Измерения на месте ДТП с применением базовой линии
Из существующих способов измерений наиболее удобно использовать систему прямоугольных координат, относительно осей которой измеряются расстояния до характерных точек фиксируемого объекта.
В качестве одной из осей координат могут быть условно использованы прямолинейный бордюр, прямолинейная (без повреждений) кромка проезжей части, стена здания либо линия, являющаяся ее продолжением, и другие объекты, ограниченные прямыми линиями.
Однако на месте ДТП не всегда имеется четкая линия, образованная, например, бордюрным камнем. Кромки проезжей части во многих случаях покрыты грунтом обочины, и четкая граница между ними не просматривается. Что же касается других типов дорог (гравийные, проселочные и т.п.), то они вообще не имеют четких границ, от которых можно было бы измерить точные расстояния до объектов дорожно-транспортной обстановки.
Схожие условия характерны для зимнего времени года, когда граница покрытия проезжей части и даже бордюры не просматриваются под слоем снега или наледи. В этих случаях необходимо в процессе измерений условно обозначить линию, от которой они будут производиться (в дальнейшем она будет именоваться базовой).
Время, затраченное на осмотр и измерения, значительно сократится, если набор измерительных и вспомогательных приспособлений будет состоять из рулеток различной длины (3, 10, 50 м) либо курвиметра, прочной бечевки (веревки) длиной 40-50 м, транспортpa, уровня, фотоаппарата и табличек с цифрами, которыми обозначаются объекты дорожной обстановки перед фотографированием.
Базовая линия проводится между двумя хорошо заметными объектами (ориентирами). Очень удобно обозначить эту линию на местности, натянув между выбранными объектами бечевку (веревку), а еще лучше — полотно достаточно длинной рулетки.
В качестве ориентиров могут быть использованы углы зданий, продолжения их стен, столбы электро-радиосети, деревья и т.п. Объекты-ориентиры, относительно которых проводилась базовая линия, должны быть четко обозначены на схеме, чтобы отыскание их на местности не вызывало затруднений.
На рисунке базовая линия проведена по касательной к столбам линии телефонной связи, которые расположены на значительном расстоянии от объектов ДТП, их положение должно быть зафиксировано. В этом случае можно было бы производить измерения до данной базовой линии. Однако при этом возникают неудобства, заключающиеся в том, что надо многократно преодолевать расстояния от этой линии до объектов дорожной обстановки, а в этом пространстве возможны различные препятствия, такие как кустарник, канавы, глубокий снег и т.п. К тому же при многократных измерениях расстояний от базовой линии, расположенной вдали от объектов дорожной обстановки, трудно проконтролировать перпендикулярность полотна рулетки к базовой линии.
Рис. Расположение базовой линии
Перпендикулярность полотна рулетки к базовой линии является одним из непременных условий точности измерений. Поэтому в данном и подобных случаях целесообразно расположить базовую линию в удобном для измерений месте (поближе к месту ДТП), проведя ее, например, параллельно базовой линии, проходящей, в рассматриваемом случае, у основания столбов телефонной сети. Для этого от базовой линии (от столба А) отмерим определенное расстояние (в нашем примере 25 м), проконтролировав перпендикулярность полотна рулетки к базовой линии. Этот контроль осуществляется следующим образом: отложим по полотну рулетки от базовой линии 4 м, а от места пересечения полотна рулетки и базовой линии по ней отложим 3 м. Перпендикулярность полотна рулетки к базовой линии будет соблюдена, если расстояние между отметками 3 м и 4 м составит 5 м (правило «египетского треугольника», см. рисунок).
Аналогично определяется расстояние в 25 м от столба Б. Линия (растянутая бечевка), проведенная через отметки 25 м, будет в этом случае параллельна базовой линии, и измерения расстояний до объектов дорожной обстановки будут производиться от данной линии. В других случаях линия, от которой будут производиться измерения, может быть и под углом к базовой линии, проходящей у столбов. Ее удобнее расположить так, чтобы она проходила, например, от столба А на расстоянии 25 м, а от столба Б — на 32 м. Построение этой линии производится так же, как и в предыдущем примере. Следует только помнить, что размерные линии, т.е. линии от объекта дорожной обстановки до базовой линии (от которой или до которой проводятся измерения), должны пересекать ее под прямым углом.