Уполномоченный экономический оператор: новые плюсы статуса

Уполномоченный экономический оператор: новые плюсы статуса

Статус уполномоченного экономического оператора (далее — УЭО) и в мировой практике, и в Евразийском экономическом союзе является удобной возможностью для субъектов хозяйствования упростить свою деятельность в таможенной сфере. По информации на январь 2017 г., содержащейся на официальном сайте Государственного таможенного комитета Республики Беларусь (customs.gov.by), таких лиц в стране насчитывалось более 300. В целом специальные упрощения, предоставляемые УЭО, закреплены в пункте 1 статьи 41 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС) и представляют собой следующие возможности:

  1. временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора;
  2. выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со статьей 197 ТмК ТС;
  3. проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора;
  4. иные специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза.

В развитие положений ТмК ТС принято в том числе Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии N 157 «О внесении изменений в Порядок совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита» (принято в г. Москве 21.11.2016) (далее — Решение N 157), которое вступит в силу в мае 2017 г. Решение N 157 устанавливает новый порядок завершения таможенной процедуры таможенного транзита для товаров, которые доставляются сразу на территории УЭО, а не в место нахождения таможенного органа.

В первую очередь необходимо пояснить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 215 ТмК ТС таможенный транзит — это таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

При выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита согласно частям первой и второй пункта 1 статьи 220 ТмК ТС таможенный орган отправления определяет место доставки товаров на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах. В случаях, установленных законодательством государств — членов Таможенного союза, таможенный орган отправления вправе устанавливать места доставки независимо от сведений, указанных в транспортных (перевозочных) документах. В Беларуси такие случаи установлены пунктом 2 статьи 188 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 N 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»:

  1. если в отношении перемещаемого товара необходимо проведение определенных форм таможенного контроля и в таможенном органе отправления, а также в месте доставки, заявленном декларантом, отсутствуют условия для проведения этих форм таможенного контроля;
  2. если таможенные операции в отношении перемещаемых товаров должны быть совершены в определенных пунктах таможенного оформления в соответствии со статьей 35 указанного Закона;
  3. если пункт назначения, указанный в транспортных (перевозочных) документах, находится в регионе деятельности таможенного органа, расположенного на территории, на которой установлен режим чрезвычайного положения либо введены другие ограничения для ввоза отдельных категорий товаров в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  4. в случаях, определенных на основе системы управления рисками.

Местом доставки товаров является зона таможенного контроля (ЗТК), находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения.

После доставки товаров в таможенный орган назначения перевозчик должен завершить таможенную процедуру таможенного транзита.

Отметим, что в соответствии с подпунктом 32 пункта 1 статьи 4 ТмК ТС таможенный орган назначения — таможенный орган, в регионе деятельности которого находится установленное таможенным органом отправления место доставки товаров либо который завершает таможенную процедуру таможенного транзита.

Итак, для того чтобы местом доставки могли стать помещения, открытые площадки и иные территории УЭО, на них необходимо создать ЗТК в соответствии с Положением о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля и правовом режиме зоны таможенного контроля, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.05.2007 N 674.

После того как перевозчик непосредственно прибудет в ЗТК, созданную у УЭО, порядок последующих действий будет выглядеть следующим образом:

1. Представление документов и сведений от перевозчика УЭО.

Перевозчик в течение 2 часов представляет УЭО:

  • сведения о номере транзитной декларации;
  • транспортные (перевозочные) документы с отметками о выпуске товаров и иные документы, входящие в состав транзитной декларации и идентифицированные таможенным органом отправления.

2. Осмотр УЭО транспортного средства.

УЭО осматривает транспортные средства, а также наложенные на грузовые помещения транспортных средств таможенные пломбы, печати (если они применялись).

3. Направление УЭО сведений в таможенный орган назначения о прибытии товаров.

УЭО направляет в таможенный орган назначения в электронном виде с помощью информационных систем и информационных технологий следующие сведения:

  • о номере транзитной декларации;
  • документах, представленных УЭО перевозчиком;
  • дате и времени прибытия товаров в место доставки;
  • обнаружении признаков изменения, удаления, уничтожения или замены средств идентификации и (или) повреждения грузовых помещений транспортных средств (при их наличии).

Сведения направляются в течение 1 часа с момента представления ему документов перевозчиком либо в течение 2 часов с момента наступления времени начала работы таможенного органа, если товары были доставлены вне этого времени.

4. Ответ таможенного органа назначения в отношении прибытия товаров.

Действия таможенных органов на данном этапе можно разделить на два подэтапа:

4.1. Регистрация получения сведений (в течение 1 часа с момента представления ему сведений либо в течение 2 часов с момента наступления времени начала работы таможенного органа, если сведения были представлены вне этого времени).

4.2. Принятие решения о возможности или запрете удаления средств идентификации, наложенных на грузовые помещения транспортных средств, и необходимости таможенного осмотра или досмотра товаров и транспортных средств (в течение 4 часов с момента представления ему сведений либо с момента наступления времени начала работы таможенного органа, если сведения были представлены вне этого времени).

5. Далее действия УЭО и перевозчика зависят от того, разрешил или нет таможенный орган назначения удалить средства идентификации и есть ли необходимость проводить таможенный осмотр либо досмотр. Однако в любом случае товары не подлежат перемещению в другие ЗТК и на склады временного хранения.

Разрешение на удаление средств идентификации <1> Запрет удаления средств идентификации, наложенных на грузовые помещения транспортных средств, и необходимость таможенного осмотра или досмотра товаров и транспортных средств

Стандартная процедура завершения таможенной процедуры таможенного транзита

5.1.1. Уведомление УЭО перевозчика.

УЭО уведомляет перевозчика о решении таможенного органа путем передачи распечатанного электронного сообщения таможенного органа, заверенного печатью УЭО.

С этого момента товары считаются доставленными в место доставки 5.2.1. Предоставление документов в таможенный орган.

Перевозчик предоставляет в таможенный орган транзитную декларацию и транспортные (перевозочные) документы

5.1.2. Удаление средств идентификации и принятие товаров.

УЭО удаляет средства идентификации и принимает товары от перевозчика, о чем делает соответствующие отметки на транспортных (перевозочных) документах 5.2.2. Регистрация подачи таможенным органом.

После подачи документов должностное лицо таможенного органа проставляет на полученных документах штамп о поступлении товаров, который заполняет и заверяет оттиском личной номерной печати

5.1.3. Уведомление УЭО таможенного органа.

УЭО направляет таможенному органу назначения в электронном виде с помощью информационных систем и информационных технологий следующие сведения:

  • о номере транзитной декларации;
  • дате и времени принятия товаров от перевозчика 5.2.2. Проведение таможенного контроля.

Таможенный орган осуществляет таможенный контроль в отношении товаров, в том числе с учетом системы управления рисками

5.1.4. Ответ УЭО от таможенного органа.

Таможенный орган регистрирует полученную информацию и уведомляет об этом УЭО в электронном виде с помощью информационных систем и информационных технологий 5.2.3. Оформление завершения таможенной процедуры таможенного транзита.

Не позднее 24 часов с момента регистрации подачи документов таможенный орган регистрирует завершение таможенной процедуры таможенного транзита, в том числе с указанием признаков выявленных нарушений (при их наличии)

5.1.5. Информирование перевозчика об ответе таможенного органа.

УЭО информирует об этом перевозчика путем передачи ему распечатанного электронного сообщения таможенного органа назначения, заверенного печатью уполномоченного экономического оператора.

Если товары, перевозятся железнодорожным транспортом, то информирование можно осуществлять иными способами, предусмотренными законодательством государств-членов.

С этого момента товары считаются находящимися на временном хранении <2> 5.2.4. Возврат документов перевозчику.

После регистрации завершения таможенной процедуры таможенного транзита один экземпляр транспортных (перевозочных) документов с отметками таможенного органа возвращается таможенным органом перевозчику

<1> Если в указанный срок таможенный орган не сообщил УЭО о запрете удаления средств идентификации и средств и необходимости таможенного осмотра или досмотра товаров и транспортных средств, то УЭО вправе их удалить.

<2> Временное хранение товаров — хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов (пункт 1 статьи 167 ТмК ТС).

В заключение можно отметить, что новации, предусмотренные Решением N 157, позволят снизить временные и финансовые затраты УЭО и перевозчиков на операции, связанные с таможенной процедурой таможенного транзита, а также на временное хранение товаров, ускорить их доставку получателю и вовлечение в торговый оборот и производство.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *