Тормозные свойства
Непрерывный рост количества эксплуатируемых автомобилей в мире и увеличение мощностных показателей применяемых в их конструкциях двигателей приводят к возрастанию плотности и интенсивности движения транспортных потоков. Последствия дорожно-транспортных происшествий, связанные с гибелью и ранением людей, потерей и повреждением материальных ценностей, наносят значительный ущерб экономике. Снижение вероятности возникновения дорожно-транспортных происшествий (повышение активной безопасности) в большей степени зависит от эффективности тормозной системы автомобиля, т.е. от его тормозных свойств.
Тормозные свойства — это совокупность свойств, определяющих максимальное замедление автомобиля при его движении на различных дорогах в тормозном режиме, предельные значения внешних сил, при действии которых заторможенный автомобиль надежно удерживается на месте или имеет необходимые минимальные установившиеся скорости при движении под уклон и др.
Тормозной режим — это режим, при котором ко всем или нескольким колесам подводятся тормозные моменты, а торможение — это процесс создания и изменения искусственного сопротивления движению автомобиля с целью уменьшения его скорости или удержания неподвижным относительно опорной поверхности.
Значительная часть аварий происходит из-за неисправности тормозной системы. Особенно тяжелые последствия вызывает неправильная регулировка или выход из строя одного из тормозных механизмов. В этом случае автомобиль заносит, и он теряет устойчивость. Следует отметить, что тягово-скоростные и тормозные свойства связаны между собой. Чем выше скорость автомобиля, тем больше внимания необходимо уделять безопасности движения, и тем лучше должны быть тормозные свойства автомобиля.
Тормозные свойства автомобиля могут обеспечиваться следующими тормозными системами:
- рабочая, предназначенная для торможения в любых условиях эксплуатации;
- запасная, предназначенная для остановки автомобиля в случае отказа рабочей тормозной системы (обычно используется контур рабочей тормозной системы с обеспечением не менее 30 % эффективности рабочей системы);
- стояночная, предназначенная для удержания автомобиля полной массы на уклоне не менее 16 % (в снаряженном состоянии уклон не менее 23 % — для легковых автомобилей и автобусов, 31% — для грузовых автомобилей и автопоездов) при усилии на рычаге ручного включения этой системы не более 392 Н;
- вспомогательная (тормоза-замедлители), предназначенная для длительного торможения на затяжных спусках без использования других тормозных систем.
Вспомогательная тормозная система применяется для исключения интенсивного изнашивания и перегрева тормозных механизмов на затяжных спусках.
Если торможение связано с регулированием скорости движения автомобиля, то такое торможение называется рабочим (обычно ускорение замедления на сухом асфальтобетонном покрытии составляет не более 3 м/с2). Торможение с целью обеспечения максимально быстрой остановки называется экстренным. Экстренное торможение в связи с угрозой аварии называется аварийным.
Добавить комментарий