Перевозки пассажиров такси после лишения лицензии дорого стоят

Перевозки пассажиров такси после лишения лицензии дорого стоят

Большое внимание правоохранительных органов уделяется выявлению и пресечению фактов нелегальной перевозки пассажиров автомобилями-такси. Принято считать, что основное место в указанной противоправной деятельности принимают физические лица. Вместе с тем анализ судебной практики заставляет взглянуть на данную проблему с другой стороны. Так, довольно часто представителями транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь среди участников дорожного движения выявляются автомобили, принадлежащие фирмам такси, организующим перевозки пассажиров автомобилями-такси. Как правило, в штате таких фирм состоят десятки водителей и автомобилей, используемых для перевозки.

Перевозка пассажиров автомобилями такси отнесена к лицензируемой деятельности. При этом Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Положение), установлены основания для прекращения выданной лицензии при допущении грубых нарушений лицензионного законодательства. К таким нарушениям п. 124 Положения относит:

  1. выполнение перевозок пассажиров водителями механических транспортных средств, не прошедшими предрейсовые и иные медицинские осмотры;
  2. привлечение к осуществлению лицензируемой деятельности водителей механических транспортных средств, уровень подготовки которых не соответствует требованиям, установленным законодательством;
  3. отсутствие в течение более одного месяца назначенного в установленном порядке лица, ответственного за организацию и выполнение автомобильных перевозок, уровень профессиональной подготовки которого соответствует требованиям, установленным законодательством (кроме индивидуального предпринимателя, уровень профессиональной подготовки которого соответствует требованиям, установленным законодательством);
  4. выпуск на линию транспортного средства с неисправностями, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства, либо без оформленного в установленном порядке путевого листа и (или) других транспортных документов, предусмотренных законодательством;
  5. использование транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр либо переоборудованных с нарушением требований законодательства;
  6. выполнение автомобильных перевозок без заключения в случаях, предусмотренных законодательством, договоров обязательного страхования;
  7. выполнение автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении без заключения договора об организации перевозок пассажиров в регулярном сообщении;
  8. выполнение автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении без оформленного в установленном порядке заказа-наряда на фрахтование транспортного средства;
  9. использование транспортного средства, оформленного в соответствии с установленными требованиями к оформлению автомобилей-такси, в том числе с отдельными элементами оформления, для нужд, не связанных с осуществлением лицензируемой деятельности, без оформленного в установленном порядке путевого листа.

Надо отметить, что, к сожалению, прекращение действия лицензии не останавливает фирмы, осуществляющие перевозки пассажиров автомобилями-такси, они продолжают предпринимательскую деятельность. Положение предоставляет им 15 дней для завершения данной деятельности с момента получения уведомления о прекращении лицензии. Вместе с тем и по истечении данного срока деятельность продолжается. С одним отличием — со снятыми плафонами. Подобная деятельность по организации нелегальных перевозок представляет еще большую общественную опасность, нежели нелегальные перевозки физическими лицами — частниками. По данной причине Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусматривает в отношении подобных юридических лиц повышенный размер ответственности в виде штрафа в размере до 500 базовых величин с конфискацией дохода или без конфискации.

Приведем пример.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 06.03.2013 установлено, что 01.02.2013 в 11.05 в ходе оперативной тематической проверки ОДО «А» сотрудниками транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (филиал по Г-ой области) при движении по городу было остановлено транспортное средство — автомобиль-такси «Рено Меган», используемый ОДО «А» по договору безвозмездного пользования для оказания услуг по перевозке пассажиров автомобилями-такси <1>. Доход от безлицензионной деятельности уполномоченным государственным органом не установлен.

<1> Архив хозяйственного суда Гродненской области. — Постановление от 25.03.2013 по делу N 16-12Ап/2013.

В ходе проверки указанного транспортного средства было установлено, что им управлял гражданин М., состоящий в трудовых отношениях с ОДО «А» в должности водителя автомобиля-такси. Согласно объяснениям М., П., автомобиль использовался в период с 01.01.2013 по 01.02.2013 для оказания услуг по перевозке пассажиров автомобилями-такси. Указанное обстоятельство подтверждается дополнительно актом внеплановой тематической проверки от 01.02.2013, копией путевого листа, копией контрольной ленты кассового аппарата с записями о перевозке пассажиров, фотографиями автомобиля и другими доказательствами.

Согласно пояснениям М., он использовал автомобиль для оказания услуг такси от ОДО «А» с начала января на основании путевого листа. Автомобиль был оборудован в момент проверки магнитными полосами, специальными регистрационными знаками желтого цвета серии ТАХ. В путевом листе содержатся отметки о прохождении М. технического и медицинского осмотра в период с 01.01.2013 по 30.01.2013.

Приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 11.12.2012 N 122-ЛИ за грубые нарушения лицензионного законодательства, а именно: за выполнение перевозок пассажиров водителями механических транспортных средств, не прошедшими предрейсовые и иные медицинские осмотры; за использование транспортного средства, оформленного в соответствии с установленными требованиями к оформлению автомобилей-такси, в том числе с отдельными элементами оформления, для нужд, не связанных с осуществлением лицензируемой деятельности, без оформленного в установленном порядке путевого листа было прекращено действие лицензии ОДО «А» в отношении составляющей услуги — перевозки пассажиров автомобилями-такси.

Согласно материалам дела приказ о лишении лицензии был вручен уполномоченному представителю ОДО «А» 22.12.2012. В связи с изложенным довод П., исполняющего обязанности директора указанного предприятия, о неполучении предприятием указанного уведомления суд оценивает критически. Кроме того, П. является одним из учредителей предприятия ОДО «А».

В соответствии с пунктом 91 Положения, лицензирующий орган в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о прекращении действия либо аннулировании лицензии письменно уведомляет об этом лицензиата с указанием оснований и даты прекращения либо аннулирования действия лицензии.

В случае прекращения действия либо аннулирования лицензии лицензиат в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем истечения срока действия лицензии либо получения в установленном порядке уведомления о прекращении действия либо аннулировании лицензии или вступления в законную силу решения суда о прекращении действия либо аннулировании лицензии, обязан сдать в лицензирующий орган оригинал лицензии (ее дубликат).

При этом, как следует из пункта 125 Положения, в случае прекращения действия лицензии, выданной Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, лицензиат обязан прекратить осуществление лицензируемой деятельности не позднее 15 рабочих дней со дня прекращения действия лицензии.

Вместе с тем из материалов дела следует, что лицензируемая деятельность — перевозки пассажиров автомобилями-такси прекращена не была. Более того, путевой лист на январь 2013 г. был оформлен уже после получения ОДО «А» уведомления о прекращении лицензии.

В соответствии с пунктом 3 Положения, является незаконным и запрещается осуществление видов деятельности, а также работ и (или) услуг, составляющих виды деятельности, указанных в приложении 1 к Положению, без лицензий. В подпункте 4.3 пункта 4 приложения 1 к Положению, перевозки пассажиров автомобилями-такси отнесены к лицензируемой Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь деятельности.

Таким образом, лицу, в отношении которого ведется административный процесс, вменяется совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.7 КоАП.

В соответствии с частью 1 статьи 12.7 КоАП предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до двухсот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью.

Ранее ОДО «А» уже неоднократно, а именно шесть раз, привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 12.7 КоАП.

Свою вину в содеянном и.о. директора ОДО «А» П. в судебном заседании признал и раскаивается.

Исследовав приложенные к протоколу об административном правонарушении документы, дополнительно представленные документы, являющиеся доказательствами, суд пришел к выводу о наличии в деянии привлекаемого лица состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.7 КоАП.

При определении вида и размера административной ответственности суд исходит из следующего:

  • факт совершения административного правонарушения и вина ОДО «А» подтверждены собранными по делу доказательствами, которых достаточно;
  • со слов П. на день рассмотрения дела безлицензионная деятельность ОДО «А» по перевозке пассажиров автомобилями-такси прекращена;
  • и.о. директора ОДО «А» П. факт нарушения и свою вину признает, предприятие к административной ответственности за данное правонарушение привлекается повторно;
  • установлено отягчающее административную ответственность обстоятельство — повторность.

Суд пришел к выводу о том, что соответствующим тяжести совершенного административного правонарушения, обстоятельствам совершения, степени вины и материальному положению предприятия, привлекаемого к административной ответственности, необходимым и достаточным будет административное наказание, предусмотренное ч. 1 ст. 12.7 КоАП, в виде штрафа размере 60 базовых величин (6000000 руб.).

В связи с неустановлением уполномоченным государственным органом дохода, полученного от незаконной деятельности, значительным размером штрафа, значительным превышением размера штрафа над возможным размером дохода конфискация дохода судом не применялась.

При этом ОДО «А» в судебном заседании предупреждено, что в случае повторного совершения аналогичного правонарушения оно может быть подвергнуто штрафу в размере до 500 базовых величин с конфискацией дохода.

Следует отметить, что в ходе рейда транспортной инспекции за 3 дня было выявлено три подобных случая продолжения безлицензионной деятельности ОДО «А». По всем случаям были составлены протоколы об административном правонарушении, рассмотренные судом. Размер штрафа по трем делам составил 18 млн.руб.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *