Проходимость автомобилей и тракторов

Проходимость автомобилей и тракторов

Под проходимостью автомобиля и трактора понимается приспособленность автомобиля и трактора преодолевать своим ходом участки местности, представляющие значительное препятствие движению.

Проходимость обычно оценивается следующими параметрами:

  • а) сцепной вес — вес автомобиля, приходящийся на ведущие колеса; для трактора — вес трактора является сцепным весом
  • б) среднее удельное давление на дорогу в кг/см
  • д) просвет между нижними точками шасси автомобиля и трактора и дорогой
  • г) радиусы продольной и поперечной проходимости автомобиля
  • д) передний и задний углы въезда автомобиля
  • з) ширина преодолеваемых рвов
  • ж) глубина преодолеваемого брода

Сцепной вес определяет возможную силу тяги автомобиля и трактора по сцеплению. С увеличением сцепного веса увеличивается и сила тяги по сцеплению. С увеличением числа ведущих колес увеличивается сцепной вес. У автомобилей со всеми ведущими колёсами сцепной вес равен весу автомобиля.

Проходимость автомобиля и трактора по местности и дорогам с мягким покрытием определяется главным образом удельным давлением.

С уменьшением удельного давления уменьшается глубина колеи и, следовательно, уменьшается сила, расходуемая на преодоление сопротивления качению. Удельное давление иа грунт составляет:

  • а) для легковых 1,5—3,3 кг/см2
  • б) для грузовых — 3,0—5,5 кг/см2
  • в) для гусеничных тракторов 0,43—0,5 кг/см2

Просветы между нижними точками шасси автомобиля и трактора и дорогой характеризуют возможность движения по местности с вертикальными препятствиями, а также возможность преодоления автомобилем и трактором участков мягкого грунта, когда происходит погружение колес и гусениц в грунт.

Просвет составляет у современных автомобилей легковых — 180—250 мм; грузовых 200-320 мм, у тракторов — 350—400 мм.

Влияние на проходимость различных просветов между агрегатами одного и того же автомобиля и дорогой различно. Наибольшее значение для проходимости имеет величина просвета в середине базы автомобиля.

Для оценки проходимости вводится понятие продольного и поперечного радиуса проходиности.

Продольный радиус проходимости представляет собой радиус окружности, проходящей через низшую точку автомобиля и касательной к передним и задним колесам автомобиля.

Поперечный радиус проходимости представляет собой радиус окружности, проходящей через низшую точку оси автомобиля и касательной к колесам, расположенным на данной оси.

Чем меньше просвет автомобиля, чем ближе к центру, автомобиля располагается самая низкая точка и чем больше база, тем больше будет радиус продольной проходимости и проходимость автомобиля хуже.

Аналогично для радиуса поперечной проходимости указанные факторы имеют такое же значение, в этом случае вместо базы имеет влияние колея автомобиля.

Для оценки проходимости автомобиля через кюветы, выступы, бугры и другие препятствия служит величина углов переднего и заднего въезда автомобиля.

Углы перднего и заднего въезда образуются касательными, проведенными к передним и задним колесам из крайних точек, выступающих спереди и сзади частей автомобиля.

С увеличением этих углов увеличивается проходимость автомобиля.

Для проходимости трехосного автомобиля большое значение имеет возможный перекос осей, который будет определять величину радиуса продольной проходимости.

Возможность преодоления автомобилем и трактором различных рвов и канав определяется размерами колес (для автомобиля) и гусениц (для трактора).

Ширина рва, через которые может пройти двухосный автомобиль, ориентировочно может быть принята равной радиусу колеса.

Для автонобилей с двумя ведущими мостами ширина преодолеваемого рва несколько увеличивается.

Ширина рва, преодолеваемого гусеничных трактором, равна примерно половине длины опорной поверхности гусеницы трактора.

Кроме перечисленных параметров, проходимость автомобиля и трактора определяется также глубиной преодолеваемого брода.

Для современных автомобилей глубина преодолеваемого брода (без специальных приспособлений) лежит в пределах:

  • для легковых — до 0,4 — 0,5 м
  • для грузовых — до 0,6—0,9 м
  • для гусеничных тракторов и тягачей глубина преодолеваемого брода составляет 0,6—1,2 м

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *