Проходимость автомобилей и тракторов
Под проходимостью автомобиля и трактора понимается приспособленность автомобиля и трактора преодолевать своим ходом участки местности, представляющие значительное препятствие движению.
Проходимость обычно оценивается следующими параметрами:
- а) сцепной вес — вес автомобиля, приходящийся на ведущие колеса; для трактора — вес трактора является сцепным весом
- б) среднее удельное давление на дорогу в кг/см
- д) просвет между нижними точками шасси автомобиля и трактора и дорогой
- г) радиусы продольной и поперечной проходимости автомобиля
- д) передний и задний углы въезда автомобиля
- з) ширина преодолеваемых рвов
- ж) глубина преодолеваемого брода
Сцепной вес определяет возможную силу тяги автомобиля и трактора по сцеплению. С увеличением сцепного веса увеличивается и сила тяги по сцеплению. С увеличением числа ведущих колес увеличивается сцепной вес. У автомобилей со всеми ведущими колёсами сцепной вес равен весу автомобиля.
Проходимость автомобиля и трактора по местности и дорогам с мягким покрытием определяется главным образом удельным давлением.
С уменьшением удельного давления уменьшается глубина колеи и, следовательно, уменьшается сила, расходуемая на преодоление сопротивления качению. Удельное давление иа грунт составляет:
- а) для легковых 1,5—3,3 кг/см2
- б) для грузовых — 3,0—5,5 кг/см2
- в) для гусеничных тракторов 0,43—0,5 кг/см2
Просветы между нижними точками шасси автомобиля и трактора и дорогой характеризуют возможность движения по местности с вертикальными препятствиями, а также возможность преодоления автомобилем и трактором участков мягкого грунта, когда происходит погружение колес и гусениц в грунт.
Просвет составляет у современных автомобилей легковых — 180—250 мм; грузовых 200-320 мм, у тракторов — 350—400 мм.
Влияние на проходимость различных просветов между агрегатами одного и того же автомобиля и дорогой различно. Наибольшее значение для проходимости имеет величина просвета в середине базы автомобиля.
Для оценки проходимости вводится понятие продольного и поперечного радиуса проходиности.
Продольный радиус проходимости представляет собой радиус окружности, проходящей через низшую точку автомобиля и касательной к передним и задним колесам автомобиля.
Поперечный радиус проходимости представляет собой радиус окружности, проходящей через низшую точку оси автомобиля и касательной к колесам, расположенным на данной оси.
Чем меньше просвет автомобиля, чем ближе к центру, автомобиля располагается самая низкая точка и чем больше база, тем больше будет радиус продольной проходимости и проходимость автомобиля хуже.
Аналогично для радиуса поперечной проходимости указанные факторы имеют такое же значение, в этом случае вместо базы имеет влияние колея автомобиля.
Для оценки проходимости автомобиля через кюветы, выступы, бугры и другие препятствия служит величина углов переднего и заднего въезда автомобиля.
Углы перднего и заднего въезда образуются касательными, проведенными к передним и задним колесам из крайних точек, выступающих спереди и сзади частей автомобиля.
С увеличением этих углов увеличивается проходимость автомобиля.
Для проходимости трехосного автомобиля большое значение имеет возможный перекос осей, который будет определять величину радиуса продольной проходимости.
Возможность преодоления автомобилем и трактором различных рвов и канав определяется размерами колес (для автомобиля) и гусениц (для трактора).
Ширина рва, через которые может пройти двухосный автомобиль, ориентировочно может быть принята равной радиусу колеса.
Для автонобилей с двумя ведущими мостами ширина преодолеваемого рва несколько увеличивается.
Ширина рва, преодолеваемого гусеничных трактором, равна примерно половине длины опорной поверхности гусеницы трактора.
Кроме перечисленных параметров, проходимость автомобиля и трактора определяется также глубиной преодолеваемого брода.
Для современных автомобилей глубина преодолеваемого брода (без специальных приспособлений) лежит в пределах:
- для легковых — до 0,4 — 0,5 м
- для грузовых — до 0,6—0,9 м
- для гусеничных тракторов и тягачей глубина преодолеваемого брода составляет 0,6—1,2 м
Добавить комментарий