Рис. Компоновка системы кондиционирования воздуха
Ha рисунке представлена компоновка системы кондиционирования воздуха, на которой показаны все ее главные компоненты.
Рис. Компрессор системы кондиционирования воздуха
Компрессор, показанный на рисунке приводится в действие ремнем от коленчатого вала двигателя и обеспечивает циркуляцию хладагента через систему. На рисунке показан компрессор поршневого типа с пластинчатым клапаном. Когда хладагент втягивается в цилиндр под действием поршня, клапан выхода закрыт высоким давлением с другой сторона. Когда же поршень начинает такт сжатия, клапан входного отверстия закрывается, а выходной клапан открывается. Этот компрессор управляется через электромагнитную муфту сцепления которой может управляться вручную или электроникой в зависимости от типа системы.
Рис. Конденсатор системы кондиционирования воздуха
На рисунке показан конденсатор, установленный перед радиатором транспортного средства. Он очень похож по конструкции на радиатор и выполняет похожую роль. Тепло отводится через алюминиевые трубы и ребра в поток набегающего воздуха или конвекцией. К напору воздуха при движении автомобиля при необходимости добавляется давление, создаваемое вентиляторами.
Рис. Ресивер-осушитель
На рисунке показан модуль ресивера-осушителя. Он установлен на стороне высокого давления между конденсатором и клапаном термостатического расширения. Это устройство характеризуется четырьмя особенностями:
- модуль имеет резервуар, в котором накапливается хладагент в периоды малой нагрузки;
- модуль снабжен фильтром, улавливающим циркулирующие в системе загрязнения;
- пар хладагента находится в этом модуле до тех пор, пока, наконец, не преобразуется обратно в жидкость под действием давления, создающегося насосом;
- осушающий агент удаляет любую влагу из системы. Вещество, используемое в системах с хладагентом R134A — цеолит. Некоторые изготовители рекомендуют, чтобы этот модуль был заменен, если система была открыта для доступа атмосферного воздуха.
В некоторых конструкциях ресивера-осушителя имеется смотровое стекло, чтобы через него следить за состоянием хладагента и работой системы. Хладагент, как правило, кажется прозрачным, если все в порядке.
Рис. Испаритель и клапан термостатического расширения
Клапан термостатического расширения показан на рисунке вместе с модулем испарителя. Он должен выполнять две функции:
- контролировать поток хладагента в зависимости от требований системы;
- уменьшать давление хладагента в испарителе.
Клапан термостатического расширения — простой шаровой клапан, управляемый через пружину с диафрагмой. Газ, давление которого сильно меняется в диапазоне регулирования (это может быть, например, углекислота), действует на диафрагму. Газ находится в закрытой системе, включающей капиллярную трубу и чувствительный элемент. Этот элемент закреплен на испарителе. Если температура испарителя растет, давление газа в элементе увеличивается и действует на диафрагму таким образом, чтобы шаровой клапан приоткрывался и обеспечивал больший поток хладагента. Если испаритель станет слишком холодным, то давление газа в чувствительном элементе уменьшится, и шаровой клапан закроется. Таким образом контролируется поток хладагента, и температура испарителя поддерживается достаточно постоянной при переменных условиях воздушного потока.
Модуль испарителя по конструкции похож на конденсатор, оребрение трубок увеличивает теплопередачу. Модуль устанавливается в автомобиле под приборной панелью и является частью полной системы обогрева и вентиляции. Хладагент изменяет состояние в испарителе с жидкого на парообразное. Так как воздух, проходящий через него, охлаждается, испаритель также удаляет влагу из воздуха. Это происходит потому, что влага из воздуха салона осаждается на ребрах испарителя и может быть выведена наружу. Действие испарителя в этой части походит на процесс осаждение влаги от теплого дыхания на холодном оконном стекле. На некоторых системах к испарителю крепится термистор, чтобы контролировать его температуру. Если температура падает ниже 3 или 4 «С, компрессор переходит в циклический режим работы, чтобы предотвратить замерзание влага на испарителе, что помешало бы воздушному потоку.
Обратите внимание на следующие моменты:
- существует связь между блоком управления кондиционированием воздуха и блоком управления двигателем. Это делается для того, чтобы можно было выключать компрессор при очень тяжелом ускорении и чтобы обеспечить лучшее управление холостым ходом двигателя;
- для охлаждения конденсатора используются сдвоенные вентиляторы. Они могут эксплуатироваться на двух скоростях при использовании реле — для медленной скорости их включают последовательно, для работы на полной скорости — параллельно;
- в системе используется ряд элементов, обеспечивающих безопасность, типа выключателей дуального давления.