Измерения на месте ДТП с применением базовой линии

Измерения на месте ДТП с применением базовой линии

Из существующих способов измерений наиболее удобно использовать систему прямоугольных координат, относительно осей которой измеряются расстояния до характерных точек фиксируемого объекта.

В качестве одной из осей координат могут быть условно использованы прямолинейный бордюр, прямолинейная (без повреждений) кромка проезжей части, стена здания либо линия, являющаяся ее продолжением, и другие объекты, ограниченные прямыми линиями.

Однако на месте ДТП не всегда имеется четкая линия, образованная, например, бордюрным камнем. Кромки проезжей части во многих случаях покрыты грунтом обочины, и четкая граница между ними не просматривается. Что же касается других типов дорог (гравийные, проселочные и т.п.), то они вообще не имеют четких границ, от которых можно было бы измерить точные расстояния до объектов дорожно-транспортной обстановки.

Схожие условия характерны для зимнего времени года, когда граница покрытия проезжей части и даже бордюры не просматриваются под слоем снега или наледи. В этих случаях необходимо в процессе измерений условно обозначить линию, от которой они будут производиться (в дальнейшем она будет именоваться базовой).

Время, затраченное на осмотр и измерения, значительно сократится, если набор измерительных и вспомогательных приспособлений будет состоять из рулеток различной длины (3, 10, 50 м) либо курвиметра, прочной бечевки (веревки) длиной 40-50 м, транспортpa, уровня, фотоаппарата и табличек с цифрами, которыми обозначаются объекты дорожной обстановки перед фотографированием.

Базовая линия проводится между двумя хорошо заметными объектами (ориентирами). Очень удобно обозначить эту линию на местности, натянув между выбранными объектами бечевку (веревку), а еще лучше — полотно достаточно длинной рулетки.

В качестве ориентиров могут быть использованы углы зданий, продолжения их стен, столбы электро-радиосети, деревья и т.п. Объекты-ориентиры, относительно которых проводилась базовая линия, должны быть четко обозначены на схеме, чтобы отыскание их на местности не вызывало затруднений.

На рисунке базовая линия проведена по касательной к столбам линии телефонной связи, которые расположены на значительном расстоянии от объектов ДТП, их положение должно быть зафиксировано. В этом случае можно было бы производить измерения до данной базовой линии. Однако при этом возникают неудобства, заключающиеся в том, что надо многократно преодолевать расстояния от этой линии до объектов дорожной обстановки, а в этом пространстве возможны различные препятствия, такие как кустарник, канавы, глубокий снег и т.п. К тому же при многократных измерениях расстояний от базовой линии, расположенной вдали от объектов дорожной обстановки, трудно проконтролировать перпендикулярность полотна рулетки к базовой линии.

Расположение базовой линии

Рис. Расположение базовой линии

Перпендикулярность полотна рулетки к базовой линии является одним из непременных условий точности измерений. Поэтому в данном и подобных случаях целесообразно расположить базовую линию в удобном для измерений месте (поближе к месту ДТП), проведя ее, например, параллельно базовой линии, проходящей, в рассматриваемом случае, у основания столбов телефонной сети. Для этого от базовой линии (от столба А) отмерим определенное расстояние (в нашем примере 25 м), проконтролировав перпендикулярность полотна рулетки к базовой линии. Этот контроль осуществляется следующим образом: отложим по полотну рулетки от базовой линии 4 м, а от места пересечения полотна рулетки и базовой линии по ней отложим 3 м. Перпендикулярность полотна рулетки к базовой линии будет соблюдена, если расстояние между отметками 3 м и 4 м составит 5 м (правило «египетского треугольника», см. рисунок).

Аналогично определяется расстояние в 25 м от столба Б. Линия (растянутая бечевка), проведенная через отметки 25 м, будет в этом случае параллельна базовой линии, и измерения расстояний до объектов дорожной обстановки будут производиться от данной линии. В других случаях линия, от которой будут производиться измерения, может быть и под углом к базовой линии, проходящей у столбов. Ее удобнее расположить так, чтобы она проходила, например, от столба А на расстоянии 25 м, а от столба Б — на 32 м. Построение этой линии производится так же, как и в предыдущем примере. Следует только помнить, что размерные линии, т.е. линии от объекта дорожной обстановки до базовой линии (от которой или до которой проводятся измерения), должны пересекать ее под прямым углом.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *