Применение книжки МДП при международных автомобильных перевозках

Применение книжки МДП регламентировано Таможенной конвенцией Организации Объединенных Наций «О международной перевозке грузов с применением книжки МДП» (Конвенция МДП, 1975 г.) (заключена в г. Женеве 14.11.1975) (далее — Конвенция МДП).

В настоящее время Конвенция МДП насчитывает 68 Договаривающихся сторон, включая Европейский союз. Зона действия Конвенции МДП включает Европу и простирается до Северной Африки и Ближнего Востока. В настоящее время Конвенция МДП охватывает США, Канаду, Чили и Уругвай. В 2016 году запланировано присоединение к Конвенции МДП Пакистана. Ведутся переговоры о вступлении в систему МДП Китайской Народной Республики, Индии, Египта, Саудовской Аравии.

Республика Беларусь присоединилась к Конвенции МДП в 1992 году.

Основными элементами системы МДП являются следующие.

1. Товары должны перевозиться в контейнерах или грузовых отделениях транспортных средств, сконструированных таким образом, чтобы исключить возможность несанкционированного доступа к содержимому запломбированной части транспортного средства или контейнера без оставления видимых следов вскрытия грузового отделения транспортного средства, контейнера или повреждения таможенных печатей и пломб.

В целях соблюдения этого требования Конвенция МДП устанавливает стандарты конструкций и процедуры допущения транспортного средства для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями. Если контейнер или грузовое отделение транспортного средства отвечают этим требованиям, то соответствующее национальное ведомство (в Республике Беларусь — таможенные органы) выдает так называемое свидетельство о допущении транспортного средства для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями.

Порядок выдачи и использования свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 N 676 «О формах свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями и порядке его выдачи и использования».

Заблаговременное допущение автомобильных транспортных средств, прицепов, полуприцепов к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями действует в течение двух лет. Через два года указанное допущение необходимо продлевать.

2. Уплата таможенных пошлин и налогов, в отношении которых существует риск неуплаты, должна быть обеспечена международной гарантией.

Принцип действия международной системы гарантий следующий. Каждое национальное гарантийное объединение (в Республике Беларусь — Ассоциация «БАМАП») гарантирует уплату всех таможенных пошлин и налогов, которые подлежат уплате, при обнаружении какого-либо нарушения операции МДП на территории этой страны, но не более установленной в настоящее время гарантийной суммы (для Республики Беларусь — 60000 евро). Таким образом, национальное гарантийное объединение гарантирует уплату таких таможенных пошлин и налогов как национальными, так и иностранными перевозчиками, осуществляющими перевозки с применением книжек МДП, выданных им самим или подобным объединением другого государства.

В результате каждое государство обеспечено гарантией при перевозках по его территории с использованием книжек МДП. Все национальные гарантийные объединения объединены в единую международную гарантийную цепь, которая управляется Международным союзом автомобильного транспорта (г. Женева, Швейцария). Гарантийная цепь опирается на несколько крупных страховых компаний.

3. Товары должны сопровождаться книжкой МДП, принятой к оформлению в государстве отправления и служащей документом контроля в государствах отправления, транзита и назначения.

4. Признание государствами транзита и назначения мер таможенного контроля, принятых в государстве отправления.

Поскольку осуществление всей перевозки МДП зависит от качества таможенного контроля в государстве отправления, очень важно, чтобы он был полным и осуществлялся с соблюдением всех необходимых формальностей. Кроме того, таможенный орган отправления, перед тем как наложить таможенные пломбы и печати, должен проверить состояние грузового отделения транспортного средства или контейнера.

5. Контролируемый доступ перевозчиков к системе МДП.

В соответствии с приложением 9 к Конвенции МДП таможенные органы должны контролировать доступ к системе МДП всех перевозчиков.

Минимальные условия и требования, которые должны соблюдаться перевозчиками для доступа к системе МДП, включают:

  • доказательства, подтверждающие наличие опыта и возможностей заниматься регулярными международными перевозками (владелец лицензии на осуществление международных перевозок и т.д.);
  • устойчивое финансовое положение;
  • доказательства, подтверждающие наличие знаний в области применения Конвенции МДП;
  • отсутствие серьезных или неоднократных нарушений таможенных правил или налогового законодательства.

В Республике Беларусь эти минимальные условия и требования для перевозчиков установлены постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12.11.2002 N 92 «Об утверждении Положения о порядке допуска физических и юридических лиц, осуществляющих международные автомобильные перевозки, к процедуре МДП и пользованию книжками МДП».

В настоящее время Государственный таможенный комитет Республики Беларусь подготовил постановление Совета Министров Республики Беларусь, которое регламентирует порядок допуска к процедуре МДП (с 8 по 15 декабря 2015 г. проходит общественное обсуждение указанного проекта, который размещен на сайте Государственного таможенного комитета Республики Беларусь).

Порядок использования книжки МДП

Книжка МДП состоит из четырех страниц обложки, неотрывного желтого листка N 1 / N 2 и корешка N 1 / N 2, отрывных листков N 1 и корешков N 1 (белого цвета), отрывных листков N 2 и корешков N 2 (зеленого цвета), протокола о дорожно-транспортных происшествиях (желтого цвета) и отрывного пронумерованного уголка (квитанции), расположенного на четвертой странице обложки книжки МДП и содержащего номер такой книжки МДП.

В книжке МДП может содержаться четыре, шесть, четырнадцать или двадцать отрывных листков и корешков N 1 (белого цвета) и N 2 (зеленого цвета).

Отрывные листки и корешки содержат постраничную нумерацию. Отрывной листок N 1 и корешок N 1, как правило, предназначены для использования в таможне места отправления и промежуточной таможне, через которую дорожное транспортное средство, состав транспортных средств или контейнер въезжает в Республику Беларусь в процессе перевозки МДП, а отрывной листок N 2 и корешок N 2 — в таможне места назначения и промежуточной таможне, через которую транспортное средство, состав транспортных средств или контейнер выезжает из Республики Беларусь в процессе перевозки МДП.

При необходимости допускается одновременное использование комбинации отрывных листков и корешков N 1 и N 2.

Неотрывной листок N 1 / N 2 (желтого цвета) предназначен для сохранения в книжке МДП сведений о перевозимом товаре после завершения перевозки МДП и изъятия из книжки МДП отрывных листков N 1 и N 2.

Для перевозки тяжеловесных или громоздких товаров и обычных товаров оформляются отдельные книжки МДП. Книжка МДП, по которой перевозятся тяжеловесные или громоздкие товары, должна содержать на обложке и всех отрывных листках надпись «тяжеловесные или громоздкие грузы» на английском или французском языке.

В книжке МДП не допускаются подчистки и помарки. Все исправления должны вноситься путем вычеркивания ошибочных сведений, при этом правильные сведения надписываются сверху и заверяются держателем книжки МДП и должностным лицом таможенного органа, оформляющим книжку МДП.

Гарантийным объединением, выдавшим книжку МДП, устанавливается срок ее действия.

Если книжка МДП была принята для оформления таможней места отправления в последний день срока ее действия или до этой даты, книжка МДП действительна до окончания перевозки МДП в таможне места назначения.

Книжка МДП действительна для выполнения одной перевозки товаров по процедуре МДП.

Применяемая для перевозки книжка МДП должна содержать по меньшей мере такое количество отрывных листков N 1 и N 2, которое необходимо для осуществления перевозки МДП.

Если число отрывных листков в книжке МДП недостаточно для осуществления всей перевозки МДП, то для такой перевозки может последовательно или одновременно использоваться несколько книжек МДП.

При последовательном использовании нескольких книжек МДП таможней, принявшей к оформлению дополнительную книжку МДП, в предыдущей книжке МДП указывается номер последующей книжки МДП, по которой одна часть перевозки завершена, а вторая часть перевозки будет продолжена, а в последующей книжке МДП — номер предыдущей книжки МДП. Последовательное использование нескольких книжек МДП допускается, если при использовании каждой из них будет осуществляться пересечение по меньшей мере одной границы государства Конвенции МДП.

Последовательное использование книжки МДП не допускается в случае выявления признаков административного таможенного правонарушения по результатам проведенного таможенными органами Республики Беларусь таможенного досмотра товаров, перемещавшихся с использованием предыдущей книжки МДП. В указанном случае дальнейшая перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита может осуществляться только с использованием транзитной декларации по форме, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации».

При одновременном использовании нескольких книжек МДП таможня места отправления должна указать в каждой из них номера всех принятых к оформлению книжек МДП.

Книжка МДП, оформленная ее держателем в отношении товаров, помещенных таможенными органами Республики Беларусь под таможенную процедуру экспорта, без их помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, может быть принята таможенным органом Республики Беларусь в месте убытия к оформлению при вывозе перевозимых по ней товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза.

Книжка МДП, оформленная в таможне места отправления государства, не являющегося членом Таможенного союза, по которой товары перемещались по таможенной территории Таможенного союза, может быть принята к оформлению для вывоза перевозимых по ней товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза в случае изменения страны назначения, в том числе с целью возврата товара его отправителю, при условии, что товары после завершения таможенной процедуры таможенного транзита не были помещены под иную таможенную процедуру, а также при наличии в книжке МДП достаточного количества отрывных листков и внесения в нее держателем соответствующих изменений в части страны и таможни назначения.

Книжка МДП, оформленная в таможне места отправления государства — члена Таможенного союза, относящаяся к товарам, которые возвращены на таможенную территорию Таможенного союза с территории государства, не являющегося государством — членом Таможенного союза, либо к товарам, в отношении которых не было получено разрешение на убытие и которые до места убытия перемещались в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, может быть принята к оформлению для возврата товара на таможенную территорию Таможенного союза при условии наличия в книжке МДП достаточного количества отрывных листков и внесения в нее ее держателем соответствующих изменений в части страны и таможни назначения.

Общее количество таможен места отправления и таможен места назначения не может превышать четырех (в настоящее время рассматривается вопрос внесения изменений в Конвенцию МДП в части увеличения указанных таможен с четырех до восьми).

Предъявленная должностному лицу таможенного органа перевозчиком книжка МДП подлежит изъятию и не возвращается последнему в случаях, когда она:

  • является утерянной либо похищенной;
  • предъявлена в таможне места отправления либо оформлена в таможне места отправления после окончания установленного срока ее действия;
  • предъявлена перевозчиком, не являющимся держателем данной книжки МДП;
  • является документом, имеющим значение для принятия решения по делу об административном правонарушении, либо признана в установленном законодательством порядке вещественным доказательством по делу об административном правонарушении или уголовному делу.

Должностное лицо таможенного органа при изъятии книжки МДП заполняет отрывной пронумерованный уголок (квитанцию) и возвращает его лицу, предъявившему книжку МДП к оформлению.

Однако зачастую установленная сумма международной гарантии для книжки МДП (60000 евро) не покрывает таможенную задолженность, которая возникает при недоставке товаров, перевозимых по процедуре МДП. В целях решения этой проблемы прорабатывается вопрос внесения изменений в Конвенцию МДП в части увеличения суммы гарантии по книжке МДП до 100000 евро.

Также в соответствии с Распоряжением Евразийского межправительственного совета от 29.05.2015 N 12 «Об условиях обеспечения беспрепятственного транзитного проезда с применением Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенции МДП) 1975 года на территории Евразийского экономического союза» осуществляется тесное взаимодействие и совместная работа Сторон в руководящих органах Конвенции МДП по продвижению предложений по ее модификации с целью совершенствования таможенной процедуры таможенного транзита с применением книжки МДП и минимизации ущерба государству при нарушениях таможенного законодательства.

В то же время актуальным является вопрос компьютеризации процедуры МДП. В ноябре 2015 г. состоялась первая сессия Группы экспертов по правовым аспектам компьютеризации процедуры МДП.

Участники заседания обсудили вопрос совместимости системы e-TIR (использование электронной книжки МДП) с национальными правовыми требованиями. Было принято решение о дополнительном исследовании требований национальных законодательств различных стран в части признания электронных документов на следующую сессию Группы экспертов по правовым аспектам компьютеризации процедуры МДП.

На заседании также обсуждался вопрос финансирования системы e-TIR. Мнения экспертов были различными. Одни считали, что финансирование должно быть внебюджетным и в качестве основного способа финансирования e-TIR следует применять способ «пользователь платит». Было также высказано мнение о необходимости первоначальных взносов государств в развитие системы e-TIR.

Эксперты отметили, что важно обсудить не только финансирование системы e-TIR, но и административное управление, подготовку, развитие системы, обучение персонала и многое другое. Было достигнуто согласие относительно того, что механизм финансирования должен обсуждаться после уточнения необходимых затрат.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.