Перевозки пассажиров такси после лишения лицензии дорого стоят

Большое внимание правоохранительных органов уделяется выявлению и пресечению фактов нелегальной перевозки пассажиров автомобилями-такси. Принято считать, что основное место в указанной противоправной деятельности принимают физические лица. Вместе с тем анализ судебной практики заставляет взглянуть на данную проблему с другой стороны. Так, довольно часто представителями транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь среди участников дорожного движения выявляются автомобили, принадлежащие фирмам такси, организующим перевозки пассажиров автомобилями-такси. Как правило, в штате таких фирм состоят десятки водителей и автомобилей, используемых для перевозки.

Перевозка пассажиров автомобилями такси отнесена к лицензируемой деятельности. При этом Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Положение), установлены основания для прекращения выданной лицензии при допущении грубых нарушений лицензионного законодательства. К таким нарушениям п. 124 Положения относит:

  1. выполнение перевозок пассажиров водителями механических транспортных средств, не прошедшими предрейсовые и иные медицинские осмотры;
  2. привлечение к осуществлению лицензируемой деятельности водителей механических транспортных средств, уровень подготовки которых не соответствует требованиям, установленным законодательством;
  3. отсутствие в течение более одного месяца назначенного в установленном порядке лица, ответственного за организацию и выполнение автомобильных перевозок, уровень профессиональной подготовки которого соответствует требованиям, установленным законодательством (кроме индивидуального предпринимателя, уровень профессиональной подготовки которого соответствует требованиям, установленным законодательством);
  4. выпуск на линию транспортного средства с неисправностями, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства, либо без оформленного в установленном порядке путевого листа и (или) других транспортных документов, предусмотренных законодательством;
  5. использование транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр либо переоборудованных с нарушением требований законодательства;
  6. выполнение автомобильных перевозок без заключения в случаях, предусмотренных законодательством, договоров обязательного страхования;
  7. выполнение автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении без заключения договора об организации перевозок пассажиров в регулярном сообщении;
  8. выполнение автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении без оформленного в установленном порядке заказа-наряда на фрахтование транспортного средства;
  9. использование транспортного средства, оформленного в соответствии с установленными требованиями к оформлению автомобилей-такси, в том числе с отдельными элементами оформления, для нужд, не связанных с осуществлением лицензируемой деятельности, без оформленного в установленном порядке путевого листа.

Надо отметить, что, к сожалению, прекращение действия лицензии не останавливает фирмы, осуществляющие перевозки пассажиров автомобилями-такси, они продолжают предпринимательскую деятельность. Положение предоставляет им 15 дней для завершения данной деятельности с момента получения уведомления о прекращении лицензии. Вместе с тем и по истечении данного срока деятельность продолжается. С одним отличием — со снятыми плафонами. Подобная деятельность по организации нелегальных перевозок представляет еще большую общественную опасность, нежели нелегальные перевозки физическими лицами — частниками. По данной причине Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусматривает в отношении подобных юридических лиц повышенный размер ответственности в виде штрафа в размере до 500 базовых величин с конфискацией дохода или без конфискации.

Приведем пример.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 06.03.2013 установлено, что 01.02.2013 в 11.05 в ходе оперативной тематической проверки ОДО «А» сотрудниками транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (филиал по Г-ой области) при движении по городу было остановлено транспортное средство — автомобиль-такси «Рено Меган», используемый ОДО «А» по договору безвозмездного пользования для оказания услуг по перевозке пассажиров автомобилями-такси <1>. Доход от безлицензионной деятельности уполномоченным государственным органом не установлен.

<1> Архив хозяйственного суда Гродненской области. — Постановление от 25.03.2013 по делу N 16-12Ап/2013.

В ходе проверки указанного транспортного средства было установлено, что им управлял гражданин М., состоящий в трудовых отношениях с ОДО «А» в должности водителя автомобиля-такси. Согласно объяснениям М., П., автомобиль использовался в период с 01.01.2013 по 01.02.2013 для оказания услуг по перевозке пассажиров автомобилями-такси. Указанное обстоятельство подтверждается дополнительно актом внеплановой тематической проверки от 01.02.2013, копией путевого листа, копией контрольной ленты кассового аппарата с записями о перевозке пассажиров, фотографиями автомобиля и другими доказательствами.

Согласно пояснениям М., он использовал автомобиль для оказания услуг такси от ОДО «А» с начала января на основании путевого листа. Автомобиль был оборудован в момент проверки магнитными полосами, специальными регистрационными знаками желтого цвета серии ТАХ. В путевом листе содержатся отметки о прохождении М. технического и медицинского осмотра в период с 01.01.2013 по 30.01.2013.

Приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 11.12.2012 N 122-ЛИ за грубые нарушения лицензионного законодательства, а именно: за выполнение перевозок пассажиров водителями механических транспортных средств, не прошедшими предрейсовые и иные медицинские осмотры; за использование транспортного средства, оформленного в соответствии с установленными требованиями к оформлению автомобилей-такси, в том числе с отдельными элементами оформления, для нужд, не связанных с осуществлением лицензируемой деятельности, без оформленного в установленном порядке путевого листа было прекращено действие лицензии ОДО «А» в отношении составляющей услуги — перевозки пассажиров автомобилями-такси.

Согласно материалам дела приказ о лишении лицензии был вручен уполномоченному представителю ОДО «А» 22.12.2012. В связи с изложенным довод П., исполняющего обязанности директора указанного предприятия, о неполучении предприятием указанного уведомления суд оценивает критически. Кроме того, П. является одним из учредителей предприятия ОДО «А».

В соответствии с пунктом 91 Положения, лицензирующий орган в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о прекращении действия либо аннулировании лицензии письменно уведомляет об этом лицензиата с указанием оснований и даты прекращения либо аннулирования действия лицензии.

В случае прекращения действия либо аннулирования лицензии лицензиат в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем истечения срока действия лицензии либо получения в установленном порядке уведомления о прекращении действия либо аннулировании лицензии или вступления в законную силу решения суда о прекращении действия либо аннулировании лицензии, обязан сдать в лицензирующий орган оригинал лицензии (ее дубликат).

При этом, как следует из пункта 125 Положения, в случае прекращения действия лицензии, выданной Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, лицензиат обязан прекратить осуществление лицензируемой деятельности не позднее 15 рабочих дней со дня прекращения действия лицензии.

Вместе с тем из материалов дела следует, что лицензируемая деятельность — перевозки пассажиров автомобилями-такси прекращена не была. Более того, путевой лист на январь 2013 г. был оформлен уже после получения ОДО «А» уведомления о прекращении лицензии.

В соответствии с пунктом 3 Положения, является незаконным и запрещается осуществление видов деятельности, а также работ и (или) услуг, составляющих виды деятельности, указанных в приложении 1 к Положению, без лицензий. В подпункте 4.3 пункта 4 приложения 1 к Положению, перевозки пассажиров автомобилями-такси отнесены к лицензируемой Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь деятельности.

Таким образом, лицу, в отношении которого ведется административный процесс, вменяется совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.7 КоАП.

В соответствии с частью 1 статьи 12.7 КоАП предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до двухсот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью.

Ранее ОДО «А» уже неоднократно, а именно шесть раз, привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 12.7 КоАП.

Свою вину в содеянном и.о. директора ОДО «А» П. в судебном заседании признал и раскаивается.

Исследовав приложенные к протоколу об административном правонарушении документы, дополнительно представленные документы, являющиеся доказательствами, суд пришел к выводу о наличии в деянии привлекаемого лица состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.7 КоАП.

При определении вида и размера административной ответственности суд исходит из следующего:

  • факт совершения административного правонарушения и вина ОДО «А» подтверждены собранными по делу доказательствами, которых достаточно;
  • со слов П. на день рассмотрения дела безлицензионная деятельность ОДО «А» по перевозке пассажиров автомобилями-такси прекращена;
  • и.о. директора ОДО «А» П. факт нарушения и свою вину признает, предприятие к административной ответственности за данное правонарушение привлекается повторно;
  • установлено отягчающее административную ответственность обстоятельство — повторность.

Суд пришел к выводу о том, что соответствующим тяжести совершенного административного правонарушения, обстоятельствам совершения, степени вины и материальному положению предприятия, привлекаемого к административной ответственности, необходимым и достаточным будет административное наказание, предусмотренное ч. 1 ст. 12.7 КоАП, в виде штрафа размере 60 базовых величин (6000000 руб.).

В связи с неустановлением уполномоченным государственным органом дохода, полученного от незаконной деятельности, значительным размером штрафа, значительным превышением размера штрафа над возможным размером дохода конфискация дохода судом не применялась.

При этом ОДО «А» в судебном заседании предупреждено, что в случае повторного совершения аналогичного правонарушения оно может быть подвергнуто штрафу в размере до 500 базовых величин с конфискацией дохода.

Следует отметить, что в ходе рейда транспортной инспекции за 3 дня было выявлено три подобных случая продолжения безлицензионной деятельности ОДО «А». По всем случаям были составлены протоколы об административном правонарушении, рассмотренные судом. Размер штрафа по трем делам составил 18 млн.руб.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.