Правовые аспекты получения информации по таможенным вопросам (часть 1)

Правовые аспекты получения информации по таможенным вопросам (часть 1)

В статье рассмотрены правовые аспекты получения информации субъектами хозяйствования по различным таможенным вопросам: получения информации об изданных правовых актах, получения консультаций, получения сведений о классификации товаров, данных таможенной статистики, а также обжалований действий (бездействия таможенных органов).

Ни для кого не является секретом, что таможенное законодательство по своей сути является комплексным и охватывает различные области права: как само таможенное право, так и гражданское, налоговое, валютное, банковское, административное и т.д. Кроме того, оно еще динамично: скорость изменений в таможенном праве довольно высока. При этом изменения происходят не только на международном, но и на национальном уровне. В связи с этим разобраться в таможенном законодательстве субъектам хозяйствования бывает весьма затруднительно. В свою очередь, санкции за нарушение норм весьма существенны и могут негативно сказываться на экономической деятельности предприятий. Поэтому законодатель предусмотрел возможность получения информации и консультаций по данным вопросам в таможенных органах. Рассмотрим этот вопрос несколько подробнее.

1. Общие положения.

Порядок получения информации и консультаций в таможенных органах регулируется:

  1. Главой 2 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС).
  2. Главой 4 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 N 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее — Закон N 129-З).

Законодатель разделил понятия «информирование» и «консультирование». Так, в силу п. 1 ст. 10 ТмК ТС информирование о таможенном законодательстве Таможенного союза осуществляется путем опубликования актов таможенного законодательства Таможенного союза в официальных и иных печатных изданиях, а также путем доведения информации о них до всеобщего сведения по телевидению и радио, с использованием информационных технологий, а также посредством иных способов распространения информации. В свою очередь, под консультированием (от лат. — совещание) исходя из положений ст. 11 ТмК ТС и ст. 53 Закона N 129-З понимается разъяснение таможенного органа или его должностного лица по какому-либо вопросу, касающемуся таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Республики Беларусь о таможенном регулировании, и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.

2. Информирование.

Информирование об актах таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Республики Беларусь о таможенном регулировании осуществляется путем их обнародования (опубликования) в официальных периодических печатных изданиях в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, а также путем доведения информации о них до всеобщего сведения по телевидению и радио, посредством иных способов распространения информации, в том числе через официальные сайты таможенных органов в глобальной компьютерной сети Интернет (п. 1 ст. 51 Закона N 129-З).

Справочно. Согласно п. 1 ст. 3 ТмК ТС таможенное законодательство Таможенного союза состоит:

  • из ТмК ТС;
  • международных договоров государств — членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе;
  • решений Комиссии Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемых в соответствии с ТмК ТС и международными договорами государств — членов Таможенного союза (в настоящее время Комиссия Таможенного союза прекратила свое существование, а действует Евразийская экономическая комиссия).

В свою очередь, согласно ст. 3 Закона N 129-З законодательство о таможенном регулировании представляет собой систему принятых (изданных) на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает:

  • Закон N 129-З;
  • акты Президента Республики Беларусь по вопросам таможенного регулирования;
  • постановления Правительства Республики Беларусь по вопросам таможенного регулирования, принимаемые на основании и во исполнение Закона N 129-З, актов Президента Республики Беларусь по вопросам таможенного регулирования;
  • нормативные правовые акты Государственного таможенного комитета Республики Беларусь по вопросам таможенного регулирования, принимаемые в случаях и пределах, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, Законом N 129-З, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь по вопросам таможенного регулирования.

Помимо нормативных предписаний в Законе N 129-З и ТмК ТС в Республике Беларусь существуют иные нормативные правовые акты, которые установили систему доведения до всеобщего сведения положений законодательства. Это в равной степени распространяется в том числе на таможенное законодательство.

Так, порядок доведения до всеобщего сведения актов законодательства, в том числе актов таможенного законодательства, определен Законом Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», Законом Республики Беларусь от 23.07.2008 N 421-З «О международных договорах Республики Беларусь» (далее — Закон N 421-З), Декретом Президента Республики Беларусь от 24.02.2012 N 3 «О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь» (далее — Декрет N 3), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2012 N 616 «Об опубликовании решений некоторых межгосударственных образований и их органов» (далее — постановление N 616).

В свою очередь, Декрет N 3 различает понятия «официальное опубликование» и «обнародование (опубликование)». Так, в соответствии с ч. 1 под. 1.1 п. 1 Декрета N 3 официальным опубликованием правовых актов, включаемых в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, является доведение этих правовых актов до всеобщего сведения путем размещения их текстов в полном соответствии с подписанными подлинниками на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.

Кроме того, в соответствии с подп. 1.2 п. 1 Декрета N 3 правовые акты, включенные в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, могут быть обнародованы (опубликованы) в следующих официальных периодических печатных изданиях:

  • сборнике правовых актов «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь»;
  • газете «Советская Белоруссия» — решения, принятые республиканским референдумом, декреты, указы, распоряжения Президента Республики Беларусь, межгосударственные и межправительственные договоры, согласие на обязательность которых для Республики Беларусь было выражено в форме указа Президента Республики Беларусь или постановления Совета Министров Республики Беларусь, постановления (в том числе совместные) пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда;
  • газете «Звязда» — законы Республики Беларусь, постановления Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, международные договоры, согласие на обязательность которых для Республики Беларусь было выражено в форме закона, заключения и решения Конституционного Суда (на белорусском языке);
  • газете «Народная газета» — законы Республики Беларусь, постановления Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, международные договоры, согласие на обязательность которых для Республики Беларусь было выражено в форме закона, заключения и решения Конституционного Суда (на русском языке);
  • газете «Рэспублiка» — постановления Совета Министров Республики Беларусь, распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь, нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь, Управления делами Президента Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, министерств и иных республиканских органов государственного управления, международные договоры Республики Беларусь межведомственного характера.

Официальное опубликование международных договоров Республики Беларусь в соответствии со ст. 28 Закона N 421-З осуществляется путем размещения их текстов на белорусском и (или) русском языках либо текстов их официальных переводов на белорусский и (или) русский языки на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что в соответствии с п. 1 постановления N 616 Национальный центр правовой информации Республики Беларусь размещает решения Евразийской экономической комиссии, Евразийского межправительственного совета и Высшего Евразийского экономического совета, за исключением документов ограниченного распространения, на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь. Размещение этих решений осуществляется с указанием даты их официального опубликования и даты вступления в силу.

Также необходимо отметить, что согласно ч. 1 п. 1 ст. 111 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) международные договоры в рамках Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), международные договоры с третьей стороной и решения органов ЕАЭС подлежат официальному опубликованию на официальном сайте ЕАЭС в сети Интернет (сайт http://www.eurasiancommission.org).

Продолжая рассматривать вопрос об информировании, отметим, что в соответствии с п. 2 ст. 51 Закона N 129-З информирование осуществляется также с использованием устных разъяснений и объявлений, информационных стендов, табло, буклетов и иных печатных материалов, а также видео-, аудио- и других технических средств, применяемых для распространения информации, в том числе для общедоступного и бесплатного ознакомления, в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, в аэропортах, портах, на железнодорожных и автомобильных станциях, в автомобильных и железнодорожных транспортных средствах, на борту водных и воздушных судов, выполняющих международные перевозки пассажиров, в зонах таможенного контроля и иных местах, определяемых таможенными органами.

Также к информированию законодатель отнес предварительное общественное рассмотрение проектов нормативных правовых актов. Так, в соответствии с п. 3 ст. 51 Закона N 129-З Государственный таможенный комитет Республики Беларусь обеспечивает информирование о подготавливаемых проектах законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь и постановлений Правительства Республики Беларусь по вопросам таможенного регулирования в Республике Беларусь через официальный сайт Государственного таможенного комитета Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет и (или) средства массовой информации, за исключением проектов, которые содержат информацию, составляющую государственные секреты, и иные охраняемые законодательством сведения, а также проектов, предварительное уведомление о которых будет препятствовать проведению таможенного контроля или способствовать снижению его эффективности.

Разрабатываемые Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь, которые могут оказать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности, рассматриваются на общественно-консультативном (экспертном) совете при Государственном таможенном комитете Республики Беларусь (п. 4 ст. 51 Закона N 129-З). Отметим, что согласно Положению об общественно-консультативном совете при Государственном таможенном комитете Республики Беларусь, утвержденному приказом Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 03.08.2012 N 328-ОД, данный орган является совещательным, консультативным и экспертным органом, участвующим в общественных обсуждениях проектов нормативных правовых актов по вопросам, которые могут оказывать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности.

3. Консультирование.

Порядок консультирования установлен ст. 11 ТмК ТС и ст. 53 Закона N 129-З.

Так, согласно п. 1 и 2 ст. 11 ТмК ТС таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам, касающимся таможенного законодательства Таможенного союза, и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.

Консультирование таможенными органами осуществляется в устной и письменной формах бесплатно.

Рассмотрим более подробно на примере.

Вопрос: В какой таможенный орган организация вправе обратиться для получения консультации?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона N 129-З систему таможенных органов образуют: Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, таможни, государственные учреждения, создаваемые для обеспечения выполнения функций, возложенных на таможенные органы (в частности, к государственным учреждениям, создаваемым для обеспечения выполнения функций, возложенных на таможенные органы, относится учреждение образования «Государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров таможенных органов Республики Беларусь»).

Таким образом, ввиду того что ст. 53 Закона N 129-З не конкретизированы таможенные органы, которые имеют право консультировать, то организация вправе обратиться за получением консультации в любой из таможенных органов, определенных в п. 1 ст. 8 Закона N 129-З.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *