Устройство и работа планетарного механизма (ПМП) ДТ-75М

Планетарный механизм поворота трактора ДТ-75М состоит из двух симметрично расположенных одинаковых планетарных устройств управления правой и левой гусеничными цепями.

Для поворота трактора гусеницы отключают раздельно с помощью планетарных механизмов, которые в сочетании с тормозами могут выполнять роль фрикционных муфт, т.е. разъединять и плавно соединять валы трансмиссии. Ведущие элементы в планетарных механизмах поворота — коронные шестерни 8 внутри общего барабана 4, а ведомые — водила 14, которые валами (полуосями) 1 соединены с ведущими шестернями конечных передач. На осях 13, закрепленных в водилах, вращаются сателлиты 12, которые соединяют солнечные шестерни 11 с коронными.

Рис. Составные части механизма поворота: 1 — валы (полуоси); 2 — остановочные тормоза; 3 — тормоза солнечных шестерен; 4 — барабан; 5 и 6 — ведомая и ведущая конические шестерни; 7 — вторичный вал коробки передач; 8 — коронные шестерни; 9 — шестерни конечной передачи; 10 — ведущие звездочки; 11 — солнечные шестерни; 12 — сателлиты; 13 — оси сателлитов; 14 — водила.

При прямолинейном движении трактора обе солнечные шестерни заторможены. Крутящий момент от вторичного вала 7 коробки передач через конические шестерни 5 и 6 передается коронным шестерням. Вращаемые ими сателлиты перекатываются по солнечным шестерням и через оси увлекают за собой водила. От водил через полуоси и шестерни конечных передач крутящий момент передается ведущим звездочкам 10, и они, вращаясь, перематывают гусеницы с равными скоростями.

Для совершения плавного поворота трактора, например влево, необходимо переместить левый рычаг на себя. При этом тормозная лента отпускает тормозной шкив и солнечная шестерня освобождается. Когда одну из солнечных шестерен растормаживают, сателлиты перестают перекатываться по ней, так как она сама начинает вращаться в обратном направлении. Поэтому передача крутящего момента на водило прекращается, т. е. гусеница отключается от трансмиссии. Однако за счет толкающего усилия, передаваемого через остов от другой гусеницы, отключенная гусеница все же продолжает перематываться, хотя и с меньшей скоростью. Поэтому поворот трактора будет плавным, особенно когда невелико сопротивление буксируемых машин. При этом водило, хотя и отключено от коронной шестерни, все же продолжает поворачиваться в прежнем направлении, так как получает вращение от отстающей гусеницы через звездочку и конечную передачу.

Для крутого поворота трактора необходимо после выключения тормоза солнечной шестерни нажать педаль 17 тормоза водила. Тогда тормозная лента 12 останавливает тормозной шкив 1 и затормаживает вал 2. Трактор совершает крутой поворот. Если его остановить тормозом, то остановятся звездочка и гусеница — трактор круто повернется на месте.

При одновременном освобождении обеих солнечных шестерен передача крутящего момента к гусеницам прекращается и трактор останавливается.

Планетарные механизмы служат не только для поворота, но и как дополнительные редукторы, что позволяет уменьшить нагрузку на детали коробки передач и на конические шестерни заднего моста.

Корпус 1 моста отлит вместе с корпусом коробки передач. Средний отсек, где размещены планетарные механизмы поворота, и полость коробки передач образуют общую масляную ванну. Боковые отсеки — сухие (здесь находятся тормоза).

Ведущая коническая шестерня изготовлена вместе с вторичным валом коробки передач, а ведомая 26 прикреплена болтами к фланцу барабана 27 коронных шестерен, вращающегося на шариковых подшипниках. Внутренние кольца этих подшипников опираются на стаканы 24, запрессованные в расточки перегородок. В стыке ведомой конической шестерни и фланца барабана коронных шестерен установлены прокладки 25 для регулировки зацепления конических шестерен.

В барабане 27 имеются два внутренних зубчатых венца коронных шестерен, каждая из которых соединена тремя сателлитами 29 со своей солнечной шестерней 31. Зубья солнечных шестерен нарезаны на концах длинных ступиц, которые вставлены, в стаканы 24 и опираются на запрессованные в них бронзовые втулки.

Сателлиты вращаются в игольчатых подшипниках на осях 30, закрепленных в водилах 28, которые представляют собой стальные отливки треугольной формы. В шлицевые ступицы водил вставлены внутренние концы валов (полуосей) 37. Их наружные шлицевые концы соединяются с ведущими шестернями 36 конечных передач.

Рис. Ведущий мост трактора ДТ-75МВ: 1 — корпус; 2 и 3 — тормозные ленты; 4 — шкив тормоза солнечной шестерни; 5 — шкив остановочного тормоза; 6, 21 и 32 — крышки; 7 и 8 — регулировочные гайки; 9, 12 и 18 — серьги; 10 — пальцы; 11 и 13 — рычаги механизма остановочного тормоза; 14, 19, 20 и 22 — тяги; 15 и 16 — рычаги механизма тормоза солнечной шестерни; 17 — ось рычагов; 23, 34 и 40 — пружины; 24 — стакан; 25 — регулировочные прокладки; 26 — ведомая коническая шестерня; 27 — барабан коронных шестерен; 28 — водила; 29 — сателлит; 30 — ось сателлита; 31 — солнечная шестерня; 33 — сальник; 35 и 39 — запорные планки; 36 — ведущая шестерня конечной передачи; 37 — вал (полуось); 38 — уплотнение; 41 — маслоуспокоительный кожух; 42 и 44 — пробки; 43 — опорные регулировочные винты.

Конические шестерни и планетарные механизмы смазывают трансмиссионным маслом, которое заливают в среднее отделение до верхней метки на стержне, закрепленном в пробке заливной горловины.

Маслоуспокоительный кожух 41 служит как бы дополнительным поддоном с небольшим уровнем масла. Благодаря этому уменьшается взбалтывание, а следовательно, и нагревание масла в среднем отсеке корпуса, а также уменьшается забрасывание на детали механических примесей, отстаивающихся в масляной ванне. Проникновение масла из среднего отсека к тормозам предотвращается уплотнениями 33, выполненными в стаканах, и торцовыми уплотнениями 38, установленными в ступицах солнечных шестерен. Проникшее в отсеки тормозов масло периодически сливают, вывинчивая пробки 44.

Планетарный механизм поворота сложнее и дороже в производстве, чем фрикционный, но обладает и рядом преимуществ. Он более компактный, что позволяет уменьшать колею трактора, легче в управлении, более долговечен, с лучшим балансом мощности при повороте. Кроме того, планетарный механизм повышает передаточное число коробки передач.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (оцени первым)

Двухступенчатый планетарный механизм поворота (ПМП)

Двухступенчатый планетарный механизм поворота более совершенен по сравнению с бортовым фрикционом, поскольку обеспечивает независимо от передачи, включенной в коробке передач, два расчетных радиуса поворота. Двухступенчатый планетарный механизм поворота (рис. а) выполнен на базе планетарной перед...

Планетарный механизм поворота трактора ВТ-150. Принцип работы

Планетарный механизм поворота - это сдвоенный планетарный редуктор с коронной шестерней 18, одновременно служащий цилиндрическим корпусом, тремя цилиндрическими сателлитами 15, солнечной шестерней 16 и водилом 17. Сателлиты 15 через оси связаны с водилом 17, соединенным шлицевым соединением с полуос...

Двухступенчатый планетарный механизм поворота тракторов

Двухступенчатый планетарный механизм поворота (МП) состоит из двух планетарных рядов, размещенных между центральной 1 и конечной 6 передачами трактора, двух остановочных Т01 и Т02 и двух поворотных ТП1 и ТП 2 тормозов и двух блокировочных фрикционов Ф1 и Ф2. Внешне схема двухступенчатого планетар...
✪Устройство автомобиля Авто⚡сайт №❶