Практика привлечения к административной ответственности за нарушения в области международных автомобильных перевозок грузов

Создание Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, снижение расходов на перемещение товаров в пределах его границ, повышение конкурентоспособности экономик трех стран, открытие новых рынков сбыта — эти и многие другие факторы способствуют увеличению интенсивности международных перевозок пассажиров и грузов всеми видами транспорта. При этом наибольшая активность перевозчиков наблюдается в сфере автомобильных перевозок. Это обусловлено, прежде всего, преимуществами автомобильного транспорта, позволяющего перевозить различные объемы грузов (от очень небольших до крупногабаритных и тяжеловесных грузов), различное количество пассажиров, обеспечить доставку грузов «от двери до двери».

В статье рассмотрим проблему безопасности грузоперевозок. Под понятием «безопасность» предлагаем понимать все, что непосредственно связано с соблюдением обязательных правил техники безопасности, наличием документов, необходимых для осуществления данного вида деятельности: водительских прав нужной категории, лицензии, путевого листа и т.д.

Количество поступающих в хозяйственный суд Г-ой области материалов об административных правонарушениях свидетельствует о том, что юридическими лицами нарушаются установленные законодательством обязательные правила осуществления международных перевозок.

Нормы, регулирующие безопасность автомобильной перевозки грузов в Республике Беларусь, содержатся в Правилах автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 970 (далее — Правила N 970), Законе Республики Беларусь от 05.01.2008 N 313-З «О дорожном движении» (далее — Закон N 313-З), Инструкции о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.12.2002 N 84 (далее — Инструкция N 84), Положении о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Положение N 450).

В разряд нарушений попадают:

  • осуществление международной автомобильной перевозки груза без специального разрешения (лицензии);
  • непрохождение водителями предрейсовых медицинских осмотров;
  • привлечение к осуществлению международных перевозок грузов водителей, уровень подготовки которых не соответствует требованиям законодательства;
  • привлечение к осуществлению международных перевозок грузов водителей, не имеющих удостоверения водителя-международника;
  • осуществление международной автомобильной перевозки груза без оформления в установленном порядке путевого листа.

Осуществление перевозок с грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Приведем несколько примеров применения норм указанной статьи при рассмотрении дел в хозяйственном суде.

Для получения права осуществления перевозок грузов необходимо предварительно получить специальное разрешение — лицензию. Без этого важного документа деятельность в области грузоперевозок невозможна. При этом нередко перевозчики игнорируют этот пункт и пытаются обойтись без лицензии. Вот что из этого получается.

Сотрудниками филиала транспортной инспекции по В-ой области при проведении внеплановой тематической оперативной проверки было зафиксировано осуществление ООО автомобильной перевозки груза по маршруту Гродно — Санкт-Петербург без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно.

Своими действиями организация-перевозчик нарушила требование подп. 4.5 п. 4 приложения 1 к Положению N 450.

В соответствии с ч. 1 ст. 12.7 КоАП предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до двухсот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью.

Размер дохода от предпринимательской деятельности составил 1500000 руб.

Исследовав приложенные к делу доказательства, суд сделал вывод о наличии в деяниях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.7 КоАП, сумма наложенного штрафа составила миллион рублей, доход был конфискован.

Нередко организация выпускает автомобиль в рейс, не оформив путевой лист. Как известно, путевой лист предназначен для накопления и систематизации информации о показателях работы автомобиля и водителей, для осуществления расчетов за перевозки и формирования статистической отчетности. Выпуск транспортного средства на линию без оформленного в установленном порядке путевого листа является грубым нарушением.

Так, сотрудниками филиала транспортной инспекции по Г-ой области было установлено, что водитель ЧТУП осуществлял международную перевозку груза на автомобиле без оформления в установленном порядке путевого листа.

В соответствии со ст. 40 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 N 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» использование транспортного средства при выполнении автомобильной перевозки груза оформляется путевым листом.

Согласно п. 5 Инструкции о порядке оформления транспортных документов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.11.2010 N 138 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления транспортных документов и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь», путевой лист оформляется водителю на один рабочий день при условии сдачи путевого листа за предыдущий день работы. На более длительный срок путевой лист оформляется только в случае выполнения междугородных и международных перевозок сроком более суток.

Согласно путевому листу от 01.12.2011 водитель ЧТУП с 08.00 до 20.00 01.12.2011 выполнял внутриреспубликанскую перевозку груза по маршруту Гродно — Минск — Гродно, после чего, не выписав новый путевой лист, осуществлял международную перевозку груза с 04.12.2011 по 10.12.2011 по маршруту Гродно — Санкт-Петербург — Полоцк — Гродно.

При этом согласно п. 124 Положения N 450, грубым нарушением законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий является выпуск на линию транспортного средства с неисправностями, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства, либо без оформленного в установленном порядке путевого листа и (или) других транспортных документов, предусмотренных законодательством.

Постановлением суда на перевозчика наложен штраф в размере 12 базовых величин (1200000 руб.).

В транспортных документах также должна быть сделана отметка о прохождении водителем, назначаемым на перевозку грузов, специальной подготовки или инструктажа и медицинского контроля. Приходится констатировать факты несоблюдения требований по медицинскому обеспечению безопасности на автотранспорте. Так, даже организация предрейсовых медицинских осмотров зачастую становится проблемой.

Хозяйственным судом Г-ой области было рассмотрено дело об административном правонарушении, поступившее из ИМНС Республики Беларусь по В-му району, — о совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.7 КоАП.

На протяжении двух лет водители частного торгового унитарного предприятия «Г», оказывающего услуги по международным перевозкам грузов, не проходили предрейсовые и иные медицинские осмотры. За этот период времени доход предприятия от деятельности составил 317 млн.руб.

Представитель юридического лица пояснил, что медицинские осмотры водителей транспортных средств ЧТУП «Г», осуществляющих международные перевозки грузов, не проводились, так как этому не придавалось значения. Кроме того, руководство не знало, что необеспечение проведения предрейсового медицинского обследования водителей является нарушением осуществления правил и условий лицензирования.

Учреждение здравоохранения и филиал «Автобусный парк» подтвердили, что на протяжении двух лет предрейсовые и иные медицинские осмотры водителей механических транспортных средств ЧТУП «Г» не проводились.

Руководством предприятия были нарушены требования абз. 13 п. 327 гл. 34 и п. 339 гл. 37 Правил N 970, абз. 3 ч. 1 ст. 23, абз. 3 ч. 1 ст. 34 Закона N 313-З, п. 5 — 8 Инструкции N 84, абз. 1 и 6 п. 122 гл. 12 Положения N 450.

Согласно лицензии, выданной ЧТУП «Г», особым требованием и условием осуществления юридическим лицом разрешенного вида деятельности является соблюдение лицензиатом требований законодательства в области автомобильного транспорта.

В соответствии с п. 122 Положения N 450, к лицензионным требованиям и условиям, предъявляемым к лицензиату, относится обеспечение проведения предрейсового контроля технического состояния автомобильных транспортных средств, предрейсовых и иных медицинских осмотров водителей механических транспортных средств.

Согласно п. 339 Правил N 970, водитель грузового транспортного средства перед рейсом обязан проходить в установленном порядке медицинское обследование с отметкой в путевом листе.

В соответствии с ч. 1 ст. 12.7 КоАП суд обязал ЧТУП уплатить штраф в размере 250 базовых величин на сумму 25000000 руб. без конфискации дохода.

Суд пришел к выводу о неприменении конфискации дохода с учетом обстоятельств совершения правонарушения, степени вины, финансово-экономического положения, а также принимая во внимание достаточность примененного наказания для достижения целей наложения административного взыскания, перечисленных в ст. 6.1 КоАП.

Нередко водители осуществляют международную перевозку груза, вообще не имея прав на транспортировку в международном сообщении.

Водитель ЧТУП осуществлял международную перевозку груза по маршруту Лида (Республика Беларусь) — Санкт-Петербург (Российская Федерация) без удостоверения водителя международных автомобильных перевозок.

Такие действия являются грубым нарушением законодательства о лицензировании, правил и условий выполнения автомобильных перевозок. Водители, осуществляющие международные перевозки грузов и пассажиров, обязаны пройти аттестацию в объеме программ, утвержденных Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, и иметь при осуществлении данных перевозок соответствующее свидетельство. Ответственность за данное нарушение предусмотрена ч. 1 ст. 12.7 КоАП и предполагает наложение штрафа до пятисот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или лишение права заниматься определенной деятельностью.

Учитывая тот факт, что организация-перевозчик повторно привлекается к ответственности за данное правонарушение, суд постановил взыскать с нее штраф в размере полутора миллионов рублей.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что организация и обеспечение безопасности грузовых перевозок автомобильным транспортом имеют первостепенное значение. Если грузоотправитель или перевозчик отправляют в путь машину, не позаботившись о том или ином аспекте безопасности перевозки, рано или поздно такая небрежность обернется серьезной проблемой. Не допускайте этого, уделяя должное внимание каждому аспекту безопасности.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.