Следы на месте ДТП

Следы на месте ДТП

Следы на асфальте

Следы на месте ДТП можно подразделить на следующие:

  1. следы колес ТС
  2. следы (точечные и линейные) деталей ТС на преградах, с которыми они взаимодействовали во время ДТП
  3. следы отделившихся от ТС деталей, частей, а также различного рода веществ (сыпучий груз, масло и пр.)
  4. следы от потерпевших
  5. следы на ТС

Следы на месте ДТП, оставшиеся от колес автомобиля, могут быть следами качения, торможения, заноса. Такого рода следы указывают на траекторию и направление движения ТС при ДТП.

Следы качения

На снегу, влажном песке, глине и т.п. эти следы представляют собой объемные отпечатки рисунка протектора.

Отпечаток — это след, оставляемый протектором шины на мягкой поверхности, когда колеса транспортного средства свободно вращаются. Отпечатки протектора хорошо видны вдоль и поперек следа.

На асфальтированном покрытии остаются отпечатки рисунка протектора в виде наслоения пыли, грязи, иных частиц после движения ТС по обочине, грунтовой дороге, при перемещении с влажных участков на сухие.

Если в следах отобразились частные признаки, в этом случае можно идентифицировать конкретное колесо ТС (индивидуальная идентификация).

Следы торможения (скольжения)

На асфальтированных сухих покрытиях — это смазанная в направлении движения полоса, а на грунтовых покрытиях — разрыхленная борозда.

Следы скольжения (юза) — это полосы, оставленные на дороге шинами заторможенных (не вращающихся) колес. Если шина скользит в плоскости колеса, то ее след легко отличить от отпечатка, так как рисунок протектора хотя и не виден поперек следа, но может оставлять определенное количество продольных линий. Когда шина скользит параллельно оси колеса, ширина следа равна длине зоны контакта шины с дорогой. В этом случае никакие особенности рисунка протектора не видны.

Влияние перераспределения массы автомобиля на следы скольжения. Перераспределение массы по осям при торможении транспортного средства часто позволяет определить, какими колесами оставлен след скольжения — передними или задними.

Если давление в шинах соответствует рекомендованному изготовителями, то при нормальном движении вертикальная нагрузка в зоне контакта протектора с поверхностью дороги распределена равномерно. При интенсивном торможении увеличение нагрузки на передние колеса создает такой же эффект, как и пониженное давление в шинах, а уменьшение нагрузки на задние колеса равносильно влиянию повышенного давления. Следы скольжения передних колес при перегрузке шин светлее в центре и темнее по краям. Это более характерно для радиальных шин, чем для диагональных.

Следы шин разгруженных задних колес светлее, с четкими продольными линиями от протектора, по которым можно определить длину следа, и с несколько размытыми краями.

Следы скольжения задних колес. В тех случаях, когда имеются следы скольжения только задних колес, необходимо вначале выяснить, не обусловлено ли это применением одного ручного тормоза (что часто приводит к заносу). Если это так, то следует уточнить мотивы действия водителя: или главная тормозная система неисправна, или нога водителя соскользнула с педали и пользование ручным тормозом было естественной реакцией на это. Следовательно, в зависимости от обстоятельств может понадобиться экспериментальное определение силы сцепления, развиваемой в дорожных условиях одним ручным тормозом. Для этого необходимо идентичное аварийному транспортное средство и с таким же грузом.

Однако, если затормаживались все колеса, то будет правильно заключить, что следы оставлены вследствие перераспределения массы, в результате чего уменьшилась сила, блокирующая задние колеса. Для подтверждения исправности тормозов на передних колесах следует проверить транспортное средство.

Необходимо отметить, что блокирование только задних колес при экстренном торможении представляет опасность, для уменьшения которой многие транспортные средства, особенно переднеприводные, снабжаются предохранительными клапанами, ограничивающими давление в гидроприводе тормозов задних колес. Однако эти устройства не всегда надежны, особенно на дорогах с низким коэффициентом сцепления.

Следы проскальзывания

Происхождение следов проскальзывания шин может быть различным, но во всех случаях они являются результатом одновременного скольжения и вращения колес. Ниже приводится описание различных типов следов проскальзывания, оставленных на месте ДТП.

Следы проскальзывания с пущенной шины очень похожи на следы скольжения передних колес. Однако тщательный осмотр позволяет обнаружить царапины на дорожном покрытии от мелких камней и песка, направленные вдоль следа, в то время как в следе от спущенной шины некоторые царапины ориентированы в поперечном направлении. Кроме того, след от спущенной шины обычно волнистый, а непрямолинейность его траектории часто свидетельствует об управляемом движении автомобиля.

Следы проскальзывания на повороте остаются, когда колеса свободно вращаются, но шины проскальзывают в боковом направлении под действием центробежной силы. Перераспределение нагрузки на внешние два колеса по отношению к центру поворота обычно приводит к возникновению следов проскальзывания только от этих колес, хотя на очень скользкой поверхности, как правило, это происходит от всех колес.

Следы задних колес транспортного средства обычной конструкции при нормальном повороте всегда находятся внутри следов передних колес, однако при заносе это правило часто нарушается. Нередко след проскальзывания представляет собой лишь узкую полосу, которая схожа с одной стороной следа скольжения шины переднего колеса. Такой след возникает вследствие того, что шина, деформируясь, как бы перекатывается в боковом направлении под действием центробежной силы.

Следы проскальзывания при замедлении возникают при интенсивном торможении на нескользкой поверхности колес без блокирования и перед блокированием. Они всегда предшествуют следам скольжения и лучше всего заметны по ориентированным вдоль направления движения небольшим царапинам от камешков и песчинок. Обычно невозможно определить, где кончается след проскальзывания и начинается след скольжения. Оба они включаются в измеряемый общий след торможения.

Следы проскальзывания при разгоне возникают, когда слишком велико тяговое усилие на ведущие колеса. Отличить их от следов замедления можно только при очень тщательном осмотре. При ускорении камешки и песчинки вырываются шиной из покрытия и, оставляя царапины, отбрасываются назад, в то время как при замедлении царапины появляются в результате вдавливания частиц в поверхность дороги и последующего их продвижения.

Следы проскальзывания при столкновении показывают точное место столкновения и имеют вид полос или характерных штрихов, направленных поперек линии движения транспортного средства. Следы скольжения блокированных колес под действием удара при ДТП заметно изменяют направление от первоначального. Свободно катящееся колесо при ударе в него может на мгновение заблокироваться и оставить на дороге короткий след скольжения, который можно обнаружить при внимательном осмотре,

Измерение и фиксация следов скольжения и проскальзывания. Необходимые данные для надежной оценки скорости движения транспортных средств, участвующих в ДТП, получают в результате осмотра и измерения следов шин на дороге. От тщательности выполнении этих операций во многом зависит результат расследования

Определение принадлежности следов конкретному транспортному средству. Весьма важно установить, какому конкретно транспортному средству принадлежат следы. Часто водитель признается, что следы оставлены его автомобилем, либо это утверждают свидетели. Иногда подтверждения свидетеля об имевшем место скрипе проскальзывающих шин бывает достаточно для идентификации следов. Если свидетелей ДТП нет, обнаружить признаки скольжения шин можно при тщательном осмотре, однако при удалении транспортных средств с места ДТП эти признаки быстро исчезают, так как масса оставленных на дороге частиц резины весьма мала. Если в ДТП участвовало более одного транспортного средства, то установить принадлежность следов помогают размеры колеи транспортного средства.

Начало и окончание следа. Точку, где началось скольжение шины, легче установить, если рассматривать след вдоль с некоторого расстояния под малым углом. При этом следует воспользоваться помощью ассистента, который отметил бы мелом указанную точку. Чтобы проконтролировать точность измерений, наблюдателю необходимо повторить процедуру, поменявшись местами с помощником.

Разрывы в следе скольжения. Разрывы в следе скольжения могут быть вызваны, во-первых, отрывом колеса от поверхности дороги. В этом случае разрывы очень короткие и многочисленные. Это вызвано малой нагрузкой на ось, что заставляет колеса подпрыгивать на неровностях дороги. До и после каждого разрыва тормозной эффект колеса весьма велик, что компенсирует его потерю во время отсутствия контакта шины с дорогой. Поэтому штрихи следа и разрывы между ними измеряются вместе, хотя следует указать длину и расположение каждого штриха. В вычислениях используется полная длина. Во-вторых; разрывы в следах шин могут быть вызваны периодическими нажатиями на педаль тормоза. Они обычно длинней разрывов, вызванных отрывом колес от дороги. Расстояния между видимыми частями довольно большие, так как водитель в экстремальной ситуации не способен столь часто прекращать и возобновлять торможение, чтобы возникший прерывистый след мог быть похож на изображение, создаваемое периодическим отрывом задних колес. В таком случае каждый отрезок следа данного колеса необходимо измерить отдельно, и в расчетах использовать, фактическую сумму этих отрезков.

Прямолинейное скольжение. Прямолинейным называется такое скольжение, при котором след хотя бы одного заднего колеса не выходит за пределы полосы, расположенной между передними колесами, при этом следы могут быть слегка искривлены.

Для проведения вычислений необходимо измерить наиболее длинный след, оставленный одним из колес, так как очевидно, что все они заторможены, пока хотя бы одно из них скользит по дороге. Действительно, если колесо еще не заблокировано, а другое уже начало скользить, тормозное усилие на него будет такое же или даже большее, чем на заблокированное.

Такое торможение характерно не только для мотоциклов, поскольку тормоза на их колесах имеют независимый привод, но и для других транспортных средств.

Скольжение с заносом. Следы заноса — это криволинейные следы скольжения, на поверхности которых имеются расположенные под углом к границам следа трассы, оставляемые выступами рисунка протектора.

В следах торможения и заноса, как правило, не отображаются идентификационные признаки колеса.

Признаком скольжения с заносом считается выход следов задних колес за пределы колеи передних колес транспортного средства. При этом транспортное средство наряду с перемещением вперед смещается вбок или вращается вокруг вертикальной оси.

При наличии следов скольжения с заносом необходимо измерить полную длину каждого из них (с учетом их кривизны) и определить среднюю длину, которая используется в дальнейших расчетах. Дело в том, что в отдельные моменты времени одна точка транспортного средства может почти остановиться, в то время как другие вращаются вокруг нее, в результате чего путь скольжения некоторых колес получается большим. Этот метод усреднения должен применяться только в случае примерно одинаковой нагрузки на задние и передние колеса, что характерно для легковых автомобилей и грузовых малой грузоподъемности, но не для тягачей с полуприцепом и грузовиков со сдвоенными задними колесами. В некоторых случаях для вычисления скорости достаточно зафиксировать часть следа, где происходило прямолинейное скольжение, без учета того места, где началось боковое скольжение или вращение транспортного средства. Характер возникающего на дороге рисунка зависит от соотношения скоростей вращения и прямолинейного продвижения транспортного средства. Это значит, что два следа не могут быть совершенно одинаковыми.

Изменение сцепных качеств покрытия дороги вдоль следа

Часто след, оставленный транспортным средством, проходит по участкам дороги с различным качеством покрытия, особенно когда торможение начинается на пересечении дорог, а заканчивается за ним. В таких случаях важно измерить длину следа в пределах каждого участка, т.е. от начала границы между участками с разными покрытиями и от этой границы до конца следа. Это необходимо для того, чтобы отдельно подсчитать потерянную скорость транспортного средства на начальном и последнем участке торможения и таким образом точно определить скорость перед торможением.

Следы мотоциклов

Интерпретация следов мотоцикла связана с определенными трудностями ввиду того, что каждое его колесо затормаживается независимо от другого. Опытный мотоциклист всегда применяет прерывистое торможение передним колесом перед тем, как ввести в действие ножной тормоз. В этом случае следы мотоцикла исследуются так же, как и следы торможения других транспортных средств, когда известно, что каждое колесо было заблокировано или торможение происходило в режиме, близком к блокировке. Если использовался только задний тормоз, то снятие вертикальной нагрузки с заднего колеса вследствие перераспределения массы проявляется в удлинении пути торможения, по которому трудно определить фактическую потерю скорости.

Ее можно оценить только при контрольном торможении одним задним тормозом на мотоцикле той же марки, причем вес водителя должен быть равным участвовавшему в ДТП. Важно, чтобы этот эксперимент проводился опытным мотоциклистом, так как очень сложно затормозить мотоцикл до полной остановки при блокировке заднего или переднего колеса.

Повреждения дорожного покрытия после столкновения

Транспортное средство, взаимодействуя с различными преградами в процессе ДТП, оставляет на них поверхностные и вдавленные (точечные и линейные — динамические) следы. Исследование этих следов позволяет решать идентификационные и ряд диагностических задач, что дает возможность уточнить место контактирования объекта с ТС и направление его движения после такого взаимодействия.

Этот вид следов может быть сгруппирован следующим образом:

  • царапины, наслоения, трассы, потертости на проезжей части дороги, образующиеся поврежденными частями ТС (тяги, рычаги, кожух защиты картера двигателя и др.)
  • повреждения дорожного покрытия при столкновении. Следы, возникающие во время столкновения, обычно короткие, но порой глубокие из-за развивающихся при столкновении огромных усилий. Иногда части транспортного средства отрываются при ударе и углубляются в покрытие дороги. Примером этому является карданный механизм, часто разрушающийся при встречном столкновении. По таким выбоинам зачастую может быть идентифицировано конкретное транспортное средство, а иногда они дают единственную возможность для определения точного месторасположения транспортного средства в момент удара
  • царапины, трассы, оставленные диском колеса ТС при повреждении шины и движении его на шине с недостаточным давлением
  • царапины, наслоения лакокрасочного покрытия (ЛКП), образующиеся при опрокидывании ТС

Царапины как следы очень важны для определения положения транспортного средства во время столкновения и особенно его перемещения после столкновения. Подобные следы могут появиться и при удалении транспортных средств с места аварии. Их можно исключить из рассмотрения, опросив при необходимости лиц, управляющих после аварийной эвакуируемой техникой.

Повреждения, показывающие путь перемещения транспортного средства после столкновения, часто имеют форму длинных тонких царапин, прочерченных его поврежденными частями, которые касались поверхности дороги (например, деталями подвески, после отрыва колеса, углом кузова и т.д.) Иногда повреждения могут быть в виде ссадин, коротких, плоских либо широких царапин, появляющихся из-за большой площади контакта автомобиля с дорогой, например при скольжении его крыши.

Тщательное изучение и сопоставление повреждений и материала покрытия с состоянием кузова и наоборот, можно использовать для определения не только пути перемещения транспортного средства, но и взаимного положения транспортных средств.

Важное значение для расследования ДТП имеют следы в виде отделившихся от ТС частиц и макро частиц ЛКП:

  • осыпи мелких частиц
  • осыпи почвы или грунта при ударе в момент наезда или столкновения. Место расположения наиболее мелких частиц или пыли в сочетании с другими признаками указывает на место столкновения
  • отделившиеся частицы и микрочастицы ЛКП помогают определить место контакта ТС с препятствием и направление перемещения ТС при его отбросе (их расположение может изменяться под действием ветра)
  • осколки стекол фар, подфарников, фонарей заднего вида. По участкам их рассеивания можно приближенно установить траекторию движения ТС после контактирования и определить место его остановки (при отсутствии ТС на месте происшествия)
  • следы выхлопных газов. По ним удается установить место остановки ТС, в том числе относительно границ проезжей части

Следы, оставляемые потерпевшими:

  • следы резиновой обуви при наезде заметны на бетонированной проезжей части, некоторые хорошо обнаруживаются на снегу и мягких грунтах. Такие следы, из-за того, что они могут находиться на некотором расстоянии от места обнаружения других следов наезда, крайне редко фиксируются. Следы обуви достаточно точно указывают на место наезда и направление приложенной силы
  • следы волочения тела потерпевшего. На асфальтированном покрытии это следы крови, а смешанные с асфальтной пылью или грязью, они имеют вид полос — отслоений пыли (грязи)
  • отброшенные личные вещи, находившиеся у потерпевшего (сумка, продукты и т.п.). Они могут располагаться как непосредственно в месте наезда, так и на некотором удалении от него по ходу инерционного движения ТС

Следы, возникающие на одежде и обуви потерпевших

Следы контактирования ТС с одеждой и обувью пешехода при наезде или его переезде

  • отпечатки (точечные следы) ободков фар, облицовки, декоративных и других деталей передней части ТС в виде наслоений грязи, примятости ткани одежды — по ним удается идентифицировать транспортное средство
  • порезы одежды стеклами фар в местах контактирования в виде линейных и точечных повреждений материала — по ним определяют взаимное положение потерпевшего и ТС
  • вкрапления отслоившихся от ТС частиц ЛКП на одежде пешехода
  • вкрапления микрочастиц (осколков) стекол, фар — по ним удается идентифицировать ТС, установить взаимное расположение ТС, и пешехода относительно друг друга
  • наслоения пыли, грязи в виде отпечатков рисунка протектора шины, который может быть несколько искажен вследствие смещения ткани при переезде тела. Такие следы пригодны для групповой идентификации шины и ТС, на котором могут быть установлены шины такого типа, а также для определения направления его движения
  • разрывы и деформации ткани одежды

Следы скольжения о поверхность дороги:

  • наслоения пыли, грязи, стертости поверхностного слоя и сквозные повреждения, возникающие в результате истирания материала одежды при перемещении тела по ровной поверхности дорожного покрытия (асфальта, бетона). По таким следам можно установить факт волочения тела после падения его на проезжую часть и направление смещения (дугообразные складки всегда направлены своей выпуклой частью в сторону, противоположную направлению смещения)
  • разрывы материала одежды при перемещении тела по неровной дорожной поверхности. Направление перемещения определяется по расположению угловых разрывов (угол раскрыт вперед, по направлению движения)
  • следы трения на подошвах обуви. По таким следам, как отмечалось ранее, можно установить направление смещения ноги в момент контактирования ее и ТС — по расположению стертости и направлению трасс на подошве

Следы контакта частей салона ТС с пассажирами и водителем

К данной группе следов относятся отпечатки рисунка накладок педалей на подошвах обуви водителя, рисунка ковриков на подошвах обуви пассажиров и водителя, следы и повреждения на различных деталях внутренней части салона (деформация рулевого колеса, приборного щитка, лобового стекла, пятна крови и др.), место нахождения лиц после ДТП.

При производстве комплексной судебно-медицинской и автотехнической экспертизы, изучив следы внутри автомобиля, направление действия сил на лиц, находившихся в нем на момент ДТП, а также характер телесных повреждений, можно установить взаимное расположение лиц, которые находились в ТС в момент ДТП.

Следы, возникающие при столкновении ТС

Много информации может, быть получено при изучении повреждений и конечного положения транспортного средства. Степень коррозии кузова (т.е. его состояние), различия конструкции кузовов, а также множественность точек, в которые мог прийтись удар, затрудняют вычисление сил, вызвавших конкретные повреждения. Необходимо заметить, что даже при сравнительно малых скоростях могут быть значительные повреждения.

Повреждения классифицируются по различным признакам, требующим в каждом конкретном случае тщательного изучения. Прежде всего следователь должен определить, поврежден ли автомобиль до столкновения или во время его, либо в результате его принудительного перемещения после ДТП, либо при освобождении из автомобиля пострадавших. Места старых повреждений обычно покрыты ржавчиной или высохшей дорожной грязью. Если повреждения являются результатом ДТП, их можно отнести к следующим категориям:

  • следы непосредственного контакта деформированных частей ТС при их соприкосновении. По таким следам удается ориентировочно представить себе взаимное расположение и механизм взаимодействия ТС во время ДТП
  • отпечатки отдельных участков, деталей одного ТС на поверхности другого. Выявив их, можно установить взаимное расположение ТС в момент их столкновения, а также идентифицировать следообразующий объект
  • потертости, царапины и т.п., возникающие в результате контакта транспортных средств. В таких следах содержатся отображения макро- и микрорельефа, необходимые для того, чтобы идентифицировать ТС, с которым произошло касательное столкновение, установить факт движения ТС при перекрестном столкновении, определить направление и относительную скорость его движения при попутном столкновении
  • аналогичные следы на деформированных нижних частях ТС, контактировавших с проезжей частью. По ним можно судить о направлении движения ТС после столкновения, уточнить место столкновения с учетом расположения оставленных этими частями следов на месте происшествия

Следы возникающие при наезде ТС на неподвижные объекты:

  • повреждения придорожных объектов, таких как опоры светильников и деревья, насыпи и ограждения. Они могут быть на некотором расстоянии от того места, где транспортное средство остановилось после ДТП, и поэтому их легко можно не заметить. По такому повреждению возможно установить путь движения ТС до столкновения и получить информацию о причинах возникновения ДТП, определить точку, от которой транспортное средство выехало за пределы проезжей части. Во время осмотра придорожной территории необходимо обратить внимание на возможные отпечатки шин и другие следы. При этом нужно иметь в виду, что ТС после наезда на один неподвижный объект или более может заметно развернуться, что затрудняет определение первоначального направления его движения. Следует, однако, быть предельно внимательным при идентификации транспортных средств, участвовавших в ДТП, и следов, так как некоторые объекты, например стены около узкой дороги или средства пассивной безопасности, имеют следы предыдущих наездов
  • наслоения краски ТС на поверхности неподвижного объекта. По ним удается установить групповую принадлежность ЛКП автомобиля
  • царапины, отпечатки деталей ТС на поверхности неподвижного объекта. При наличии таких следов можно определить направление движения ТС, идентифицировать следообразующий объект
  • наслоения микрочастиц ТС и преград. Эти следы используются для установления факта их контактного взаимодействия (задача решается комплексно с участием эксперта-трасолога)

Следы, возникающие при наезде на пешеходов:

  • деформации частей ТС, которыми был нанесен удар (вмятины на капоте, крыльях и других частях ТС, повреждения передних стоек кузова, лобового стекла). По таким следам можно судить о местонахождении пешехода относительно полосы движения ТС, а с учетом расположения следов колес ТС — уточнить место наезда
  • отпечатки фактуры ткани одежды на пластмассовых частях ТС (бампере), следы крови, волосы потерпевшего. По ним можно установить факт наезда, идентифицировать ТС, совершившее наезд
  • следы наслоений и отслоений на боковых частях ТС. Такие следы свидетельствуют о факте контактного взаимодействия ТС с пешеходом при касательном ударе

Следы, возникающие на ТС при его опрокидывании:

  • деформация крыши, стоек кузова, дверей. По ним устанавливают факт опрокидывания ТС и его направление движения
  • следы трения о поверхность проезжей части (разрезы, отслоения краски). Эти следы указывают на направление опрокидывания и изменение положения ТС при перемещении после опрокидывания
  • разрушение стекол, повреждение дверей. По ним удается уточнить механизм выпадения из ТС находившихся в нем лиц и предметов

Следы, возникающие до происшествия, при наезде ТС на твердые и острые предметы на дороге:

  • повреждения шины при наезде на острые предметы (разрезы, проколы)
  • повреждения диска колеса и подвески при наезде ТС на препятствие на проезжей части (посторонние предметы, выбоины)

По указанным следам можно уточнить механизм происшествия с учетом вызванных повреждениями изменений устойчивости и управляемости ТС (если предварительно будет установлено, что они возникли непосредственно перед происшествием).

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *