Дезактивация, дегазация и дезинфекция автомобиля

Время на прочтение: 6 минут(ы)

Характерной особенностью атомного, химического и бактериологического оружия, помимо их поражающего действия непосредственно в момент нападения противника, является то, что в результате их применения оружие, автомобили, обмундирование и местность в течение длительного времени остаются зараженными и опасными для людей. Поэтому одной из важнейших задач защиты от оружия массового поражения является ликвидация последствий нападения противника — дезактивация, дегазация и дезинфекция автомобиля и оружия и санитарная обработка личного состава.

Работы по дезактивации, дегазации и дезинфекции автомобиля и оружия, а также по санитарной обработке водителя трудоемки и требуют большого количества специальных материалов. В боевой обстановке не всегда достаточно времени, чтобы полностью провести эти работы, тогда они проводятся частично. Но иногда боевая обстановка требует немедленного действия автомобиля, в этом случае водитель должен продолжать выполнять свою боевую задачу, используя индивидуальные средства противохимической защиты.

Во всех случаях работы по дезактивации, дегазации, дезинфекции и санитарной обработке должны вестись не в ущерб выполнению боевой задачи. Необходимость в этих работах, время их проведения, порядок и объем устанавливаются командиром.

Частичная дезактивация, дегазация и дезинфекция автомобиля заключается в удалении радиоактивных веществ, в обезвреживании или удалении отравляющих веществ, болезнетворных микробов и токсинов с тех зараженных мест автомобиля, с которыми водитель соприкасается во время работы. Если на автомобиле перевозится личный состав, то обрабатываются внутренние поверхности кузова и наружная сторона заднего борта. Из-за недостатка времени обрабатывается не весь кузов, а только сиденья и спинки сидений.

Рис. Места автомобиля, обрабатываемые при частичной дезактивации, дегазации и дезинфекции: а — наружные поверхности; б — внутренние поверхности и детали кабины

Для дезактивации автомобиля пользуются водой или специальными дезактивирующими растворами, а также дегазирующим раствором № 2.

Для дегазации используются дегазирующие растворы № 1 и 2 в зависимости от типа отравляющего вещества. Если тип отравляющего вещества не установлен, то вначале пользуются раствором № 1, а затем раствором № 2.

Для дезинфекции автомобиля пользуются специальными дезинфицирующими растворами, а также обоими дегазирующими растворами — сначала раствором № 1, потом раствором № 2.

Рис. Индивидуальный комплект приспособлений: 1 — резино-тканевый патрубок; 2 — крышка; 3 — шланг с краном; 4 — брандспойт; 5 — сердечник распылителя; 6 — колпачок распылителя; 7 — щетка; 8 — хомут; 9 — ручка скребка; 10 — крепежное кольцо; 11 — скребок; 12 — ветошь; 13 — сумка

Для проведения частичной дезактивации, дегазации и дезинфекции автомобиля используемся индивидуальный комплект приспособлений,который обычно размещается за спинкой сиденья или под сиденьем в кабине водителя. Резервуаром для рабочей жидкости (воды или специальных растворов) служит обычный бидон ёмкостью 20 л.

Комплект подготавливается к работе следующим образом. На бидоне, заполненном рабочей жидкостью, при помощи хомута 8 закрепляется насос для накачки шин. Затем на горловину бидона устанавливается крышка 2, на трубку которой предварительно надевается резино-тканевый патрубок 1, вставляемый внутрь бидона. К вентилю и трубке крышки присоединяются шланг насоса для накачки шин и шланг 3 с брандспойтом 4. После этого необходимо вынуть из колпачка 6 сердечник 5 распылителя и навернуть на брандспойт щетку 7.

Для проведения работ по дезактивации, дегазации или дезинфекции открывается кран на шланге и при помощи насоса в бидоне создается давление, обеспечивающее получение достаточно сильной струи жидкости. По мере расхода рабочей жидкости давление в бидоне падает и подача жидкости ухудшается; поэтому необходимо периодически подкачивать воздух в бидон насосом.

Рис. Обработка автомобиля с помощью индивидуального комплекта приспособлений

Обрабатывая автомобиль, его надо поливать только сверху вниз, чтобы не заражать уже обезвреженные места. Вначале обрабатывают двери кабины, затем стены кабины, капот, облицовку, радиатора, буфер, крылья, подножки, горловины баков для горючего и их крышки, внутренние поверхности кабины, спинки и подушки сидений, переднюю панель со щитком приборов, рулевое колесо с колонкой, рычаги и педали, пол кабины, а также весь инструмент и инвентарь. После этого обработанные места протираются насухо чистой ветошью, чтобы не оставались следы потеков рабочей жидкости и грязи.

Если автомобиль заражен жидкими радиоактивными веществами, а также отравляющими веществами и болезнетворными микробами (находящимися в жидкости), то надо сначала осторожно, не размазывая, сиять сухой ветошью капли и брызги этих веществ, а затем протереть зараженные места щеткой из индивидуального комплекта приспособлений, смоченной соответствующим специальным раствором. Обработанные поверхности после этого протираются насухо чистой ветошью.

В случае одновременного заражения автомобиля отравляющими и радиоактивными веществами, а также болезнетворными микробами и токсинами сначала проводится частичная дегазация, которая обеспечивает частичную дезинфекцию и дезактивацию автомобиля.

После окончания работы все металлические части индивидуального комплекта приспособлений промываются несколько раз в воде или бензине (дизельном топливе), после чего протираются насухо ветошью. Неокрашенные поверхности и резьбовые соединения тщательно смазываются смазкой УС и УСс.

При отсутствии специальных растворов и приспособлений для удаления с машин радиоактивных и отравляющих веществ, а также болезнетворных микробов и токсинов могут быть использованы подручные средства: трава, солома, земля, вода, горючее, снег и т.д.

При помощи подручных средств очищаются те же поверхности автомобиля и в той же последовательности, что и при обработке машин индивидуальным комплектом приспособлений.

Если машина заражена радиоактивной пылью или пылевидными болезнетворными микробами и токсинами, то необходимо вениками или жгутами, изготовленными из соломы, веток, травы, обмести наружные поверхности автомобиля, а затем чистым веником внутренние поверхности кабины. Эту операцию очень удобно и быстро можно выполнить на автомобилях с пневматическим приводом тормозов, обдув автомобиль сжатым воздухом.

После обметания (обдува) необходимо слегка смоченными в незараженной воде или в горючем тампонами из ветоши или пакли протереть места, с которыми водитель непосредственно соприкасается во время работы. Тампоны во время обработки нужно периодически поворачивать чистой стороной к обрабатываемой поверхности и по мере загрязнения менять. Затем обработанные влажными тампонами поверхности должны быть тщательно протерты сухой ветошью.

Если автомобиль заражен жидкими радиоактивными веществами или стойкими отравляющими веществами, необходимо сначала удалить капли и брызги этих веществ жгутами из ветоши, травы или соломы, а затем промыть зараженные места водой (горючим) или протереть землей (зимой снегом).

Зимой частичная дезактивация, дегазация и дезинфекция автомобиля может заключаться в обтирании зараженных поверхностей снегом в течение 10—15 мин. Остатки снега на обработанных поверхностях должны быть удалены ветошью, паклей или жгутами из соломы или сена.

Удалив с автомобиля радиоактивные и отравляющие вещества, все использованные веники, жгуты, тампоны, паклю и ветошь нужно зарыть в землю. Если же автомобиль был заражен болезнетворными микробами и токсинами, то использованные материалы должны быть сожжены.

Следует иметь в виду, что обработка автомобиля при помощи подручных средств ие обеспечивает полного его обеззараживания, но уменьшает возможность поражения водителя. Водитель должен помнить об этом и соблюдать меры предосторожности, а при первой возможности провести дегазацию и дезинфекцию автомобиля.

В отличие от частичной полная дезактивация, дегазация и дезинфекция автомобиля заключается в. удалении радиоактивных веществ, в обезвреживании или удалении отравляющих веществ, болезнетворных микробов и токсинов со всех поверхностей автомобиля и перевозимого груза. Это обязательно сопровождается полной санитарной обработкой водителя и полной дезактивацией, дегазацией, дезинфекцией его оружия, обмундирования, снаряжения и индивидуальных средств противохимической защиты.

Все указанные работы проводятся в незараженном районе на пунктах специальной обработки (ПСО) или непосредственно в частях (подразделениях) на специально развертываемых для этой цели площадках; при этом используются авторазливочные станции, автодегазационные машины, автоводомаслозаправщики, водомаслогрейки, мотопомпы, ранцевые дегазационные приборы, групповые и индивидуальные комплекты приспособлений для специальной обработки.

Работа по дезактивации, дегазации и дезинфекции автомобилей, оружия, обмундирования и снаряжения, а также санитарная обработка личного состава проводятся специальными командами обслуживания при участии водителей.

Автомобили, которые должны пройти обработку на пункте специальной обработки, сосредоточиваются в районе ожидания.

В этом районе водители без особых указаний самостоятельно проводят сначала частичную санитарную обработку, а затем частичную дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию автомобиля, оружия, обмундирования и снаряжения. Проведение этих работ сокращает время, необходимое для полной обработки, а иногда может и совсем исключить потребность в ней.

Из района ожидания автомобиль по приказанию командира направляется на контрольно-распределительный пункт, где проходит дозиметрический контроль. Если степень заражения автомобиля не превышает допустимых норм, то он направляется в район сбора. Если же степень заражения превышает допустимые нормы, то автомобиль следует на пункт специальной обработки.

если на автомобиле есть груз, то автомобиль разгружают, затем водитель устанавливает автомобиль на рабочее место, надевает средства противохимической защиты и вместе с командой обслуживания приступает к полной обработке автомобиля, оружия, инструмента и принадлежностей.

Полная дезактивация автомобиля осуществляется смыванием радиоактивных веществ струей воды, водными дезактивирующими растворами или дегазирующим раствором № 2. При этом протираются поверхности щетками, удаляются радиоактивные вещества щетками, кистями, тампонами из ветоши и пакли, обильно смоченными водой, специальными растворами или горючим, а также обдувом струей сжатого воздуха. Дезактивацию нужно проводить обязательно сверху вниз, направляя струю воды или раствора под углом к поверхности, чтобы вода (раствор), смывающая радиоактивные вещества, стекала на землю, а не разбрызгивалась по сторонам. При этом особенно тщательно обрабатываются фары, щели, сочленения деталей и места наиболее сильного заражения.

Полная дегазация и дезинфекция автомобиля- заключается в протирании всей поверхности автомобиля щетками, кистями и ветошыо, смоченными дегазирующими растворами № 1 и 2, а также специальными дезинфицирующими растворами.

По окончании обработки водитель переводит автомобиль на указанное ему чистое место для дозиметрического контроля. Если зараженность автомобиля выше допустимых норм, его возвращают на грязную половину площадки и подвергают повторной дезактивации. Если зараженность не превышает допустимых норм, иа автомобиль нагружают груз (груз предварительно также обрабатывается), а водитель направляется для полной санитарной обработки.

Пройдя санитарную обработку, водитель возвращается к автомобилю, чистит и смазывает личное оружие и инструмент, укладывает их в автомобиль и переезжает в район сбора. В районе сбора водитель протирает и смазывает автомобиль.

Частичная и полная дезактивация, дегазация и дезинфекция личного оружия водителя проводятся при помощи тех же материалов, которые применяются и при обработке автомобиля; порядок обработки такой же, как рассмотренный выше. После обработки оружие должно быть протерто насухо ветошью или паклей и смазано ружейной смазкой.

Все работы по дезактивации, дегазации и дезинфекции автомобиля и оружия должны проводиться в индивидуальных средствах противохимической защиты, которые снимаются после окончания работ только с разрешения командира. Во избежание поражения водитель при проведении дезактивационных, дегазационных и дезинфекционных работ не должен снимать и расстегивать средства защиты.

Работать нужно осторожно, не поднимая пыли и не создавая брызг; если же этого избежать нельзя, то работать так, чтобы пыль и брызги с зараженного автомобиля не попадали на окружающих людей.

Принимать пищу, пить и курить можно только с разрешения командира, после проведения санитарной обработки.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *