Система зажигания
На современных автомобилях используют системы зажигания двух типов:
- классическую
- электронную (контактную и бесконтактную)
Классическая система батарейного зажигания длительное время существовала без принципиальных изменений и совершенствовалась лишь конструктивно. Ограниченные возможности этой системы, повышенные требования к системам зажигания и развитие электроники привели к созданию электронных систем зажигания. Классическая система батарейного зажигания состоит из источников тока низкого напряжения — аккумуляторной батареи 21 и генератора, катушки зажигания 12, прерывателя 5, включателя зажигания 8, распределителя тока высокого напряжения 16, искровых свечей зажигания 19 и соединительных проводов низкого и высокого напряжения.
Рисунок. Схема батарейной системы зажигания: 1 — рычажок прерывателя; 2 — подвижной контакт; 3 — неподвижный контакт; 4 — кулачок; 5 — прерыватель; 6 — конденсатор: 7, 15 и 18 — провода; 8 — включатель зажигания; 9 — добавочное сопротивление (резистор); 10 — первичная обмотка; 11 — вторичная обмотка; 12 — катушка зажигания; 13 — сердечник катушки; 14 — включатель; 16 — распределитель; 17 — электроды; 19 — искровая свеча зажигания; 20 — ротор с токоразносящей пластиной (электродом); 21 — аккумуляторная батарея; 22 — амперметр.
Когда зажигание включено и контакты прерывателя 5 замкнуты, ток низкого напряжения подается от аккумуляторной батареи 21 или генератора по цепи: положительный вывод аккумуляторной батареи — амперметр 22 — включатель зажигания 8 — добавочное сопротивление (резистор) 9 — первичная обмотка 10 катушки зажигания 12 — подвижной контакт 2 прерывателя 5 — «масса» — отрицательный вывод аккумуляторной батареи 21.
Проходя по первичной обмотке 10, ток низкого напряжения создает вокруг ее витков плавно возрастающее магнитное поле.
Когда вращающийся кулачок 4 переместит рычажок 1 прерывателя 5, контакты 2 и 3 разомкнутся, ток низкого напряжения в первичной обмотке 10 прервется и магнитный поток вокруг нее исчезнет. Исчезающий магнитный поток пересечет витки первичной 10 и вторичной 11 обмоток катушки зажигания 12. Вследствие этого в первичной обмотке индуцируется электродвижущая сила (ЭДС) самоиндукции порядка 200…300 В, а во вторичной обмотке, имеющей значительно большее число витков, — 18…20 кВ. Напряжение во вторичной обмотке достаточно, чтобы между электродами свечи 19 создать надежный искровой разряд, зажигающий рабочую смесь.
Цепь тока высокого напряжения: вторичная обмотка 11 катушки зажигания 12 — провод 15 высокого напряжения — угольный электрод ротора 20 — один из электродов 17 крышки распределителя 16 — провод 18 — центральный электрод свечи — боковой электрод свечи — «масса» — отрицательный вывод аккумуляторной батареи — амперметр 22 — включатель зажигания 8 — резистор 9 — первичная обмотка 10 — вторичная обмотка 11 катушки зажигания 12.
Затем вновь происходит замыкание контактов прерывателя, так как кулачок 4 сойдет с выступа рычажка I прерывателя.
ЭДС самоиндукции замедляет процесс исчезновения тока в первичной обмотке и приводит к искрению между контактами 2 и 3 прерывателя, их окислению и разрушению. Для уменьшения воздействия ЭДС самоиндукции параллельно контактам прерывателя включен конденсатор 6, который в период размыкания контактов заряжается током самоиндукции, а затем, разряжаясь в обратном направлении, ускоряет исчезновение тока в цепи низкого напряжения, а следовательно, и магнитного потока, поэтому увеличивается ЭДС вторичной цепи и контакты 2 и 3 прерывателя предохраняются от обгорания.
В пусковых двигателях применяют систему зажигания от магнето. Основным прибором такой системы является магнето высокого напряжения. В нем совмещены функции генератора переменного тока, трансформатора, прерывателя и распределителя тока (в магнето одноцилиндрового двигателя отсутствует распределитель тока).
Добавить комментарий