Вправе ли сотрудник ГАИ требовать от водителя юридического лица, выполняющего перевозку для собственных нужд этого юридического лица, предъявления путевого листа с отметкой о прохождении им контроля состояния водителя, если в таких случаях законодательство не требует ведения путевого листа, в котором должна проставляться отметка о допуске водителя к работе по итогам контроля состояния?

Вправе ли сотрудник ГАИ требовать от водителя юридического лица, выполняющего перевозку для собственных нужд этого юридического лица, предъявления путевого листа с отметкой о прохождении им контроля состояния водителя, если в таких случаях законодательство не требует ведения путевого листа, в котором должна проставляться отметка о допуске водителя к работе по итогам контроля состояния?

Путевые листы представляют собой первичные документы, позволяющие получить информацию об использовании автомобиля (например, сведения о техническом состоянии автомобиля, сведения об объеме выполненной транспортной работы, времени в наряде, пробеге и др.) и информацию о водителе (например, рабочее время водителя, сведения о прохождении им контроля состояния водителей и др.). Действительно, законодательством предусмотрены исключения, когда ведение путевого листа не обязательно, а следовательно, и отметка о прохождении водителем контроля состояния водителей, проставляемая в путевых листах, не является обязательной.

Вместе с тем в соответствии с п. 10 Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2002 N 1851 (далее — Положение), ГАИ в пределах своей компетенции организует и осуществляет контроль за соблюдением Правил дорожного движения, утвержденных Указ Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 N 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (далее — Правила дорожного движения), и иных актов законодательства Республики Беларусь в области дорожного движения, а также выполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения.

Для достижения целей по выявлению и пресечению правонарушений в указанных сферах сотрудники ГАИ в том числе руководствуются Инструкцией о порядке проведения работниками Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь контроля за соблюдением скоростных режимов движения, режима труда и отдыха водителями транспортных средств, осуществляющими перевозки пассажиров и грузов, а также требований нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих деятельность на автомобильном транспорте, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24.05.2004 N 115/18 (далее — Инструкция). Так, например, в соответствии с п. 9 Инструкции режим труда и отдыха водителей при осуществлении перевозок контролируется на основании путевого листа и регистрационных листков тахографа либо личной контрольной книжки. Также путевой лист (его наличие) проверяется и при осуществлении контроля за осуществлением транспортной деятельности (глава 2 Инструкции). При этом после проведения контроля при осуществлении автомобильной перевозки сотрудником ГАИ делается отметка о дате и времени проверки на обратной стороне тахограммы и в путевом листе.

В случае обнаружения нарушения требований нормативных правовых актов, касающихся режима труда и отдыха водителей, установки и эксплуатации тахографа, Правил дорожного движения, нарушений требований других актов законодательства, регламентирующих транспортную деятельность, сотрудник ГАИ составляет протокол об административном правонарушении. Для реализации указанных функций должностные органы внутренних дел (ГАИ) как субъекты административного процесса наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях по таким статьям Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, как часть 4 статьи 12.17 «Нарушение правил торговли и оказания услуг населению» (устанавливающей ответственность, в том числе за транспортировку товаров без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов), статья 18.24 «Допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, имеющего неисправности», статья 18.25 «Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения», статья 18.26 «Нарушение водителем транспортного средства, осуществляющим автомобильную перевозку, режима труда и отдыха».

Кроме того, сотрудники ГАИ имеют право получать от должностных лиц организаций независимо от форм собственности, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, сведения, относящиеся к проверяемой деятельности, о соблюдении ими требований нормативных правовых актов, в том числе технических, действующих в области дорожного движения, а также объяснения по фактам их нарушения, выдавать организациям, гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, обязательные предписания об устранении нарушений законодательства в области дорожного движения, в том числе требований технических нормативных правовых актов, и при неисполнении этих предписаний привлекать виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательными актами (подп. 11.1, 11.2 п. 11 Положения).

В случае, если юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), водитель не согласны с действиями указанных должностных лиц, они имеют право обжаловать процессуальное действие или постановление, принятое по делу об административном правонарушении, в порядке, предусмотренном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП), а также требовать внесения своих возражений в протокол об административном правонарушении или в протокол процессуального действия (п. 8 ч. 1 ст. 4.1 ПИКоАП).

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *