Когда гладки взятки
Пожалуй, давно уже никто из водителей не считает взяткой «отступные» инспектору ГАИ. Тем более, что «отступные» эти водители предлагают сами, причем, совершенно добровольно и весьма охотно. Раньше, когда штрафы платили на месте, это просто было экономически выгодно обеим сторонам. А сейчас, когда принят закон, согласно которому все нарушения Правил должны рассматриваться только в суде, нарушителям это стало не только выгодно, но и удобно. Ведь кроме экономии денег, расчет на месте сулит еще и немалую экономию времени — сначала на составление протокола, а затем — на хождение по судам и сберкассам. Так что даже самому добропорядочному водителю, нарушившему Правила (с кем не бывает?), проще и логичнее отдать десятку «гаишнику» (будь то законно или нет), чем тратить время на составление протокола и походы посудам.
В результате поступления от штрафов за год уменьшились. И чтобы увеличить поступления от штрафов, руководством ГАИ (очевидно, но указанию «сверху») было принято решение бороться со «взятками». Сначала взялись за отлов инспекторов ГАИ, берущих взятки, а затем — и за водителей, их дающих. С этой целью была начата операция «Порядочность», цель которой — задержание водителей, дающих взятки работникам ГАИ. Всего за 7 месяцев этого года в ходе операции «Порядочность» в Киеве задачу взятки было задержано 274 водителя. Поймать — не поле перейти. Нынешним летом нам довелось принять участие в одном из рейдов по отлову «взяткодателей». Буквально через несколько минут после начала патрулирования, патрульную машину обогнала иномарка. Видеокамера, совмещенная с радаром, зафиксировала превышение скорости. Догнав нарушителя, патрульный автомобиль «прокрякал» ему команду остановиться и иномарка припарковалась у обочины. Инспектор представился нарушителю и пригласил его в патрульную машину. А дальше произошел следующий диалог, который мы, сидя на заднем сиденье, записали на диктофон.
— Вы знаете за что вас остановили?
— Нет.
—Вы превысили разрешенную скорость, двигаясь в населенном пункте со скоростью 92 км/ч.
— Я не превышал…
— Ваше нарушение зафиксировано на видеопленке. Вот движется ваш автомобиль, а рядом на экране указаны время, дата и скорость: 15-41. 25.07.2003 и 92,45. Есть у вас вопросы?
— Теперь, конечно, нет.
— Мы составим административный протокол и материал придет в суд по месту вашей прописки.
— Какой суд? Берите 10 гривен и я поехал дальше…
— Мы сейчас денег не берем. А в случае нарушения составляется протокол, который передается в суд.
— Что значит «не берем»?! Мне некогда по судам ходить — нужно положить тещу в больницу, а потом я еду на машине в отпуск.
— Материал будет направлен в ваш районный суд и через месяц вас вызовут…
— А что, нельзя, чтобы я вам дал 10 гривен и все?.. Да можно! Посмотрите на мой талон — за 10 лет в нем нет ни одной записи. Ведь всегда же договаривался…
Но инспекторы составили протокол и …отпустили нарушителя! А как же взятка? Оказывается, предлагать деньги — это еще не взятка. Задерживать водителя можно только в том случае, если он даст деньги инспектору. Но и даже этого для задержания еще недостаточно. Нужно иметь двух свидетелей. Причем, свидетелей, которые согласятся подписаться в протоколе. Поэтому, задержать водителя, дающего инспектору деньги, образно говоря, — один шанс из тысячи. А может быть, и на миллион. Поэтому — то и столь невелико число задержанных. В случае задержания водителя, давшего взятку, на него составляется протокол и его передают в райотдел милиции, где будет решаться вопрос о привлечении к ответственности. Теоретически, за дачу взятки работнику ГАИ грозит штраф от 200 до 500 налогонеоблагаемых минимумов или ограничение свободы на срок от двух до пяти лет. Но реально водители-«взяткодатели» отделываются лишь легким испугом — их, продержан полдня в райотделе, отпускают по домам…
Добавить комментарий