Роликовые стенды для диагностирования тормозных систем
Основными компонентами роликового стенда для диагностирования тормозных систем обычно являются:
- два взаимонезависимых комплекта роликов, размещенных в опорно-воспринимающем устройстве, соответственно для левой и правой сторон автомобиля;
- силовой шкаф;
- пульт управления;
- силоизмерительное устройство давления на тормозную педаль.
Автотранспортное средство устанавливается на стенд так, чтобы колеса проверяемой оси располагались на роликах.
Опорно-воспринимающее устройство предназначено для размещения опорных роликов и принудительного вращения колес диагностируемой оси автомобиля, а также для формирования (с помощью датчиков тормозной силы и веса) электрических сигналов, пропорциональных соответственно тормозной силе и части веса автомобиля, приходящейся на каждое колесо диагностируемой оси.
Рис. Компоновка стенда для проверки тормозных систем: 1 — пульт управления; 2 — розетка для подключения пульта; 3 — силовой шкаф; 4 — комплекты роликов
Опорно-воспринимающее устройство состоит из рамы коробчатого сечения, в которой на сферических самоустанавливающихся подшипниках расположены две пары опорных роликов. Эти пары связаны между собой приводными цепями. Каждая пара имеет автономный привод от соединенного с ним жестким валом мотор-редуктора мощностью 4.13 кВт. Электрический двигатель мотор-редуктора приводит ролики в движение и затем поддерживает постоянную скорость вращения. Электродвигатели могут приводиться в действие с помощью дистанционного управления, благодаря которому команды на измерения можно подавать из кабины автомобиля.
Рис. Опорно-воспринимающее устройство: 1, 5, 7, 10 — ролики; 2, 9 — мотор-редукторы; 3, 8 — тензометрические датчики; 4, 11 — следящие ролики; 6 — рама; 12 — датчики веса
Как правило, в тормозных стендах используются планетарные редукторы, имеющие высокие передаточные отношения (32…34), что позволяет получать небольшую скорость вращения роликов. Электродвигатель переменного тока приводит в движение ведущий ролик посредством зубчатой передачи. Задние концы мотор-редукторов установлены в сферических подшипниках, при этом сами агрегаты оказываются балансирно подвешенными. Корпуса мотор-редукторов связаны с тензометрическими датчиками 3 и 8.
Между опорными роликами установлены свободно вращающиеся подпружиненные следящие ролики 4 и 11, имеющие по два датчика: датчик наличия автомобиля на опорных роликах, который при опускании следящего ролика выдает соответствующий сигнал, и датчик слежения вращения колеса, выдающий сигнал при вращении колеса диагностируемого транспортного средства.
На раме снизу, под опорными роликами, размещены четыре датчика веса 12, имеющие на концах упоры для установки и фиксации опорного устройства в фундаментном приямке (или на раме).
Раму опорно-воспринимающего устройства укладывают на резиновые подкладки, чтобы погасить вибрацию. Поверхности роликов силовых стендов делают рифлеными со стальной наваркой, обеспечивающей постоянный коэффициент сцепления по мере износа роликов, или же покрывают базальтом, бетоном и другими материалами, обеспечивающими хорошее сцепление шин. Для лучшего сцепления роликов с шинами колес оба ролика делают ведущими, а расстояние между ними — таким, чтобы исключить возможность съезда автомобиля со стенда при торможении. Выезд автомобиля со стенда после проверки тормозов ведущей оси обеспечивается реактивным моментом мотор-редукторов или подъемниками, расположенными между роликами. Иногда для этой цели один из роликов (со стороны выезда) снабжают устройством, допускающим вращение только в одну сторону.
Тормозные стенды оборудованы специальными устройствами, предотвращающими пуск роликовых агрегатов в случае, когда одно или оба колеса блокированы. Таким образом автомобиль и шины защищены от повреждения роликами. Запуск блокируется также в случае нажатия педали тормоза раньше времени, слишком высокого сопротивления вращению роликов одного или обоих колес, зажатия тормозных колодок и т.п.
Для контроля усилия нажатия на тормозную педаль применяется специальное силоизмерительное устройство (педаметр). Данное устройство состоит из датчика давления на тормозную педаль (1) и указателя усилия нажатия (2). Датчик давления фиксируют на педали тормоза, а указатель усилия устанавливают в любом удобном месте или удерживают в руке. При нажатии на педаль тормоза через датчик давления в полости корпуса датчика пропорционально приложенной силе создается давление, контроль которого осуществляется по указателю.
Рис. Силоизмерительное устройство
Кроме рассмотренного силоизмерительного устройства могут применяться устройства, предназначенные для измерения силы на органах управления не только рабочей тормозной системы, но и стояночной. Датчик силоизмерительного устройства состоит из тензометрического датчика 6, на балку которого установлена стойка 2, контактирующая с шариком 4, металлического диска 3, резиновой мембраны 5, предохраняющей датчик от пыли и влаги.
Рис. Датчик силоизмерительного устройства: а — общий вид; б — датчик в разрезе
Регулируемый по длине ремень 1 предназначен для надевания датчика на педаль тормоза или на ступню водителя.
Перед проведением измерения при проверке рабочей тормозной системы датчик закрепляется на ступне водителя автотранспортного средства с помощью ремня. При этом подошва опирается на основание датчика, а мембрана остается свободной. При нажатии на мембрану усилие через диск, шарик, стойку передается на балку тензометрического датчика, а электрический сигнал, пропорциональный этому усилию, поступает на усилитель этого сигнала, расположенный в пульте управления.
Для измерения силы на органе управления стояночной тормозной системы служит дополнительная рукоятка, состоящая из кронштейна 1, ручки 2 и диска 3. При этом датчик мембраной устанавливается на диск, а ремень поворачивается на 180° и обхватывает рычаг стояночной тормозной системы.
Рис. Рукоятка
Добавить комментарий