Правовые аспекты создания и функционирования временных зон таможенного контроля

Согласно статье 97 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС) под зонами таможенного контроля понимаются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств — членов Таможенного союза. Также в иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций. Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случае регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными в случае их создания на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций. Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также правовой режим зоны таможенного контроля определяются законодательством государств — членов Таможенного союза.

По законодательству Республики Беларусь зона таможенного контроля представляет собой оборудованный и обозначенный участок территории, в пределах которого устанавливается особый режим, обеспечивающий размещение товаров, в том числе транспортных средств, находящихся под таможенным контролем в целях проведения их таможенного осмотра и таможенного досмотра, хранения, а также совершения с ними грузовых и таможенных операций, и ограничивающий перемещение физических лиц, не участвующих в совершении указанных операций, транспортных средств и товаров, не находящихся под таможенным контролем.

Временная зона таможенного контроля создается решением начальника таможенного органа или лица, его замещающего, принятым в письменной форме:

1) в случае необходимости проведения таможенного осмотра или таможенного досмотра товаров вне постоянной зоны таможенного контроля;

2) для совершения таможенными органами таможенных операций в отношении товаров вне постоянных зон таможенного контроля — на время их совершения, если при совершении таких операций требуется определить зону таможенного контроля исходя из необходимости обеспечения беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций;

3) по мотивированному запросу владельца товаров, в том числе по договору перевозки, заинтересованного:

в совершении таможенных операций вне постоянной зоны таможенного контроля на время их совершения либо

во временном хранении товаров, находящихся под таможенным контролем, в иных местах, чем склады временного хранения, в случаях:

  • а) при необходимости временного хранения товаров, требующих особых условий хранения, если в разумной близости от места получения товаров отсутствует склад временного хранения, приспособленный для хранения таких товаров, либо отсутствует возможность размещения товаров на таком складе;
  • б) если получателем товаров являются государственные органы или иные государственные организации;
  • в) если получатель товаров включен в реестр уполномоченных экономических операторов согласно статье 41 ТмК ТС;
  • г) для временного хранения товаров, являющихся иностранной безвозмездной помощью, полученной в виде товаров (имущества) на складе получателя (собственном, арендованном либо находящемся в пользовании);

4) по мотивированному запросу лица, имеющего право выступать декларантом товаров, которые из-за своих больших габаритов не могут быть размещены на таможенном складе, заинтересованного в хранении таких товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада в находящихся у этого лица в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) или аренде местах, иных, чем таможенные склады, согласно статье 230 ТмК ТС.

Кроме того, по запросу уполномоченного экономического оператора временная зона таможенного контроля может быть создана в целях проведения таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора.

По запросу администрации железной дороги допускается создание временных зон таможенного контроля в целях временного хранения товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, до их разгрузки непосредственно в транспортных средствах, на местах общего пользования железнодорожных станций, которые не являются складами временного хранения.

В запросе на создание временной зоны таможенного контроля (форму запроса см. в приложении к настоящей статье) указываются:

  • сведения о владельце товаров, заинтересованном в создании временной зоны таможенного контроля;
  • основание и цель создания временной зоны таможенного контроля;
  • вид зоны таможенного контроля;
  • срок, на который предполагается создание временной зоны таможенного контроля;
  • место расположения или пределы временной зоны таможенного контроля;
  • организационные, технические и иные меры, обеспечивающие поддержание в указанной зоне таможенного контроля установленного режима;
  • средства, используемые для обозначения временной зоны таможенного контроля.

Принимая во внимание, что срок, на который может быть создана временная зона таможенного контроля, законодательством не установлен, определение такого срока должно быть обосновано исходя из целей ее создания:

  • в случае создания временной зоны таможенного контроля по инициативе таможенного органа для проведения таможенного осмотра или таможенного досмотра товаров вне постоянной зоны таможенного контроля срок, на который такая зона может быть создана, определяется временем, необходимым таможенному органу для проведения таможенного осмотра либо досмотра;
  • в случае создания временной зоны таможенного контроля по мотивированному запросу владельца товаров, в том числе по договору перевозки, заинтересованного в совершении таможенных операций вне постоянной зоны таможенного контроля, такая зона может быть создана на время совершения указанных операций. Такое время исчисляется исходя из максимального срока проведения операций таможенного контроля с учетом его продления начальником таможенного органа на 10 рабочих дней со дня начала проведения таких операций и решением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь на 30 рабочих дней по истечении срока, продленного таможней (статья 277 Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее — ТмК)), плюс одного рабочего дня, необходимого для завершения таможенного оформления, следующего за днем истечения срока продления операций таможенного контроля (статья 67 ТмК);
  • в случае создания временной зоны таможенного контроля по мотивированному запросу владельца товаров, в том числе по договору перевозки, заинтересованного во временном хранении товаров, находящихся под таможенным контролем, в иных местах, чем склады временного хранения, срок, на который может быть создана временная зона таможенного контроля, составляет 60 календарных дней (пункт 1 статьи 125 ТмК);
  • в обоснованных случаях временная зона таможенного контроля может быть создана на более продолжительный срок, но он не должен превышать одного календарного года.

Продление срока, на который создана временная зона таможенного контроля, а также внесение иных изменений и дополнений в приказы о создании временных зон таможенного контроля не допускается.

Необходимость временного хранения товаров, требующих особых условий хранения, должна быть доказана. Для этого вместе с запросом направляются следующие документы: упаковочные листы, спецификации, контракты, все те документы, которые однозначно указывают на необходимость особых условий хранения и транспортировки. В документах должны быть определены температура, давление, влажность для конкретного товара, возможность либо невозможность хранения на открытых / закрытых площадках. Если товар имеет крупные габариты, превышающие параметры склада временного хранения, то к запросу и документам прилагаются схема и данные склада временного хранения.

Кроме того, к запросу прилагаются:

  • графическое изображение участка территории, на котором предполагается создание временной зоны таможенного контроля с указанием ее границ и площади, места расположения с привязкой к местности, утвержденное руководителем заинтересованного лица (если создание временной зоны таможенного контроля предполагается на территории, не принадлежащей владельцу товаров, графическое изображение согласовывается с руководителем предприятия (организации), владеющего данной территорией;
  • копия документа бухгалтерского учета, идентифицирующего сведения о здании (помещении в здании), в котором предполагается создание временной зоны таможенного контроля;
  • копия документа, подтверждающего, что лицо, заинтересованное в создании временной зоны таможенного контроля, является государственным органом или государственной организацией (в случае создания временной зоны таможенного контроля по данному основанию).

Подготовка решений начальника таможенного органа о создании временных зон таможенного контроля осуществляется должностными лицами из состава отдела организации таможенного контроля, отдела по борьбе с контрабандой и административными таможенными правонарушениями, отдела контроля доставки товаров и отдела обеспечения таможенных операций, на которых соответствующим приказом начальника таможенного органа либо должностной инструкцией возложены такие обязанности. Общее руководство деятельностью по созданию и обозначению зон таможенного контроля в части, касающейся таможенного органа, осуществляет заместитель начальника таможенного органа по таможенному оформлению и контролю.

Срок рассмотрения заявлений о создании временной зоны таможенного контроля — 1 месяц.

Решение о создании временной зоны таможенного контроля оформляется приказом начальника таможенного органа, в котором должны быть указаны:

  • основание и цель создания временной зоны таможенного контроля;
  • срок, на который она создается;
  • категория и / или наименование товаров, для размещения которых создается временная зона таможенного контроля;
  • сведения о владельце товаров, заинтересованном в совершении таможенных операций вне постоянной зоны таможенного контроля на время их проведения либо во временном хранении товаров, находящихся под таможенным контролем, в иных местах, чем склады временного хранения, или сведения о владельце товаров, в отношении которых принято решение таможенного органа о проведении таможенного осмотра или таможенного досмотра вне постоянной зоны таможенного контроля;
  • место ее расположения и пределы;
  • организационные, технические и иные меры, обеспечивающие поддержание в ее пределах установленного режима;
  • средства, используемые для обозначения временной зоны таможенного контроля;
  • наименование и код ведомственного пункта таможенного оформления, в котором будут совершаться таможенные операции в отношении товаров, которые будут размещены в пределах временной зоны таможенного контроля.

Копия приказа направляется владельцу товаров, заинтересованному в совершении таможенных операций вне постоянной зоны таможенного контроля на время их проведения, либо заинтересованному во временном хранении товаров, находящихся под таможенным контролем, в иных местах, чем склады временного хранения, в ведомственный пункт таможенного оформления, в котором будет производиться таможенное оформление товаров, размещенных во временной зоне таможенного контроля, в отдел организации таможенного контроля для целей учета (ведения реестра) временных зон таможенного контроля, созданных таможенным органом.

После издания приказа о создании временной зоны таможенного контроля производится ее оборудование и обозначение в порядке, согласно Положению о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля и требованиях к ним, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.05.2007 N 674.

Зона таможенного контроля обозначается на местности информационными указателями прямоугольной формы, устанавливаемыми на въезде в зону таможенного контроля и по ее периметру на высоте 150 см и на расстоянии, обеспечивающем их видимость с участков прилегающей территории в светлое и темное время суток, в том числе в условиях недостаточной видимости.

На зеленом фоне информационного указателя белым цветом осуществляется надпись на русском языке: «ЗОНА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ».

На информационных указателях, устанавливаемых в пунктах ввоза и (или) вывоза, расположенных в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, надпись осуществляется на русском и английском языках: «ЗОНА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ», «CUSTOMS CONTROL ZONE». Указанный информационный указатель является основным средством обозначения зоны таможенного контроля.

Зона таможенного контроля может быть обозначена нанесением надписи «ЗОНА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ», «CUSTOMS CONTROL ZONE» непосредственно на оградительные сооружения и стены помещений, составляющих ее периметр.

Временная зона таможенного контроля кроме информационного указателя обозначается устанавливаемой на высоте 100 см оградительной лентой.

По согласованию с таможенными органами указанной оградительной лентой могут не обозначаться временные зоны таможенного контроля, создаваемые в местах временного хранения товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, до их разгрузки непосредственно в транспортных средствах, на местах общего пользования железнодорожных станций, которые не являются складами временного хранения и расположение которых согласовано с таможенными органами.

В целях ускорения производства таможенных операций в отношении ввозимых товаров, создания благоприятных условий для субъектов хозяйствования Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь начат эксперимент, предусматривающий возможность доставки товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, непосредственно во временные зоны таможенного контроля получателя товаров либо на склады временного хранения, на которых отсутствуют пункты таможенного оформления.

Участие субъектов хозяйствования в указанном эксперименте обусловлено одновременным выполнением ряда условий, среди которых:

  • категория ввозимых товаров (товары, подвергающиеся быстрой порче, сырье, а также материалы, комплектующие изделия, технологическое оборудование и запасные части к нему, ввозимые для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, посадочный и посевной материал, средства защиты растений, товары для кормления животных, сельскохозяйственная техника и запасные части к ней);
  • представление таможенному органу предварительной информации;
  • товары следуют в адрес уполномоченного экономического оператора либо предназначены для размещения на складе временного хранения, на которых отсутствуют пункты таможенного оформления;
  • перевозчиком является лицо, включенное Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь в реестр уполномоченных экономических операторов либо в реестр таможенных перевозчиков Республики Беларусь.

При этом необходимо отметить, что в целях оптимизации условий эксперимента по решению таможенных органов, принимаемому на основе системы анализа и управления рисками, перевозчиком может быть и лицо, не обладающее упомянутыми статусами, если оно не является нарушителем таможенного законодательства.

Что касается уполномоченного экономического оператора, то, если учитывать изложенное, для реализации возможности доставки товаров в свою временную зону с учетом выполнения упомянутых условий лицо, обладающее статусом уполномоченного экономического оператора, должно быть допущено к участию в эксперименте в порядке, определенном письмом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 30.06.2012 N 02/8432 «О критериях допуска к участию в эксперименте». Для этого необходимо обратиться в таможню, в регионе деятельности которой находится уполномоченный экономический оператор. Таможня проводит проверку на соответствие заявителя критериям допуска, ходатайствует перед Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь о допуске лица к эксперименту и после включения заявителя в специальный реестр информирует его о возможности участия в эксперименте и условиях его проведения.

Критериями к допуску уполномоченных экономических операторов и владельцев складов временного хранения к участию в эксперименте по доставке товаров в зоны таможенного контроля являются:

  1. с даты включения Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь заинтересованного владельца склада временного хранения в реестр владельцев складов временного хранения либо уполномоченного экономического оператора в реестр уполномоченных экономических операторов (добросовестный участник внешнеэкономической деятельности) прошло не менее трех лет, в том числе с учетом подпункта 2.23 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 18.07.2011 N 319 «О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах», если до вступления в силу данного Указа лицо обладало статусом добросовестного участника внешнеэкономической деятельности. При этом трехлетний период должен быть непрерывным;
  2. в течение годичного срока, предшествующего дате обращения за допуском к участию в эксперименте, у уполномоченного экономического оператора отсутствуют нарушения таможенного законодательства, связанные с порядком хранения товаров во временных зонах таможенного контроля;
  3. отсутствие у заинтересованного лица на день обращения с заявлением о допуске к участию в эксперименте не исполненной в установленный законодательством срок обязанности по уплате таможенных платежей, а также процентов и пеней, начисленных за неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей.

После доставки товаров во временную зону таможенного контроля получатель обязан в течение трех часов после размещения товаров в зоне таможенного контроля направить в таможенный орган назначения с использованием информационных систем и информационных технологий уведомление о размещении товаров в зоне таможенного контроля (далее — уведомление). А также обеспечить хранение товаров, недопущение совершения с товарами операций, изменяющих их состояние, влекущих за собой нарушение упаковки, пользования и распоряжения ими до получения разрешения таможенного органа назначения на осуществление с товарами грузовых операций.

Таможенные операции в отношении товаров, размещенных во временных зонах таможенного контроля, совершаются в ведомственных пунктах таможенного оформления, определенных решениями о создании таких зон, вне зависимости от специализации указанных пунктов таможенного оформления согласно подпункту 2.10 пункта 2 постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 20.08.2007 N 93 «О пунктах таможенного оформления».

Таможенный орган назначения в течение двух часов с момента получения уведомления обеспечивает регистрацию такого уведомления и направление получателю товаров сообщения о его регистрации. Если указанный срок приходится на нерабочее время пункта таможенного оформления, то таможенный орган должен обеспечить осуществление таможенных операций в течение двух часов с начала работы пункта таможенного оформления. И в течение четырех часов с момента регистрации уведомления принимает решение и информирует получателя о возможности совершения с товарами грузовых операций.

Допускается совершение с товарами грузовых операций, если по истечении четырех часов с момента регистрации уведомления таможенный орган назначения не проинформировал получателя об отказе либо о возможности совершения с товарами грузовых операций.

Если уведомление поступает в пункт таможенного оформления менее чем за четыре часа до окончания его работы, совершение с товарами грузовых операций допускается по истечении четырех часов следующего рабочего дня, если пункт таможенного оформления не проинформировал получателя об отказе либо о возможности совершения с товарами грузовых операций.

Не позднее следующего рабочего дня после размещения товаров во временной зоне таможенного оформления получатель или перевозчик обязан представить в пункт таможенного оформления транзитную декларацию, транспортные (перевозочные) и коммерческие документы, содержащие отметки о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и идентифицированные таможенным органом отправления для завершения таможенной процедуры таможенного транзита.

Подача декларации на товары осуществляется получателем с использованием Национальной системы электронного декларирования. В целях оценки эффективности эксперимента по доставке товаров во временную зону таможенного контроля, созданную по заявлению получателя товаров таможенным органом, в регионе деятельности которого находится такой получатель, либо на склады временного хранения, на которых отсутствуют пункты таможенного оформления, с 01.10.2012 при представлении таможенным органам электронной предварительной информации в соответствии с письмом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 01.10.2012 N 02/12255 в графе 44 «Представляемые документы» ЭПИ сведения об эксперименте должны быть указаны первой запись по форме: «02099 02/8432 от 30.06.2012».

Отчет о товарах, размещаемых во временной зоне таможенного контроля, по форме журнала учета товаров, размещаемых в зоне таможенного контроля, согласно приложению 4 к постановлению Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26.04.2012 N 11 «О порядке ведения учета и представления отчетности для целей таможенного контроля» представляется в таможню, в регионе деятельности которой она расположена:

  • лицом, пользующимся и (или) владеющим иностранными товарами, размещенными во временной зоне таможенного контроля, созданной для целей временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, и (или)
  • уполномоченным экономическим оператором.

Отчеты представляются по требованию таможни на бумажном носителе в двух экземплярах и в электронном виде или в виде электронного документа в течение семи рабочих дней, следующих за днем получения письменного запроса таможни об этом. Количественные сведения в отчетах указываются с точностью до шести знаков после запятой с учетом математических правил округления. Принятие отчетов осуществляется уполномоченным должностным лицом таможни путем производства на всех экземплярах отчета записи: «Отчет принят» с указанием даты принятия отчета и заверения данной записи подписью и оттиском личной номерной печати. Уполномоченное должностное лицо таможни отказывает в случае, если:

  • отчет не заверен либо заверен не в установленном порядке;
  • отчет представлен в форме, не соответствующей установленным требованиям;
  • электронная копия отчета не соответствует техническим условиям и требованиям, установленным Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь;
  • сведения, содержащиеся в электронной копии отчета, не соответствуют сведениям, указанным на бумажном носителе;
  • в отчете указаны неполные либо недостоверные сведения.

В случае отказа в принятии отчета на каждом экземпляре отчета уполномоченное должностное лицо таможни производит запись: «В принятии отчета отказано» с указанием причин отказа, даты принятия данного решения об отказе, даты повторного представления отчета, заверяет запись подписью и оттиском своей личной номерной печати и отчет с решением об отказе в принятии возвращается лицу, его представившему.

При ликвидации временной зоны таможенного контроля владелец в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о прекращении ее функционирования, представляет в таможню, в регионе деятельности которой расположена временная зона таможенного контроля, отчет о товарах, размещаемых на территории зоны таможенного контроля.

Во временной зоне таможенного контроля, созданной для проведения таможенного осмотра или таможенного досмотра товаров либо по мотивированному запросу владельца товаров, заинтересованного в совершении таможенных операций вне постоянной зоны таможенного контроля на время их проведения, регистрация размещения и убытия товаров, в том числе транспортных средств, не производится.

Приложение

_______________________

(дата, исходящий номер)

_______________________ Начальнику _______________________ таможни

(наименование)

от _______________________________________

(полное наименование владельца товаров,

_______________________________________

заинтересованного в совершении таможенных операций вне постоянной зоны таможенного контроля на время их проведения либо во временном хранении товаров, находящихся под таможенным контролем, в иных местах, чем склады временного хранения)

ЗАПРОС

о создании временной зоны таможенного контроля На основании Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля и требованиях к ним, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.05.2007 N 674, прошу создать временную зону таможенного контроля в целях

___________________________________________________________________________

(совершение таможенных операций вне постоянной зоны таможенного контроля либо временное хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в ином месте, чем склад временного хранения) на срок ___________________________________________________________________

(указывается срок: с «_» __ 20__ г. по «_» __ 20__ г. включительно)

Место расположения и пределы временной зоны таможенного контроля

___________________________________________________________________________

(указывается адрес предприятия (организации) либо его производственной

___________________________________________________________________________

базы (участка), склада, территории, где предполагается создание временной

зоны таможенного контроля, а также пределы создаваемой зоны со ссылкой на

прилагаемое графическое изображение)

Поддержание особого режима в создаваемой временной зоне таможенного контроля будет обеспечено заявителем путем применения следующих организационных, технических и иных мер: __________________________________

___________________________________________________________________________

(указывается: обозначение временной зоны таможенного контроля, ограждение, охрана (включая наличие технических средств), пропускной режим либо иной способ контроля товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, ограничивающий перемещение физических лиц, не участвующих в совершении таможенных операций в отношении указанных товаров и транспортных средств) Пункт таможенного оформления, в котором будут проводиться таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение и под таможенные процедуры ______________________________________________________

Приложение: __________________________________________________________

(графическое изображение участка территории, копии

___________________________________________________________________________

документов, идентифицирующих сведения о здании (помещении), в котором предполагается создание временной зоны таможенного контроля, и подтверждающих, что лицо, заинтересованное в создании временной зоны таможенного контроля, является государственным органом или государственной организацией)

Руководитель __________________________ ___________ ____________________

(полное наименование лица, (подпись) (И.О.Фамилия)

подавшего запрос)

М.П.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.