следовательно, в случае возникновения вопросов, связанных с сохранностью груза, его полнотой и качеством, именно грузополучатель является тем лицом, в компетенции которого находится ряд вопросов по надлежащему оформлению моментов, которые в последующем могут стать предметом судебного разбирательства.

В соответствии с пунктами 102 — 106 Правил в случае возникновения разногласий между автомобильным перевозчиком и заказчиком автомобильной перевозки, вызванных несохранностью груза при автомобильной перевозке, оформляется акт о несохранности груза при автомобильной перевозке.

Представители автомобильного перевозчика и заказчика автомобильной перевозки должны подписать соответствующий акт, а при несогласии с его содержанием — изложить в нем свое мнение.

Если представитель автомобильного перевозчика отказывается подписать соответствующий акт, заказчик автомобильной перевозки должен в течение суток письменно известить об этом автомобильного перевозчика. Автомобильный перевозчик в течение трех рабочих дней со дня получения извещения должен рассмотреть сложившуюся ситуацию и сообщить данному заказчику о принятом решении.

Акт составляется в двух экземплярах, первый передается автомобильному перевозчику вместе с товарно-транспортной накладной (ТТН) и путевым листом, второй — заказчику автомобильной перевозки.

Факт составления соответствующего акта должен быть отражен в ТТН.

Так, предметом рассмотрения суда были требования о взыскании суммы ущерба, причиненного повреждением груза при перевозке.

Как усматривается из материалов дела, в обоснование своих исковых требований истец представил ТТН и акт приемки, составленный работниками истца с иными лицами, а также документы о том, что виновником ДТП явился ответчик.

Ответчик, не оспаривая по существу свою виновность в совершении ДТП, с требованиями истца согласился частично на меньшую сумму, представив акт о несохранной перевозке груза, составленный ответчиком с иными лицами.

Суд первой инстанции требования истца удовлетворил в полном объеме, признав недостоверным акт, составленный ответчиком.

Постановлением апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменено. Требования удовлетворены частично.

При рассмотрении кассационной жалобы кассационной коллегией сделан вывод о том, что акт приемки, составленный работниками истца с иными лицами, также не может быть признан достоверным, поскольку он был составлен в нарушение порядка, установленного пунктами 102 — 106 Правил.

В соответствии с п. 4 ст. 750 ГК документы о причинах несохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, в случае спора подлежат оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза.

Как усматривается из материалов дела, истцом осуществлены разгрузка, погрузка груза и его приемка в отсутствие ответчика, в нарушение Правил не был составлен двусторонний акт с участием ответчика.

Истцом не представлены доказательства, что им были предприняты действия по приглашению ответчика к составлению акта приемки, а последний отказался от его подписания.

В свою очередь ответчик также составил односторонний акт о несохранной перевозке.

Таким образом, грузополучателем приемка груза была совершена с нарушением законодательства (разгрузка груза и его приемка осуществлены в отсутствие перевозчика, не был составлен двусторонний акт с его участием). Постановление апелляционной инстанции о частичном удовлетворении требований оставлено без изменения.

Приведем еще один пример. Судом был рассмотрен иск о взыскании 2829400 руб. ущерба, причиненного в результате перевозки груза (недостача).

Исковые требования мотивированы тем, что истцу причинен ущерб, связанный с частичной недостачей груза. При этом истец ссылается на статьи 44, 45, 57 Закона N 278-З, пункт 85 Правил, статьи 449, 750 ГК.

Ответчик в отзыве просит в удовлетворении иска отказать, так как истец не представил в суд надлежащих доказательств утраты груза ответчиком при перевозке; считает, что у истца не возникло право требовать возмещения убытков в силу нарушения порядка приемки товаров по количеству.

Согласно статье 290 ГК обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями.

Как видно из материалов дела, между ОАО «Л» (истец) и ЧТУП «В» (ответчик) был заключен договор на организацию перевозки грузов автомобильным транспортом.

Сторонами подписан акт выполненных работ, в соответствии с которым претензий по качеству оказанных услуг со стороны заказчика не имеется. Представители сторон в судебном заседании подтверждают оплату по указанному акту в полном объеме.

При приемке товара по количеству и качеству грузополучателем был составлен акт от 29.10.2010, в котором указано, что грузополучателем обнаружена недостача. Акт подписан представителями грузополучателя, подпись перевозчика отсутствует.

В дальнейшем заказчик направил в адрес перевозчика претензию от 15.11.2010 о возмещении стоимости утраченного груза.

Указанная претензия удовлетворена перевозчиком не была, что послужило основанием для обращения заказчика в суд с настоящими исковыми требованиями.

В соответствии с пунктом 85 Правил при порче, повреждении или недостаче груза грузополучатель должен в товарно-транспортной накладной сделать соответствующую запись и заверить ее своей подписью и печатью, а также подписью автомобильного перевозчика.

В представленной ТТН кладовщиком грузополучателя сделана запись, констатирующая количество принятого товара (меньше, чем необходимо). Подписью автомобильного перевозчика указанная запись не заверена.

Как следует из материалов дела и пояснений представителей сторон, акт о несохранности груза при автомобильной перевозке, предусмотренный пунктами 102 — 106 Правил, не составлялся, письменные извещения о необходимости составления данного акта и его подписании в адрес перевозчика заказчиком автомобильной перевозки либо грузополучателем не направлялись, ТТН соответственно отметок о составлении акта не содержит.

В январе 2011 г., т.е. через 2 месяца после осуществления перевозки, грузоотправителем и грузополучателем составлен акт о недостаче.

Комиссией сделан вывод, что часть груза могла быть утрачена перевозчиком в пути или похищена.

В соответствии со статьей 57 Закона N 278-З обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, удостоверяются при автомобильных перевозках грузов записями в транспортном документе, а при возникновении разногласий между сторонами договора — актами в порядке, установленном Правилами.

Запись в ТТН подписью автомобильного перевозчика не заверена. Двусторонние акты не составлялись.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу о том, что вопреки правилам статей 100, 104 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь истец не представил допустимых доказательств для привлечения ответчика к ответственности за утрату груза при перевозке.

Непосредственно подписание сторонами договора перевозки груза не свидетельствует о его заключении. Для подтверждения заключения договора перевозки груза необходимо наличие транспортной накладной (иного предусмотренного документа) на груз, подлежащий перевозке (пункт 2 статьи 739 ГК).

Согласно статье 37 Закона N 278-З, пункту 8 Правил заключение договора автомобильной перевозки груза подтверждается составлением ТТН установленного образца. Кроме того, грузоотправитель не должен предъявлять, а автомобильный перевозчик принимать к автомобильной перевозке груз товарного характера, не оформленный указанной накладной (п. 22 Правил).

Необходимо отметить, что неправильное составление (заполнение) ТТН либо ее отсутствие у одной из сторон в связи с потерей не влияет на действительность заключенного договора.

Накладная составляется на имя определенного грузополучателя, сопровождает груз на всем пути следования и выдается грузополучателю в пункте назначения вместе с грузом. В данном случае накладная выступает как свидетельство исполнения сторонами условий заключенного договора, в том числе предмета перевозки, даты и обстоятельств принятия груза перевозчиком.

Неуказание в ТТН необходимых сведений может явиться основанием для отказа в иске о взыскании с перевозчика ущерба, связанного с утратой груза.

Так, например, хозяйственным судом был рассмотрен спор о взыскании с перевозчика ущерба в размере стоимости утраченного груза. В обоснование своих требований истец ссылался на то, что в процессе перевозки груза произошел пожар, а поскольку ответчик принятый по договору перевозки груз не передал, то должен нести ответственность в размере стоимости утраченного груза.

В соответствии с пунктом 2 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 192 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» (далее — Инструкция), накладные ТТН-1 и ТН-2 применяются юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями (далее — организации) и являются основанием для списания товарно-материальных ценностей (далее — товары) у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.

В строке «Товар к перевозке принял» указываются должность, фамилия, инициалы и подпись водителя (пункт 16 Инструкции).

В ТТН на перевозку груза, представленной истцом в обоснование своих требований, необходимая информация о владельце транспорта и водителе отсутствовала.

Таким образом, суд, исходя из того, что документы, подтверждающие принятие ответчиком груза к перевозке, в том числе и надлежащим образом оформленная заявка на перевозку, истцом суду не представлены, в иске отказал.

Необходимо учитывать, что законодательство устанавливает обязательный досудебный порядок урегулирования споров, вытекающих из договора перевозки. Указанное требование закреплено в статье 751 ГК и статье 57 Закона N 278-З и гласит, что до предъявления к автомобильному перевозчику иска, вытекающего из обязательств по автомобильной перевозке груза, обязательно предъявление ему соответствующей претензии в порядке и сроки, предусмотренные Правилами. Более того, пунктом 13 постановления N 13 определено, что обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности при автомобильных перевозках грузов, устанавливаются записями (отметками) в товарно-транспортных накладных, а при возникновении разногласий между сторонами договора — актами установленной формы согласно приложениям 4 (приложению 5 утративших силу Правил, упомянутому в постановлении N 13, соответствует приложение 4 действующих Правил) и 8 к Правилам.

Пунктом 3 статьи 751 ГК срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с законодательством. Этот срок исковой давности применяется как по искам к перевозчику, так и по искам перевозчика по правоотношениям, вытекающим из договора перевозки грузов.

При автомобильных перевозках грузов согласно пункту 122 Правил срок исковой давности устанавливается в один год с момента получения ответа на предъявленную претензию либо неполучения от перевозчика ответа в течение тридцати дней, как это установлено пунктом 121 Правил.

Заключение

Таким образом, на основании вышеизложенного можно констатировать следующее:

  • меры ответственности перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств при выполнении внутриреспубликанских автомобильных перевозок грузов как предусмотрены действующим законодательством, так и могут быть дополнительно установлены сторонами (заказчиком и перевозчиком) в договоре перевозки;
  • для данных правоотношений действует обязательный досудебный порядок урегулирования спора, который не может быть изменен по соглашению сторон;
  • срок исковой давности составляет один год с момента получения ответа на предъявленную претензию либо неполучения от перевозчика ответа в течение тридцати дней;
  • законодательно установлена презумпция вины перевозчика;
  • отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство;
  • все вопросы, связанные с первоначальной приемкой, транспортировкой и передачей груза конечному лицу, должны быть отражены в соответствующих законодательно предусмотренных документах (ТТН, двусторонние акты и пр.);
  • при составлении актов необходимо руководствоваться Правилами;
  • грузополучатель, если он не совпадает с отправителем, не является стороной по договору перевозки груза, но именно он принимает от перевозчика результат исполнения договора и обладает компетенцией надлежащего фиксирования результата перевозки со своей стороны.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *